На протяжении тысяч лет наши предки жили бок о бок с медведями и вынуждены были приспосабливаться к соседству с этим умным и чрезвычайно опасным зверем. Именно поэтому сюжет преданий и сказок многих народов, особенно северных, часто крутится вокруг этого могучего существа. Мы уже рассказывали, как не огрести от медведя, делились охотничьими байками, а теперь пришло время для мифов о медведе. Об этом наша статья.
Странные и жуткие эскимосские мифы о сотворении мира
Среди мифов, в которых так или иначе фигурирует медведь, часто встречаются космогонические мотивы. В них отражены представления разных народов о создании звезд, зверей, а часто и самого косолапого.
К примеру, в книге специалиста по медведям Михаила Кречмара «Мохнатый бог», приводится миф о появлении звезд, который рассказывали друг другу эскимосы Канады. Однажды три охотника в собачьей упряжке заметили медведя и погнались за ним. Сани неслись стремительно, но догнать зверя не могли. Вдруг мохнатый взмыл в воздух. Охотники тоже не растерялись и прямо с санями полетели по небу. Мальчонка, ехавший с ними, отвлекся, поднимая выпавшую рукавицу, и выпал из повозки. Встав, мальчик увидел, что медведь превратился в звезду Бетельгейзе в созвездии Ориона, охотники — в Пояс Ориона, а нарты — в Меч Ориона. С тех пор звездные охотники до сих пор и гоняются за зверем по небу.
Не все предания о медведях столь лиричны. Еще один миф, приведенный Кречмаром, гораздо суровее. В стародавние времена, когда еще не было животных, люди питались тем, что находили на поверхности моря. Среди них жила женщина, потерявшая мужа. Однажды охотники решили избавится от нее: вывезя в море, столкнули в воду. Женщина зацепилась пальцами за лодку, и тогда охотники отрубили ей пальцы. Большой палец превратился в моржа, указательный — в тюленя, а средний — в белого медведя. Женщина попросила животных отомстить за свою гибель, однако два первых существа слишком трусливы и всегда убегают от человека. Но только не белый медведь! Помня просьбу своей создательницы, он бросается на всех людей, чтобы отомстить им.
Третий миф рассказывает о появлении красных медведей. Кречмар предполагает, что под этим названием скрываются медведи Ричардсона. В эскимосском предании говорится о мальчике, жившем в тундре южнее устья Юкона. Однажды он попал к плохим людям, которые избили его, сломали каяк и долго держали в рабстве. Когда же сердобольный мужчина отпустил мальца, он нажаловался своей тетке. Та взяла кусок дерева, вырезала из него медведя, покрасила бока красным, а шею — белым. Потом она положила фигурку в воду и приказала убить тех, кто обижал ее племянника. Фигурка превратилась в огромного медведя, который не только перебил половину села, где держали мальчишку, но и устроил настоящий геноцид везде, где проходил. Когда он уже собрался убить всех в деревне, где проживала сама тетка, та поймала медведя и приказала жить в тундре и убивать только тех людей, которые на него нападают.
Медведь как личный тренер и сексуальный партнер
Кроме мифов о сотворении чего-либо, медведи из преданий часто участвуют в жизни людей, являясь их родичами, занимаясь с ними сексом и производя потомство. Доктор исторических наук Алексей Бурыкин в статье «Мифологические рассказы о медведе у народов Северо-Восточной Азии и Северной Америки» приводит множество подобных преданий.
Например, у юкагиров имеется легенда о брате и сестре-сиротах, которые были потомками медведя. Став взрослым, брат идет в лес и встречает потапыча. Потом сюжет становится как в «Кровавом спорте» с Жаном-Клодом Ван Даммом. Медведь, узнав потомка, принимается его учить. Малец бегает по лесу и под руководством мохнатого поднимает тяжести, становясь сильным героем. Затем, как и герой Жана-Клода, он отправляется на состязания, где всех побеждает, становится богатым и знаменитым. Неплохой сюжет для фильма!
Не менее закрученный сюжет у другого юкагирского мифа. Девушка с подругами идет за ягодами и теряется. Ее находит медведь и оставляет жить с собой в берлоге. Он занимается сексом с девушкой, и та рожает ему медвежонка. Однажды молодая мать встречает в лесу другого медведя, который просит ее вдеть ему в уши серьги. Украсившись таким образом, мохнатый нападает на мужа девушки и та, пользуясь суматохой, сбегает к людям. Придя в селение, она видит прекрасного юношу, утирающего пот. Вот только в его ушах — те самые серьги. Узнав своего спасителя-оборотня, она выходит за него замуж, и они живут долго и счастливо.
