2016 снова нанес свой удар: 3 июня скончался Мохаммед Али — легендарный спортсмен, который сам по себе стал синонимом слова «бокс» для нескольких поколений любителей контактных соревнований. Если имя, данное ему при рождении, Кассиус Клей-младший, известно многим, то историю его убеждений можно назвать очень странной и мало освещенной. Отвратительные мужики решили изучить вопрос и разобраться, какую роль в жизни легенды сыграла «Нация Ислама», Малкольм Икс, сегрегация и прочие атрибуты расового и религиозного конфликта людей разного цвета.
«Моя война была духовной. Не той войной, из-за которой умирают… Я потерял титул чемпиона, лишился финансовой безопасности. Но я добился другого, более великого»
— Мохаммед Али
Мохаммед Али был выдающимся боксером, но история его духовных метаний вне ринга может быть интереснее историй его нокаутов и побед. Все же он был не машиной, молотящей кулаками, но человеком со своими убеждениями, идеалами и ценностями. Его связь с очень неоднозначной организацией «Нация ислама» — тема, которой хватило бы не на одну статью.
Почему мы ниже, чем они?
В городе Луисвилл, где в 1942 родился Клей, к черным относились весьма паршиво даже по тем временам: отдельные туалеты, отсутствие обслуживания в ресторанах и прочие признаки расизма в духе пятидесятых. Однажды в жаркий день десятилетний Кассиус и его мать, Одесса Клей, ждали автобус на остановке; пареньку захотелось пить, и женщина постучалась в ближайшее кафе, чтобы попросить стакан воды для сына. Ей ответили резким агрессивным отказом и захлопнули дверь перед носом. Такие ситуации случались все чаще, и это очень сильно воздействовало на маленького Кассиуса, который вечерами плакал и задавал простой вопрос: «почему мы ниже, чем они?».
Всю жизнь Мохаммеда преследовал расизм — от бытового до идеологического. Сколько бы медалей у него ни было на груди, его все равно отказывались обслуживать в ресторанах, сколько бы чемпионских поясов он ни носил, на него всегда смотрели косо и враждебно. Все эти взгляды и унизительные попытки добиться уважения заставили Клея задуматься о том, все ли он в своей жизни делает правильно.
Что, если Иисус был черным?
В 1959 году, когда Кассиус уже одержал более сотни побед на любительском уровне и был готов ехать на Олимпиаду-1960 в Рим, боксер впервые услышал выступление лидера «Нации ислама» Элайджи Мухаммеда. В тот период эта организация проповедовала идеологию «черного национализма», направленную на полную изоляцию от белых, и ратовала за достижение черными независимости в экономической и религиозной сферах. Вместе с тем, учение осуждало употребление алкоголя, участие в азартных играх, физическое насилие над черными женщинами и неспособность защитить семью от нападок белых.
Строго говоря, эта организация имело мало общего с традиционным исламом и в основном ограничилась заимствованием названия и некоторых идей. «Нация ислама» была именно формой протеста против привилегированного положения белых. Ее истоки были скорее социально-идеологическими, чем религиозными. Хотя со временем, как это часто бывает, она развилась и в полноценный культ.
Спустя год после услышанной речи Элайджи Мухаммеда, в период тренировок в Майами, Кассиус уже лично познакомился с Абдулом Рахманом. Тот был одним из ярых последователей и проповедников «Нации ислама» и пригласил боксера послушать в мечети его лекцию «Об истории наших предков».
Абдул с болью в сердце говорил о лишениях черных, вплоть до «знаний о своей расе», так как черных, по его словам, учили ненавидеть себя и свой род. Чтобы уничтожить напоминание о предках, рабовладельцы нарекали черных рабов в свою честь, клича по своей же фамилии, в прямом смысле считая личной собственностью.
Впоследствии Рахман разъяснил Кассиусу основные положения идеологии «Нации». Они не могли не понравиться горячему, натерпевшемуся от белых и при этом довольно наивному боксеру. Утверждалось, что первым и истинным народом на Земле была черная раса, которой уже более 60 миллиардов лет, а белые люди — создания безумного ученого Якуба, которые появились на свет 6600 лет назад, когда с помощью селекции из африканцев вывели евреев, а затем и остальные светлокожие народы.
