Эта жуткая история произошла в 1920-е годы в небольшом венгерском поселении Надьрев. Несколько десятков женщин начали с помощью мышьяка отправлять на тот свет сначала постылых мужей и любовников, а потом и просто родственников и тех, кто им особенно не нравился. Рассказываем историю «Ангелоделов из Надьрева», группы женщин-серийных убийц из Венгрии.

Голод, война и неграмотность. Место и время действия

Отравительницы из Надьрева

Начало XX века в глухом углу Австро-Венгерской империи проходило так себе. Поселение Надьрев (еще существует вариант перевода — Нагирев), в котором, согласно справочнику 1928 года проживало 1568 человек, кормилось в основном от скудного местного земледелия. Крестьяне после тяжелой работы шли в местную церковь, но чаще всего в кабак, где баловались мерзким самогоном.

В 1914 году почти все здоровое мужское население бросили в горнило Первой мировой войны и стало совсем тяжко, так как работать теперь приходилось в основном женщинам. И вот в этой мрачной хтонической атмосфере голода, бедности и безнадеги и сформировалась традиция отравительства, главных действующих лиц которой позже прозвали «Ангелоделы из Надьрева». Суть названия проста: в местных верованиях человек, которого убили, сразу попадает в рай, и там становится ангелом.

Отравительницы из Надьрева

Правда, у женщин-убийц были и более прозаичные прозвища: «Отравительницы из Надьрева» и «Отравительницы из-под Тисы». Тиса — река, в излучине которой находится Надьрев и несколько других поселений, где пронеслась эпидемия отравлений.

Как же началась эта эпидемия? Исследовательница Кейли Дональдсон в статье «Ангелоделы из Нагирева и правда о женщинах-убийцах из мифа», пишет, что после того, как мужчин забрали на войну, рядом с поселком создали лагерь для военнопленных, которых начали отпускать работать на участках местного населения. Женщины, оставшиеся без мужей, быстро завели себе по два, три молодых любовника. А так как медицина в тех местах была в удручающем состоянии, вскоре понадобилась помощь акушерки для избавления от нежелательных плодов сексуальной свободы. И тут на сцену выходит главное действующее лицо — Жужанна Олах, акушерка, проститутка, отравительница.

Отравительница, маньячка, проститутка — Жужанна Олах

Далее обратимся к книге со сложным нахванием «Он отягощал деревню, как проклятый призрак…»: Роль Дъюлане Фазекаш, акушерки из Надьрева, в делах об убийстве мышьяком в Тисазуге». В ней венгерский историк Эмезе Ладони рассказывает, что Жужанна Олах родилась в 1862 году в Надьреве, а в 1884 году вышла замуж за Дьюле Фазекаша, родив от него четырех детей.

Здесь и начинается путаница. В одних источниках, например в газете Oakland Tribune за 7 ноября 1937 года, отравительницу зовут Сьюзи Олах, в других, например  в газете The Buckingham Post от 2 декабря 1955 года — Юлия Фазекаш, а в статье историка Эша Вудса «Смертоносные ангелоделы из Надьрева которые массово убили своих мужей и отравили 300 человек» преступница внезапно раздваивается на Юлию Фазекаш и ее коварную сообщницу Сьюзи Олах. Очевидно, досужие журналисты записали имена кто как: кто девичье, кто замужнее, а затем историк не мудрствуя лукаво просто раздвоил действующих лиц.

Отравительницы из Надьрева

Тем не менее, кем бы не была акушерка, она справлялась со своими обязанностями на отлично, только за период 1911-1921 года ее десять раз судили за помощь в абортах, но каждый раз оправдывали. Более того, как утверждает все тот же Эмезе Ладони, Жужанна мало того, что занималась проституцией, получая за свои услуги деньгами, а иногда и продуктами, так еще и была настоящей маньячкой, желая убить дочь чем-то насолившей ей матери, так как мать уже умерла, и ей акушерка отомстить не могла.

Да и алкоголичкой эта странная дама тоже была. Вездесущий Ладони приводит показания местных жителей, по которым Жужанна не только свободно входила в местный бар, что по правилам тех мест женщинам было строго запрещено, так еще и напиваясь, сразу начинала травить байки о том, кого и где она умертвила с помощью яда.

Заморив своего мужа, Жужанна поставила производство яда на поток, продавая его всем женщинам, которых не устраивали любовники или нынешние мужья. Как было сказано выше, женщины из Надьрева не гнушались заводить по нескольку любовников из числа военнопленных, а после войны неожиданно вернулись выжившие мужья, покалеченные и часто не способные работать на участках. Они тоже получали свою дозу мышьяка, который отравительница добывала, вымачивая липкие ленты от мух.

Яда производилось так много, что, как утверждается в статье «Отравительница липкой бумагой, убивала ради наживы» бакалейщик из соседнего города заявил, что в Надьреве продавалось больше липучек для мух, чем во всей остальной Венгрии.

