Все мы жаждем признания, в той или иной мере. Так приятно, когда хвалят родители, супруги и коллеги, и когда что-то нами сделанное, пусть и малое, вызывает отклик.
Но что если этого отклика нет? Стоит ли вообще чем-то заниматься, если люди даже не смотрят в нашу сторону, и на что можно пойти ради драгоценного внимания? Если вас часто посещают подобные вопросы, то, скорее всего, — вы тщеславны.
Отвратительные и слегка напыщенные мужики с высоты своего великолепного образования и знатного происхождения никого, разумеется, не осуждают, а вот каких-то сто лет назад излишне тщеславный человек считался обществом матерым грешником. При этом многим людям из высшего света этот термин был непонятен как таковой.
Надеваем пенсне, сдуваем пыль с древних трактатов и пытаемся разобраться, как в далеком прошлом тщеславие становилось частью быта знатных людей, зачем его осуждало христианство и почему нас оно непременно погубит.
Что такое тщеславие и почему о нем не имела представления знать?
Тщеславие — пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания.
Толковый словарь Ушакова
Определившись с терминологией, обратимся к биологии. Чувство, которое толкает нас на поступки ради признания окружающих, вызывается потребностью доминировать в сообществе. Чем больше влияния в группе имеет самец или самка, тем больше их шансы удачно спариться и наплодить детишек-альфачей, а значит, помимо силы и ловкости, нужно уметь лучше всех надувать грудь колесом, иметь самую яркую расцветку и звонкий голосок.
У наших далеких предков с развитием общественных отношений изменился и характер «показухи». Теперь вожак должен был иметь не только развитую мускулатуру, но и солидную кость в носу и самую роскошную шкуру на плечах.
Именно в этот момент, с появлением внешних ритуальных атрибутов, у остальных членов группы появляется почтение к «статусу», его отдельным признакам, и, следовательно, обостренное желание его получить. Тысячелетиями эти элементы усложнялись, проходя этапы племенного, рабовладельческого и феодального развития человечества.
В период Средневековья, когда «старая» знать заняла основные привилегированные посты, а «новая» еще не появилась, различные слои общества пришли к странному равновесию в восприятии друг друга. Нет, желание быть «выше» других никуда не делось, однако само положение аристократии, по сути, еще военной, на какое-то время исключило из обихода в верхах само понятие тщеславия.
Изысканные одежды, дорогая амуниция и прочие недоступные простым смертным вещи, стали показателем элиты. Достаток людей определял их внешний вид, по которому невооруженным глазом вычислялся статус-кво.
Мечтать о более высоком положении не возбранялось, однако складывающаяся система отношений среди феодалов исключала попытки «запрыгнуть наверх». Ты тот — кто ты есть, и другим тебе не быть. Ты не заработаешь больше князя и можешь повлиять лишь на то, что свойственно твоему статусу.
К вещам, быть может менее всего доступным пониманию знатного человека, относится тщеславие: он пытается отрицать его даже там, где люди другого сорта не сомневаются в его очевидности. Для него является проблемой представить себе таких людей, которые стараются внушить о себе хорошее мнение, хотя сами о себе его не имеют — и, стало быть, также не «заслуживают», — и которые затем сами проникаются верой в это хорошее мнение. […] Только с большим усилием, в особенности с помощью истории, может знатный человек сделать доступным своему представлению тот факт, что с незапамятных времен во всех сколько-нибудь зависимых слоях народа заурядный человек был только тем, чем его считали: вовсе не привыкший сам устанавливать цену, он и себе не придавал никакой другой цены, кроме назначенной ему его господами (создавать ценности — это истинное право господ).
Фридрих Ницше, «По ту сторону добра и зла»
Положение это сохранялось недолго. Развитие государств рождало новые «социальные лифты», которые поднимали наверх, к примеру, зажиточных торговцев или священнослужителей. С крестьянами, периодически поднимавшими бунты из-за грабительских налогов и отвратительного отношения знати, тоже начали считаться.
В этот период именно клирики, как имевшие обширное влияние на массовое сознание, ударили по тщеславию наотмашь.