Кроме того, одним из главных постулатов была идея о том что основатель «Нации ислама», Фард Мухаммед, является в прямом смысле Богом в человеческом теле и долгожданным Мессией христиан и Махди мусульман. Эта часть учения кажется едва ли не более странной, чем все сказанное до этого. Дело в том, что несмотря на все убеждения о превосходстве черной расы и панафриканизме, сам Фард был, очевидно, белым. Парадоксальным образом это нисколько не смущало его ярых последователей. В 1934 году он бесследно исчез, что только подтвердило в глазах верующих его сверхъестественное происхождение.
Рассказ Абдула Рахмана произвел на Клея неизгладимое впечатление и запал Кассиусу в душу. Но по-настоящему он проникся идеей после случившегося с ним конфуза по возвращении с победной Олимпиады. В аэропорту родного Луисвилла чемпиона встретили мэр города и сотни фанатов — но он практически сразу получил очередной жестокий урок: золотая медаль на шее, с которой Кассиус первое время не расставался даже во время сна, не сделала его в глазах белых полноценным человеком.
С медалью на груди чемпион зашел в закусочную с характерной для США того времени вывеской перед входом: «Только для белых».
«Я думал, что поставлю их на место, — вспоминает он. — Все-таки я победил на Олимпиаде». Но Клей услышал лишь возмутительное «Неграм не подаем!». «Все в порядке, — отреагировал 18-летний чемпион. — Я не нищий». Однако его просто выдворили на улицу. Встретив такое отношение, Кассиус направился к реке Огайо, куда и отправил покоиться свою золотую медаль, завоеванную им для государства. В 1996 году эту медаль ему вручили заново.
Затем молодой Кассиус привлек внимание Иеремии Шабазза, лидера мусульман Юга США, специально приехавшего в Атланту для встречи с талантливым боксером. Иеремия сразу зашел с козырей и задал вопрос, перевернувший все представления Кассиуса о мире и религии: «Если европейцы и белые американцы поклоняются белому Христу, то почему черные американцы не поклоняются черному?».
Кассиус оказался поражен пониманием того, что на всех картинах в общественных местах всегда были изображены только белые люди; о черных никогда не было ни слова — как будто их не существует. Кроме того, маленькие чернокожие мальчишки и девчонки выпрямляли волосы так, чтобы выглядеть, как белые. Вслед за этим Али узнал, что согласно исламу, Бог и его пророки не могут быть представлены человеческим воображением. Белые в глазах Кассиуса Клея окончательно потеряли монополию на истину.
С 1961 года Рахман начал работать на боксера в качестве полноценного члена команды, а Шабазз стал обеспечивать его халяльной пищей. Спустя год Кассиус лично познакомился с авторитетнейшими лицами и признанными лидерами «Нации ислама» — Элайджей Мухаммедом и Малкольмом Иксом. Их влияние на спортсмена трудно переоценить: он увидел в них свой идеал и был рад примкнуть к рядам организации. Забегая вперед, можно сказать, что роль Малкольма в жизни боксера оказалась настолько грандиозной, что когда тот покинул «Нацию ислама» и перешел в обычный ислам суннитского толка, Кассиус незамедлительно последовал за ним.
В феврале 1964 года, перед началом первого боя за звание чемпиона мира в тяжелом весе со знаменитым Сонни Листоном, Кассиус публично помолился о победе Аллаху. А после победы в той знаковой встрече боксер официально объявил о принятии новой веры и вступлении в ряды «Нации ислама». В роли неофита Клей должен был отказаться от прежних имени и фамилии, которые считались рабскими, данными белыми угнетателями.
Ему было необходимо принять в качестве фамилии букву «X», что символизировало потерю знаний о собственном происхождении и истории предков. Но Кассиус с фамилией Икс, как вы понимаете, истории не известен — все произошло несколько иначе. Радостно встретившие Клея лидеры «Нации ислама» удостоили его «полным» мусульманским именем, которые, как правило, «резервировались» для постоянных членов организации. Так миру был явлен великий боксер Мохаммед Али.
Не все одобрили вступление Клея в «Нацию»; многие боксеры заявляли, что он подает плохой пример детям, якшаясь с сомнительной нехристианской организацией. Да и остальная общественность не очень хотела терять провокатора и болтуна Клея, получив взамен проповедника Али. Однако боксер даже после решения уйти в религию остался все таким же заводным и неуемным задирой на ринге, что и раньше.
Дальше его ждали только слава, титулы и место в истории. Со временем Мохаммед ушел из маргинальной по своей сути «Нации ислама» и обратился к более традиционному и общепринятому на востоке суннизму, которому и следовал до конца жизни.
Но это уже совершенно иная история.