14 февраля исполнилось 50 лет одному из лучших современных комедийных актеров и сценаристов — Саймону Джону Бэкингему, более известному как Саймон Пегг. Саймон сделал жизнь нашего поколения намного проще и приятнее, создавая фильмы о гиках, кидалтах и современной поп-культуре, которые на поверку оказываются историями о настоящей дружбе, честности и почти анархическом свободолюбии. Его «Зомби по имени Шон» и «Крутые легавые» — это идеальные вещи, которые приятно пересматривать в компании старых друзей. Великий актер!

В честь юбилея вспоминаем 7 его лучшие роли и сценарные работы в кино.

«Невероятный страх перед всем»
(2011)

Самый серьезный и даже «артхаусный» фильм с Саймоном Пеггом, что, к счастью, не отменяет определенной доли придури, которая в нем есть. То есть формально это триллер о человеке, который страдает от паранойи, и страдает ужасно, передавая зрителю озноб тревоги. Но при этом вы будете довольно много, хоть и нервно, смеяться. Это потрясающее сочетание, и весьма редкое в кинематографе. 

Главный герой фильма — писатель, который мается от безденежья, тщеславия и, как вскоре становится ясно, кучи проблем с башкой. Вообще-то он прославился как автор дебильных детских книжек, но его гордыня подтолкнула его к изучению мрачных тайн Лондона. Ему начинает казаться, что он вышел на след викторианского маньяка-убийцы, и писаке уже удалось накропать материала на неплохой роман. Вот только в его доме и в его разуме начинает твориться чертовщина. Не мистическая, а трагикомическая. Чем-то напоминает «Тайное окно» с Деппом, только гораздо (гораздо!) лучше.

«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть»
(2008)

Фильмы с Саймоном Пеггом часто оборачиваются совсем не тем, чем кажутся на первый взгляд. Перед нами легкая и непритязательная комедия про простого парня, нонконформиста и хулигана, который решил стать большой шишкой в масс-медиа. Но сможет ли он сохранить свой юношеский угар и индивидуальность, или корпоративная машина обезличит и сотрет его, превратив в винтик? А может, все исправит любовь? Да к черту все это! За этой простецкой сто раз виденной ширмой скрывается история о том, что главное в жизни — это кураж и моджо, витальность и панк-рок. Собственно, это во многом автобиографичная комедия, в которую Пегг вложил много личного.

Особенно забавно смотреть на то, как главный герой-британец, который основал на родине андеграундный новаторский журнал, пытается встроиться в среду американской медиа-корпорации. Его ожидания обмануты: он видит здесь только безжалостных говнюков-манипуляторов вместо журналистов. Но их ожидания обмануты еще больше: встречая англичанина, они думали, что он будет чопорным интеллектуалом, а он балда, пьяница и пройдоха с замашками чава. Для тех, кто любит, чтобы в фильме снимались знаменитости, тут все ок: Джефф Бриджес в роли босса, Меган Фокс и Кирстен Данст в роли любовных интересов главного героя. Даже Джиллиан Андерсон пробегала. 

«Беги, толстяк, беги»
(2007)

Самая наивная и добрая (хотя тут есть голые мужские задницы и наркотики) работа Саймона Пегга. В очередной раз по сюжету он инфантильный, но обаятельный тюфяк и раздолбай. Сколько-то лет назад он бросил беременную жену у алтаря и с тех пор жалеет об этом. Теперь они с ней неплохо ладят, и эта женщина, кажется, даже рада, что такой придурок не испортил ей жизнь своим присутствием. Но он, конечно же, пытается ее вернуть, конкурируя с ее новым бойфрендом и попутно пытаясь загладить вину перед сыном. Получается забавная картина: несостоявшаяся жена его любит, сын его любит, да вообще все его обожают, но никто не относится к нему всерьез: такой папаша — хуже ребенка.

В итоге он завоевывает любовь родных тем, что принимает участие в лондонском марафоне и доказывает, что способен к дисциплине и самоконтролю. Тут у нас семейная комедия пересекается со спортивной, так что «биопроблем» будет не так уж много. Ну, и еще Саймон Пегг в очередной раз (как и почти во всех своих фильмах) проговаривает свою любимую истину: старый добрый британский раздолбай — это не так уж и плохо, ведь ему нечего терять. А в этом — сила.

