Коты — самые эффективные убийцы из существующих хищников. Они служили в римских легионах и были живыми богами в Древнем Египте. Они были нашими главными помощниками во время Неолитической революции. Если бы не их участие, мы, люди, могли провалиться как цивилизованный вид и до сих пор жили бы в каменном веке. Короче говоря, возьмите своего кота на руки и посмотрите внимательно: это не мы одомашнили их, а они милостиво выбрали нас в спутники.
Коты одомашнили себя сами — что говорит наука
В лекции «Как одомашнить котика?» биолог Иван Затевахин рассказывает, что предки наших кошек пришли в Евразию из Северной Америки. Пройдя через Берингов пролив, в те времена бывший перешейком, они широко расселились по нашему континенту.
Далее судьба привела их на Ближний Восток: как утверждает биолог Анна Иванова, генетика говорит о том, что все домашние коты произошли от одного вида дикой кошки — Felis silvestris lybica. Иванова предполагает, что одомашнивание произошло примерно тогда же, когда люди начали активно заниматься земледелием, то есть 10-11 тысяч лет назад на территории Плодородного полумесяца, где появились первые земледельческие общества.
Есть и вещественные доказательства. Пол Ринкон в статье «Археологи открыли древнейшего домашнего кота» рассказывает об обнаружении на Кипре неолитического захоронения человека вместе с кошкой. Этой могиле 9.5 тысяч лет. Причем захороненный мужчина обладал высоким статусом: могила была засыпана охрой, в ней лежали кремневые инструменты, каменный топор и шлифованный камень. Принесенная в жертву восьмимесячная кошка по внешнему виду очень близка к своему прародителю, Felis silvestris lybica, что еще раз подтверждает вывод генетиков. Да и на Кипре нет своих, автохтонных представителей кошачьего племени. В общем ученые считают, что люди, заселившие остров, привезли животное с собой.
Так как же наши предки одомашнили кошку? Похоже, никак. Иван Затевахин в вышеназванной лекции утверждает, что произошло самоодомашнивание. 10-11 тысяч лет назад, когда наши предки перешли от охоты к сельскому хозяйству, им понадобились амбары и зернохранилища. А к такой дармовщине — целой горе лежащего зерна — тут же потянулись все грызуны округи. И погибнуть бы нашим предкам с голоду, если бы рядом не охотились дикие кошки. Они начали подтягиваться поближе к людским поселениям и активно истреблять поголовье вредителей.
Как рассказывает Иван Затевахин в эпилоге к своей лекции, изначально кошки — невыносимые индивидуалисты, однако они начали менять свое поведение и уживаться друг с другом. Люди, заметив, какую пользу приносят эти степные животные, всячески подкармливали их и охраняли, иногда спасая котят, по каким-то причинам оставшихся без материнской заботы.
Так начался союз двух видов. Люди старательно заботились о полезных зверях, а кошки постепенно привыкали к двуногим. По сути коты сами себя одомашнили, научившись взаимодействовать с нами. Анна Иванова в вышеназванной лекции рассказывает, что домашние кошки отличаются от диких предков немного меньшим мозгом и более могучим пищеварением. И это логично, ведь под защитой человека им нужно выполнять гораздо меньше задач, но при этом приходится есть гораздо более разнообразную пищу. Второе тоже понятно: люди подкармливают питомцев тем, чем в природе хищник не питается, отсюда и изменения в пищеварении.
При этом кошки стали самым эффективным хищником на планете. В 60% случаев их охота заканчиваются удачно, и на них с завистью смотрят волки, тигры и львы, чья охотничья статистика выглядит гораздо скромнее.
Так коты начали триумфальное шествие по миру и дошли до Древнего Египта, где стали богами.
Пушистые боги — кошки в Древнем Египте
Попав в Древний Египет с Ближнего Востока, кошки быстро завоевали там такую популярность, что были обожествлены. Многие египетские боги изображались с головами кошачьих — львов или кошек. Даже великий бог Ра иногда превращался в рыжего кота.