У эвенов бытовала такая легенда. Одна девушка зимой провалилась в берлогу. Медведь не стал ее убивать и кормил до весны, давая пососать лапу. Как только снег сошел, красотка вернулась к родителям, но, как позже выяснилось, беременной. Родились медвежонок и мальчик. Росли они вместе, но затем медведь ушел в лес. Торгани (так звали мальчика) возмужал и отправился искать брата. Он хотел вызвать его на поединок и поставил на дереве со следами когтей свой знак. Медведь набросился на него и покалечил, но Торгани смертельно ранил его острым камнем. Перед смертью мохнатый научил братоубийцу, как праздновать уркачак — праздник, посвященный медведям.
Особо изощренные мифы о медведе
Настоящие шекспировские страсти разгорелись в предании, существовавшем у орочей. Младший брат воспылал к сестре греховной страстью, и чтобы избежать инцеста, девушка ушла в лес, где вышла замуж за медведя. Брат последовал за ней и напросился жить в берлоге. Позже медведь-муж погиб по вине любителя кровосмешения во время поединка со своим врагом. После этого сестра ушла с детьми еще дальше в тайгу, наказав родственнику не убивать медведицу с медвежатами. Естественно, горе-братец нарушил этот наказ и нашел на убитой медведице женский нагрудник и подвески, поняв, что стал еще и сестроубийцей. Напоследок он забрал медвежат, детей сестры, но даже тут оказался бестолковым. В итоге они исчезли, и орочи считают, что их забрала некая «лунная старуха».
В жутковатом мифе алеутов медведь предстает настоящим монстром. Мальчик по имени Униках потерял мать, которая ушла за мхом и не вернулась. Его вырастили бабушки, и после того, как они умерли, парень пошел искать родительницу. Нашел он ее в берлоге у медведя, который сразу проглотил его, несмотря на протесты женщины. Но Униках был не так прост: вскрыв изнутри брюхо людоеду, он помог матери разделать тушу своего поглотителя. Пленница отрезала у медведя пенис, заявив, что «этим медведь сильно ее мучил». Так выяснилось, что людоед был еще и насильником.
Миф о жене-медведице
Выше уже упоминался юкагирский миф, где фигурировало превращение человека в медведя. Подобные истории есть и у других народов. Например, у чукчей есть предание о мужчине, взявшем в жены медведицу. Перед этим охотник повстречал потапыча, а тот оказался волшебным. Сначала он убил человека, потом воскресил и привел в свое поселение.
В деревне медведей охотник нашел себе невесту-медведицу и привел ее к людям. И хотя она превратилась в девушку, привычка есть сало кусками у нее осталась. Эта манера раздражала одну старуху, и в итоге девушка вынуждена была уйти. Охотник отправился за ней к медведям, и те устроили мужу проверку — состязания, где нужно ловить нерп и доставать камни со дна моря. Мужчина все выиграл, забрал обратно жену и, придя к людям, убил старуху и жил долго и счастливо.
Мифы о медведях и мести
Нередко в мифах о медведях фигурирует мотив мести. В русской сказке, записанной в Вологодской области собирателем фольклора А.Н. Афанасьевым, медведь предложил старику побороться, но дед подло отрубил ему лапу топором и принес бабке, сказав сварить из нее суп. Медведь сделал себе деревянную лапу из липы, нашел бабку с дедом, убил и съел.
Иногда объектом мести становятся сами медведи. Эскимосы Аляски рассказывали историю о беременной женщине, забравшейся в берлогу. Медведица убила ее, но ребенка оставила и начала растить как своего сына, обучая охоте и прочим хитростям жизни в лесу. Однажды подросший парень повстречал родственников и понял, почему так отличается от приемной матери. Он в ужасе догадался, чьи кости лежат в родной берлоге. Попросив деда научить способу мести, он столкнул убийцу матери в огонь и вернулся к людям. Правда, полноценным человеком он так и не стал и никогда не женился.
Ну а самую эпичную легенду о мести приводит историк Владимир Петрухин в книге «Мифы финно-угров». Некий герой по имени Усынг-отыр-ойка (Городской богатырь) убил медведя и надругался над его останками, разрубив шкуру, а мясо бросив псам. Дух медведя обиделся, пожаловался богу Нуми-Торуму и, превратившись в длиннохвостую мышь, обошел семь берлог, собрав медвежье воинство. Однако Городской богатырь с сыновьями отбил нападение. Тогда Нуми-Торум спустил с цепи первопредка медведей и тот разорвал святотатца в клочья.