Paul («Пол: Секретный материальчик»)
(2011)

Самый «необязательный» и незапоминающийся из фильмов диады Саймона Пегга и Ника Фроста. Но если вы видели хоть один фильм с ними, вы понимаете, что их взаимоотношения, их химия и аура дружбы-на-всю-жизнь сами по себе способны вытянуть любой фильм. «Пол: Секретный материальчик», как и все комедии этой пары, построен на вызывающих ностальгию поп-культурных отсылках и невероятно легок. Совершенно невозможно вспомнить детали сюжета, но это и неважно. 

Это приятное роуд-муви про двух оболтусов, которые находят сбежавшего из военной лаборатории пришельца, на деле такого же разгильдяя, только с другой планеты. Они просто едут, дурачатся и попадают в нелепые ситуации — вот, в общем-то, и весь фильм. Если вы хотите расслабиться после тяжелой недели и беззаботно провести полтора часа — идеально. Если жаждете тонких британских шуток и сложных персонажей — совсем нет.

«Зомби по имени Шон»
(2004)

Самый главный фильм в карьере Саймона Пегга. Главный в том смысле, что до его выхода Саймона любили в Британии (он играл в потрясающем сериале Spaced), но нигде больше. После же он стал всемирно известен. «Зомби по имени Шон» сделал из актера, застрявшего в образе гика и кидалта, звезду. 

Если посмотреть эту комедию впервые сейчас, то она, наверное, даже не особо впечатлит. С тех пор вышло слишком много постмодернистских китчевых вещей, которые обыгрывают штампы из хорроров и превращают конец света в балаган. Да хоть тот же «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Но у «Шона» хотя бы есть уникальный британский колорит и крайне обаятельные персонажи. 

По сюжету фильма в Лондоне случился зомби-апокалипсис, причем в самое неудачное время: в воскресенье утром, из-за чего какое-то время главные герои не замечают этого: они думают, что у всех горожан просто типичное воскресное похмелье — ничего необычного. Поняв же, что здесь творится, они применяют все свои знания, почерпнутые из фильмов, видеоигр и поп-культуры в целом. И неплохо справляются! Вообще, эта комедия выросла из все того же сериала Spaced, проникнутого гиковским духом, так что «Зомби по имени Шон» — весьма уютное кино про узнаваемые типажи раздолбаев, пьяниц и кидалтов.

Hot Fuzz («Типа крутые легавые»)
(2007)

Hot Fuzz — один из лучших (если не лучший) фильм Саймона Пегга. В нем есть все, за что мы любим его комедии, но доведенное до предела. Ник Фрост на месте, огромное количество поп-культурных отсылок — тоже. Черный юмор, дурацкие, но обаятельные персонажи, природный пегговский анархизм и бунтарство — всего этого много, даже через край, но все это уместно.

Комедия рассказывает про перегоревшего полицейского-трудоголика, которого отправляют в милую сельскую глушь, где он находит лучшего друга, а заодно внутренную цельность и приключения. Первая половина фильма похожа на уютное бадди-муви, вторая — это просто восхитительный шашлык из «Безумного Макса», «Смертельного оружия», «Секретных материалов», вестернов и даже чуть-чуть Лавкрафта. Не будет спойлером сказать, что пасторальный английский городок хранит мрачные и даже ужасающие тайны. Единственное, что помогает героям справиться с ними — это крепкая дружба и спасительная глупость. А еще огромное количество огнестрела.

The World’s End («Армагеддец»)
(2013)

Второй фильм, претендующий на звание лучшего в карьере Пегга и Фроста. The World’s End — это гимн ушедшей юности и скучноватой, но основательной взрослой дружбе. Как это водится в пегговских фильмах, все начинается охренительно мило и ностальгично: последний звонок в 89-м, пьяные кутежи молодости и надежды на жизнь, полную рок-н-ролла. Потом, спустя десятилетия, друзья встречаются вновь, только чтобы понять, что все они стали неудачниками, просто в разных аспектах. 

Друзья собираются для того, чтобы пройти «Золотую милю» — 12 пабов на карте родного города, в каждом из которых они выпьют по несколько пинт пива. Добраться до конца — возможно, самая трудная задача в мире. По крайней мере, так им кажется поначалу. Потом, конечно же, начнется предсказуемый для фильмов с Пеггом адище, экшн и угар, но очень не хочется делать спойлеры. Кстати, подборка актеров на главные роли — просто отличная; один Мартин «Хоббит» Фримен чего стоит.