Самой главной кошачьей богиней стала Баст или Бастет, покровительница веселья, грации, женской красоты и домашнего очага. Поклонялись ей больше всего в городе Бубастис, где построили храм. Причем для его украшения использовали драгоценности, награбленные в военных походах.
Как рассказывает Глеб Таргонский в статье «Бубастис – великий город кошек», на праздник сюда устремлялись десятки тысяч людей. Они плыли на кораблях, играя на флейтах, кричали, пели и хлопали в ладоши. У некоторых женщин в руках были трещотки, которые имитировали мурчание котов. Подплывая к прибрежному городу, женщины с кораблей впадали в неистовство: спускались на берег, издевались над местными женщинами, а некоторые задирали подолы, демонстрируя свои прелести. Прибыв в Бубастис, люди устраивали празднество с жертвоприношениями и выпивали виноградного вина больше, чем за весь предыдущий год.
Однако кошки пользовались уважением не только в Бубастисе. Во всем Египте их любили и почитали. Схвативший кота за шкирку или дернувший за хвост подвергался наказанию, а убивший приговаривался к смерти. Глеб Таргонский пересказывает байку о том, что во время римского владычества один римлянин переехал кошку на колеснице. Его тут же убил египетский воин при полной поддержке толпы.
Египтяне так любили своих питомцев, что когда начинался пожар, сначала оцепляли специальное пространство, где сторожили кошек, чтобы они не пострадали от огня, и уж потом спешили тушить огонь. Тот же Геродот рассказывал, что для ритуального кормления кошек египтяне брили головы детям, взвешивали волосы и в зависимости от веса выдавали серебра специальному жрецу, который на эти деньги нарезал котам рыбы.
Если кот умирал, семья погружалась в семидесятидневный траур. Все домочадцы сбривали брови и подбривали их, пока не закончится скорбь, а само животное бальзамировали и хоронили в Бубастисе. Даже игры с кошками были ритуализированы: жрецы Бастет брали папирус с перьями на веревочке и при огромной толпе развлекали кошек.
Такая любовь сыграла с египтянами злую шутку. Во время завоевания Египта персидским царем Камбизом II на пути врага встала крепость Сена (по-гречески Пелусий). Гарнизон не желал сдаваться, и тогда персы пошли на хитрость. Они собрали всех священных животных египтян: собак, кошек и аистов, и, взяв их в руки как щиты, пошли на приступ. Египтяне были не в силах стрелять по священным животным и лишь бессильно наблюдали, как враги захватывают крепость и устраивают жуткую резню.
Усатые легионеры — кошки в Древней Греции и Риме
На Пелопонесском полуострове кошки далеко не сразу завоевали любовь эллинов, поначалу как ловцы крыс они соперничали с хорьками. Но со временем их оценили, полюбили, и в некоторых полисах даже ввели наказание за плохое к ним отношение, вплоть до смерти.
А вот у римлян отношение к котам было попроще, и наказаний не было. Глеб Таргонский в статье «Древний Рим: за славу, за свободу, за кошек!» пишет, что иногда зверей умерщвляли, чтобы сделать лекарство, а для вытаскивания рыбьих костей, застрявших в горле, применяли кошачий кал.
Тем не менее, животных любили, и они сопровождали римлян с рождения. В статье «Боевые коты» римских легионов» уже не раз упомянутый Глеб Таргонский пишет, что граждане клали кошек в колыбель к младенцу, чтобы те согревали ребенка.
Но кроме милых функций у котов была и серьезнейшая работа — они служили в легионах. Известны сметы, где прямым текстом написано: закупить столько-то котов для такого-то легиона.
Очевидно, что хвостатые легионеры истребляли полчища крыс и мышей, которые были серьезнейшими врагами лагерных запасов еды и кожаной амуниции. Коты так хорошо прижились в легионах, что их иногда изображали на знаменах, а солдаты рисовали любимцев на щитах. Шестая когорта преторианской гвардии (охрана императора) называлась «кошачьей», а воины ее звали себя «боевыми котами».
Как бы то ни было, кошки прошли долгий путь до нашего дивана: они спасали зерно, были богами египтян и даже воевали вместе со знаменитыми римскими легионами.