Прошедшие пару недель выдались довольно мощными на различные рок-релизы, так что фигни вы здесь на найдете!

Cynic – Kindly Bent to Free Us
Купить в iTunes

a2258119394_2Cynic – легендарная группа, которая в начале девяностых навсегда изменила смысл понятия «экстремальная музыка». Гроул дэт-метала и молотилка барабанов перетекала в джазовые, яркие проигрыши с женским или «роботизированным» вокалом. Правда, после этого группа решила умереть лет так на десять, после чего вернуться – в совершенно другом жанре, с другим звуком и амбициями.  Теперь же эта трансформация из безумной метал-банды в сладкоголосых проггеров окончательно завершилась. Единственное, что меня сильно смутило в этом альбоме — это как он записан и сведен: звук глуховат, фанкующий бас звучит неуместно, а динамика как-то размазана по композициям. Будто участники собрались в гараже рубить метал, но потом резко вспомнили, что им за 40, ноги ломит от бласт-битов, а наверху спит дочка, которую будить не хочется. Ну ладно, что, будем играть потише и помягче! Но это на самом деле все ерунда и придирки. Потому что Kindly Bent to Free Us — великолепный альбом. Из-за озвученной проблемы полюбить его будет сложнее, чем тот же Traced in Air, но как только вы привыкните к необычной — да чего уж, уникальной! — манере группы излагать свои музыкальные мысли, то получите массу удовольствия. Kindly Bent to Free Us — это торжество изобретательных риффов, сложных структур, внимания к мельчайшим деталям — и в то же время здесь масса неожиданно цепляющих и западающих в голову вокальных мелодиям. Я слушаю этот диск уже две недели безостановочно, и чем дальше, тем лучше. Да, странностей звучания это не исправит, но материал остается невероятно качественным и захватывающим. Нужно просто поймать правильно настроение – а дальше Cynic все сделают сами.

Nao – III
Купить в iTunes

a2123427276_2Французский электронный проект Nao вырос из одного человека – композитора Пьера-Андре. Позже к нему присоединились еще трое (один из которых зачем-то графический дизайнер), а вот недавно был выпущен третий диск. Он довольно сильно отличается от предыдущих и представляет собой убойную смесь электроники/IDM и мощного метала, к которому иногда можно присовокупить приставку «пост-». При этом III звучит как хороший саундтрек к какому-нибудь крутому, стильному боевику, желательно научно-фантастическому. Здесь размашистые аккорды с въедливыми синтезированными ритмами подкрепляются массивными живыми барабанами – но голоса ни в одном треке нет. Каждая композиция – довольно яркая электро-идея, обмусоленная туда-сюда в разных ритмах и с разными акцентами. Конечно, не все идеи одинаково хороши, и во второй половине диск звучит именно как саундтрек – не самостоятельно и слегка механически. В любом случае, где-то за 3-4 трека до конца можно нажать «Стоп» и успокоиться.

Mantar – Death By Burning
Купить в iTunes

a0723340559_2Один из главных сюрпризов февраля для меня. Германский дуэт жирнейшей, монструозной гитары и зубодробительных ударных сбивает с ног, а потом для верности делает пару пинков под дых. Прямолинейные песни и меткие риффы не размениваются на фигню, а предпочитают с ходу рубить так, что успевай дух переводить. В этом главное идейное достоинство Mantar – тут нет концепции про королевство драконов или путешествие по вселенным, нет претенциозных эмбиент-вставок или психоделических проигрышей. Только сырой, злобный и дубовый метал. Причем это ни разу не звучит, как очередная обкуренная стоунер-группа, которая в промежутках между релизами альбомов трахает своих кузин и пьет Pabst Blue Ribbon ящиками. За спинами Mantar нет никакой ауры или истории. Зато есть мастерство и умелое цитирование андеграундной классики, от Carcass и Melvins до High On Fire и Iron Monkey. А еще здесь очень необычный для такой музыки вокал – почти животный рык, нечто среднее между гроулом и скримом. Звучит свежо, хотя привыкаешь не сразу.

††† (Crosses) – Crosses (†††)
Купить в iTunes

crosses-cd-coverЕсть мнение, довольно распространенное, что вокалист Чино Морено хорошо звучит только в родной группе Deftones, где успешно разукрашивает возведенные тяжелыми инструментами стены своим протяжным, страдальческим голосом. Что Team Sleep, что супергруппа Palms стала если не доказательством, то хотя бы аргументом для некоторых в пользу этой теории. Теперь к этому можно добавить и электронный трип-хоп проект Crosses. Честно говоря, этот полноформатный альбом на 2/3 состоит из прошлых EP, и лишь на треть – из нового материала. Так что лучшие песни Crosses мы, оказывается, уже слышали год и даже два назад, потому что новый материал, во-первых, не идет в никакое сравнение с EP 1 и 2, во-вторых, к середине начинает откровенно надоедать. Выносить стенания Морено под аморфную электронику довольно тяжело, хотя эмоций, казалось бы, предостаточно. На треке восьмом-девятом все превращается к одну вязкую, жалобную кашу, которую сложно разобрать и разделить на песни. У Crosses есть отличные песни, но для этого нужно скорее купить их два EP.

Yautja – Songs of Descent
Купить в iTunes

a4129076114_2Дебютный диск американского трио Yautja застал меня врасплох так же, как и немцы Mantar. Я просто тыкал по обложкам в разделе «Новые релизы» на Bandcamp, как вдруг по наушникам вдарил открывающий рифф песни Denihilist. Сырой, подвальный звук Yautja – один из главных козырей группы. Жирная и жужжащая, но четкая, как бас, гитара и невероятно объемные барабаны тут на первом плане, а ор отодвинут в миксе на второй план и служит скорее дополнительной ритмической опорой, нежели как мелодический инструмент.

Продакшн дебютного альбома очень сильно подкупает и превращает просто хорошие песни в невероятной мощи заряды, сметающие на своем пути всех непосвященных – поэтому тут много быстрых хардкор-краст песен по минуте-полторы. Это скелет всего альбома, отправные точки, начало, кульминация и финал. В такие моменты группа напоминает коллективы вроде The Secret, Trap Them, New Lows, Harm’s Way и All Pigs Must Die – то есть, техничный хардкор, раскаленный до состояния грайнда.

Другая сторона Yautja – это более продолжительные дум/сладж/пост-метал песни. И с ними у группы не всегда все хорошо – резкий и выпуклый саунд здесь начинает мешать, а сами композиции не очень складно соединяются в единую композицию. К счастью, таких неудачных треков здесь не очень много, поэтому дебют Yautja можно назвать одним из самых интересных. И хоть это начало их творческого пути, со своими промахами и неточностями, за этой группой определено стоит следить.