Тем не менее, попалась дамочка на своем жуткой безграмотности. Весь ее ядовитый бизнес был построен на утверждении, что мышьяк, которым она травила жертв, нельзя обнаружить, особенно когда тело уже разложилось. Каким же было удивление отравительницы, когда ее сообщница выяснила, что следы мышьяка остаются в волосах и ногтях давно разложившихся трупов. Безграмотность Жужанны видна еще и в месте, где она скрывала улики — бутылки с напитками, куски хлеба и сладостей, пропитанные ядом. Все это хранилось прямо в могилах жертв и было найдено при эксгумации.  

Отравительницы из Надьрева

Когда преступления наконец раскрылись, Жужанна не стала ждать суда и, как рассказывала свидетельница Мария Балог, выпила свой же яд. Журналист Жигмонд Мориц приводит другую версию: «Она выпила каустическую соду и не позволила им открыть рот, чтобы влить в него молоко, чтобы спасти ее».

После смерти главной отравительницы, женщины, пользовавшиеся ее услугами, начали валить все на нее, утверждая, что именно она сбила их с пути истинного. Но, судя по их показаниям на суде и другим фактам, все было не так однозначно.

Поселок отравительниц. История «Ангелоделов из Надьрева»

Как пишет в своей книге «Тисазуг. Социальная история эпидемии убийств» американо-венгерский историк Белла Бодо, кроме Жужанны Фазекаш в Надьреве активно действовали еще две дамы, не только травившие ближних своих, но и продававшие яд всем желающим. Лайошне Такач убила своего мужа и снабжала ядом окружающих, а Палне Липка использовала еще более изощренную тактику. Сначала она давала жертве немного яда, а после того, как начинались судороги, мчалась в магазин за дорогим лекарством и при свидетелях поила больного, отчего тот в муках и умирал. Естественно, микстура была заранее заменена на мышьяк.

Таким образом предприимчивая дама отправила на тот свет мужа, своих родителей, двух братьев, невестку и тетю. А причиной стал большой дом и два акра земли.

Отравительницы из Надьрева

Ее родственница или однофамилица Юлиана Липка превратила в ангелов семь человек, в том числе членов своей семьи: мачеху, тетю, брата и невестку. Она отравила ром и чай своего мужа в канун Рождества.

Мария Варга, 41-летняя предприимчивая дама, убила своего мужа, слепого героя войны, который устраивал скандалы, слыша, как она занимается сексом с молодым любовником дома. А через пять лет, когда любовник ей надоел, она отравила и его.

Лидия Сери убила своих родителей, которые были уже старыми. Позже свидетели рассказывали, как слышали, что отец кричит матери: «Пусть дьявол заберет Лидию! Она заварила нам чай, который убил нас!».

Но самая жесткая история случилась с Мари Кардос. Отравив мужа и любовника, она подумала, что 23-летний болезненный сын ей тоже мешает. Поэтому она убила и его, накормив отравленным супом. При этом на суде дамочка спокойно рассказывала:

Отравительницы из Надьрева

«Я дала ему еще немного яда. Внезапно я вспомнила, как великолепно мой мальчик пел в церкви, поэтому я сказала ему: «Пой, мой мальчик! Спой мою любимую песню!» Он пел это своим прекрасным чистым голосом, затем внезапно он закричал, схватился за живот, задохнулся и был мертв».

Этот ужас продолжался довольно долго, так как власти были заняты своими делами, а свидетельства о смерти выписывал один из сообщников отравительниц, работавший коронером. Открылось все в 1929 году. Существует четыре версии как это произошло. Согласно первой, студент медик обнаружил в реке труп с большим содержанием мышьяка. Согласно второй, одну из отравительниц задержали ее жертвы, и она уже выдала всех. Согласно третьей, правительство, проведя перепись населения, обнаружило, что в Надьреве подозрительно высокая смертность и инспирировало расследование.

Согласно четвертой, самой детективной, в полицию соседнего города Сольнок пришла анонимка, рассказывающая о терроре, устроенном дамами в Надьреве и смелые полицейские вывели на чистую воду синдикат убийц. 

На суде отравительницы вели себя спокойно и не понимали, за что, собственно, их судят. Например, Юлиана Липка, убившая всю семью ради земли, очень беспокоилась, что еще живые родственники распродадут ее имущество и спрашивала адвоката, когда ее отпустят.

Отравительницы из Надьрева

А Лидия Олах вообще не считала себя убийцей. Она выкрикнула на суде: «Мы не убийцы! Мы не зарезали наших мужей. Мы их не вешали и не топили! Они умерли от яда, и это была приятная смерть для них!».

В итоге, согласно сведениям Эмезе Ладони, в 1929 году было арестовано и предано суду 43 человека. В списках судимостей фигурируют в общей сложности имена 65 подозреваемых (считая только подозреваемых из Надьрева). В Надьреве число жертв достигло 78 человек. Окончательным решением суда стала смертная казнь в шести случаях, а восемь человек были приговорены к пожизненному заключению.

Много позже, в 2002 году, по мотивам этой истории Дьёрдь Пальфи снял фильм с названием «Икота», особенностью которого стало то, что за весь фильм практически не говорится ни одного слова. И только в конце звучит девичья песня, которая оказывается гимном белладонне — ядовитому растению. 

А в 2005 Астрид Буссинк сняла получасовой документальный фильм о тех событиях, назвав его «Ангелоделы» и получила за него престижную премию IEFF за лучший короткометражный документальный фильм.

отравительница