В 90-е будущий режиссер «Титаника» и «Аватара» мечтал экранизировать мангу про киборгов, но что-то пошло не так. Почти тридцать лет спустя мечта сбылась, и фильм готов. Кэмерон написал сценарий и выступил продюсером, а Роберт Родригес — режиссером.

Земля, 26-й век. Залем — утопический город, парящий в небе, в котором живет элита общества. Под ним расположился еще один — пристанище бедняков и криминальных элементов, главной достопримечательностью которого является свалка, куда жители Залема сбрасывают отходы. В «нижнем» городе запрещено огнестрельное оружие и летательные аппараты, нет полиции, а правосудие вершат охотники за головами — местные головорезы, выполняющие заказы на поимку преступников. Попасть из «нижнего» города в Залем можно по сути только одним способом: стать лучшим в опасном виде спорта — моторболе.

Однажды на свалке владелец ремонтной мастерской доктор Идо (Кристоф Вальц) находит останки девушки-киборга. После починки оказывается, что девушка не помнит своего прошлого. По ее запчастям, в которых используются утраченные технологии, Идо догадывается о ее происхождении. Она — боевой солдат времен великой войны 23 века, разделивший мир на две части. Идо дает девушке имя Алита — в честь своей погибшей дочери.

«Алита: Боевой ангел» — дорогой проект студии 20th Century Fox и, как это часто бывает, с непростой историей. Еще в 90-е годы Джеймс Кэмерон влюбился в мангу Юкито Кисиро и решил, что когда-нибудь сделает по ней фильм. Кэмерона, у которого тогда подрастала дочь, зацепила история Алиты — честной прямолинейной девушки-киборга, которой приходилось начинать новую жизнь в мире компромиссов. Как признавался сам Кэмерон, он тогда сам не до конца понимал, как воспитывать детей — чему их учить, а от чего оберегать — и «Алита», которая отчасти посвящена семейным взаимоотношениям, попала точно в цель. Понравился режиссеру и сеттинг — крутая смесь «Безумного Макса» и «Бегущего по лезвию».

Впервые об «Алите» Кэмерон заговорил ещё в начале нулевых. Тогда режиссер еще верил, что сам поставит фильм. Но время шло, а производство — несмотря на мощные сборы «Титаника», успешные деловые связи в 20th Century Fox и репутацию Кэмерона как одного из самых успешных коммерческих режиссеров в истории — так и не начиналось. Потом случился «Аватар», и казалось, что «Алита» забыта. Но нет: три года назад Кэмерон вспомнил об экранизации. Он написал сценарий, в режиссерское кресло посадил фрика-гика Роберта Родригеса, а сам натянул продюсерские вожжи и договорился с 20th Century Fox о огромном бюджете — по разным оценкам, от $150 до $200 млн. На все основные роли Кэмерон пригласил феноменальный актерский состав: помимо Вальца тут есть также оскароносные Махершала Али и Дженнифер Коннелли, знакомый по «Хранителям» Джэк Эрл Хэйли, а также Мишель Родригес. И кое-кто еще, но об этом вы узнаете только в финале.

«Алита», несмотря на Родригеса и целую россыпь оскароносных артистов, получилась по-кэмероновски старомодной и душевной. Как и «Аватар» в свое время, это картина впечатляющих визуальных достоинств и творческого размаха, в центре которой при этом находится частная история — о любви, взрослении и семейных отношениях. И об окружающем мире, в котором не осталось искренности и правды. Сила Алиты не столько в мастерском владении боевым искусствами, сколько в прямолинейном и упертом характере. Как и в случае с «Фавориткой», еще идущей в соседних с «Алитой» кинозалах, основа которой тоже была написана 20 лет назад, возраст материала только идет фильму на руку. С одной стороны, сюжет про девушку-киборга идеально ложится на сегодняшнюю повестку для с fake news и постправдой, с другой — ее невозможно, как раз в силу возраста, обвинить в конъюнктурности и притворстве.

В первый час «Алиты» Кэмерон рассказывает историю Алиты, как это делали в прошлом веке: незамысловатое начало, простые характеры, минимум рефлексии и психоанализа. Совсем скоро мы уже приблизительно понимаем, кто из героев плохой, а кто — хороший, а кто — обязательно станет виновником всех бед и конфликтов. Мир сразу оживает: авторы акцентируют внимание зрителя на уникальных деталях — опасном моторболе, охотниках за головами, запоминающемся дизайне механизированных киборгов. Через полчаса после начала мы уже чувствуем себя в этой вселенной, как дома — редкое чувство во время просмотра почти любого современного блокбастера (привет Marvel и всем остальным).

На Metacritic все рецензии на «Алиту» можно поделить на две неравные части. Одни фильм аккуратно хвалят (самая частая мысль — что это лучший фильм Родригеса за долгие годы), другие (их больше) снисходительно ругают за отсутствие глубины, детальной проработки и эволюции характеров героев. Правы обе стороны: Кэмерон — а я настаиваю, что это, в первую очередь, его картина — уже давно не умничает со зрителями, задевая вечные темы в своих картинах по касательной. Для него, как для представителя старой школы, важнее история, а не ее фон. И фанатам современных сложносочиненных блокбастеров при просмотре «Алиты», возможно, будет неловко. На все душевные мытарства героев тут отводится максимум пара сцен; во всех драках из-за нормального монтажа понятно, что происходит; нет четкой авторской позиции по всем современным вопросам, заигрываний с современными тинейнджерами из соцсетей и других пунктов из методичек современных продюсеров. Трудно сказать, что ждет «Алиту» в прокате, но на большие сборы при таком подходе вряд ли стоит надеяться.

В другой стороны, как и в фильмах детства, в «Алите» есть какой-то утраченный сегодня дух. При всей одномерности истории, несовременной (кроме эффектной картинки) подачи, некоторым вопросам к ритму второй половины фильма и особенно к финалу, все два часа ты совсем не скучаешь. Если искать какие-то параллели, то «Алита» ближе всего, конечно, к «Пятому элементу» — тоже несовершенному, но великому фильму о любви. Минус французская изящность и искристость Бессона, большой бадамум и оперная дива Плавалагуна, плюс — новейшие спецэффекты, моторбол и обезоруживающая голливудская простодушность.

«Алиту» легко ругать, скорее всего, и поделом. Это картина, к которой можно разгрузить фуру претензий, найти массу неточностей и глупых нестыковок. Здесь нет гениальности «Безумного Макса» или того же «Пятого элемента», но эти два часа сделают тебя чуточку счастливее и лучше. Так умеет только старая школа.