Тщеславие — грех
Немалый подвиг освободиться от тщеславия; освобождаются же от него тайным творением добродетелей и частой молитвой, а признак освобождения не злопамятствовать… на злословящего.
проповедь Максима Исповедника
Религиозная мысль воспринимает тщеславие как проявление гордыни, одного из главных грехов человечества. Византийский философ и христианский богослов Иоанн Лествичник видел в высокомерных себялюбцах идолопоклонников, которые вместо того чтобы славить Господа, пытаются снискать славу в мире вещном и суетном.
Мораль противопоставлялась животным чувствам, превознося скромность как добродетель. Поскольку воспринять эту максиму гораздо проще, проживая в хлипкой хибаре нежели в роскошном дворце, основной паствой стало крестьянство.
Представители знати, формально соблюдавшие нравственный этикет, относились к нему с пренебрежением. Порок всегда процветает там, где властвует пресыщенность и вседозволенность, поэтому среди аристократов «маленькие грехопадения» не считались чем-то из ряда вон.
Августейшие особы, как и менее титулованные представители знати, зачастую были попросту вынуждены совершать тщеславные с точки зрения христианства поступки: основывать города и называть их в свою честь, возводить прекрасные дворцы и сады. Таков был дух времени, иначе тебя просто не запомнят.
Впрочем, когда на деньги королей строились великолепные храмы и церкви, духовенство относилось к этому снисходительно.
Тщеславие — философская модель
Тщеславие, когда оно чрезмерно, в своих интересах лишает человека удовольствия от всякой деятельности. Таким образом, тщеславие неизбежно приводит к безразличию и скуке. Его источником часто является неуверенность в себе, а средством избавления от него — рост самоуважения. Однако этого последнего можно достичь лишь путём успешной деятельности, вдохновленной объективными интересами.
Бертран Рассел, «Философский словарь разума, материи, морали»
Пришло новое время, которое Фридрих Ницше описал как «кровосмесительство господ и рабов». Если раньше бедные крестьяне и батраки не могли даже мечтать о каких-то привилегиях, то теперь с развитием производства они получили доступ к некоторым общественным благам.
На смену религиозной пришла буржуазная мораль, постулировавшая личное обогащение, как путь к процветанию всего общества. Экономика породила потребителя, который, в свою очередь, заново рождал экономику.
Животная сущность человека больше не подавлялась. Наоборот, ее начали активно эксплуатировать.
Платья, которые раньше могли себе позволить только дамы из высшего света, теперь шили на огромных станках. Мужчин призывали покупать атрибуты настоящего джентльмена: автомобили, костюмы и прочее. Среди наиболее обеспеченных слоев появилось понятие «элитарности» стиля жизни и предметов быта, которые мог себе позволить далеко не каждый.
Тщеславие превратилось в субстрат, с помощью которого и родилось более современное «общество потребления». Реклама давит на биологические точки: секс и доминирование, превращая человека в «животное покупающее», и чем дальше, тем хуже.
Как это ни печально, но тщеславие — вот истинная сила, движущая колесницу человечества, и не что иное, как лесть, смазывает бегущие колеса.
Джером К. Джером
Сейчас мы входим в «общество впечатлений», и вот оно уже эксплуатирует высокомерие и желание выделиться по полной программе. Причем касается это не только дураков, ради пиара закачивающих себе масло в бицепсы, или девочек, использующих изнасилование как повод появиться на экранах телевизоров.
Чем больше мы погружаемся в Сеть, тем больше начинаем зависеть от мнения окружающих. В речах психологов все чаще появляются такие термины как кибербуллинг и сталкинг, а количество людей с психическими расстройствами от того, что им не ставят лайки, лишь растет.
Нет, здесь не будет идиотских пенсионных речей о том, что нужно отказаться от Интернета и вернуться в старые-добрые деньки. Скорее это еще одно напоминание о том, что ты, лично ты, можешь запросто превратиться в пустоголового потребителя или в бессловесный товар, только из-за своего тщеславия.
Поэтому расслабься, окинь взором историю человечества и забудь о гнусных пороках. Ведь ты не хочешь попасть в Ад, правда?