Первый сезон «Видоизмененного углерода» стал наглядным примером того, как легко нас можно купить мигающей неоновой лампочкой. Добавить звуки синтезатора на фон — и тело начинает играть мурашками. Подвесить эту лампочку над человеком в черном промокшем капюшоне с футуристическим оружием в руках — и ты уже начинаешь кричишь «ДЕСЯТЬ ИЗ ДЕСЯТИ».
Киберпанк — это черная дыра современной культуры, в которую легко провалиться и еще легче раствориться в ее недрах.
Жанр не ограничивает авторов в фантазии, а в придачу помогает прикрыть все шероховатости характерным визуалом, пресетами, где одна и та же лампочка может мигать разными цветами и все будут в восторге.
«Видоизмененный углерод» покрыт гирляндами и залит неоновым светом, в котором он систематически поскальзывается на клише и падает в логические дыры. Роман-первоисточник Ричарда Моргана — это бульварное чтиво, которое писатель сплел с эстетикой киберпанка в надежде выдать свое произведение за научно-фантастический триллер. Однако как бы Морган не углублялся в неонуар, сдержать смех от его описаний секса и в общем вычурной графомании крайне сложно.
Первый сезон «Видоизмененного углерода» был стильным, ярким и во многом идейным произведением, в котором все равно то и дело проскальзывала фальшь.
Юэль Киннаман тянул на себе роль хладнокровного Такеши Ковача, режиссеры «Игры престолов», «Сорвиголовы» и «Карателя» пытались придать происходящему эпичности. Но полностью видоизменить «Углерод» им не удалось — из мелодрамы трудно выковать боевик, работая с одной лишь картинкой.
«Видоизмененный углерод» — это стопроцентный ромком, из которого попытались сделать мужицкую драму с драками и стрелялками. Начавшись как бойкий детектив, первый сезон за несколько серий эволюционировал в любовную историю между телом Райкера и Ортегой, Ковачем и его сестрой. А финальный эпизод преждевременно выкинул завязку второго сезона — главный герой отправится на поиски своей давней возлюбленной Кэллкрест Фалконер.
Второй сезон действительно посвящен интрижке между Ковачем и Фалконер, а в остальное время сериал вновь читает наивные лекции о коварном технологическом прогрессе. Проблема в том, что новый сезон — это «рукав» предыдущего. Та же самая история, показанная в другой оболочке. Как во вселенной сериала персонажи переносят сознание из одного тела в другое, так и «Видоизмененный углерод» транслирует нам все то, что мы видели еще в 2018 году. И если для героев шоу почти каждый новый «рукав» — это апдейт, то сам сериал сделал заметный даунгрейд.
Это становится ясно с первых же кадров, когда вместо харизматичного Киннамана на экране появляется Энтони Маки — новое тело Ковача, из дисишного Рика Флэга превратившийся в марвеловского Сокола. Вместе с массой мускул поредела и выразительность главного героя. Актера с каменным телом, но острой харизмой сменил оголтелый булыжник, за все восемь эпизодов не способный выдавить из себя ни единой эмоции.
Выбор Маки действительно оказался роковым для сериала: к шоу захотели привлечь больше внимания знакомым лицом, однако само это лицо никак не вписывается в рамки истории, полностью зависящей от одного, ключевого персонажа. Актер определенно проникся концептом оригинального романа и зачитывает свои строчки с максимальным, практически машинным пафосом. Как если бы вы попросили Siri, Алису или любой другой ИИ прочитать сборник цитат великих философов — четко поставленной, но совершенно безэмоциональной речью.
Привлечение явно недешевого актера сказалось на внешности «Видоизмененного углерода» — второй сезон заметно мрачнее и «коридорнее» предыдущего.
Картонные локации напичканы формальной киберпанковской атрибутикой и только ей. Денег, кажется, не хватило даже на разовую консультацию с переводчиком: клуб «ДЛФ БЙЖЦ» передает привет. Понятно, что авторы подстраивались под зарубежного зрителя и специально отобрали буквы, которых нет в латинском алфавите, но выглядит все равно смешно.
Вместо новых идей и развития заложенной в первом сезоне философии второй представляет собой небывалый образец парафраза. Сериал вновь исследует феномен бессмертия, разными словами пытается донести мысль, что хотя тел может быть много, душа всего одна — и она улетучивается после первой жизни.
Если первый сезон еще старался выжать что-то хорошее из оригинального романа, то второй стал исключительно догоняющим, формальным продолжением.
Будто Netflix требовалось закрыть квоту чем-нибудь в стиле киберпанк. Однако «Видоизмененный углерод» — это пародия на неоновый жанр. Она переворачивает неофициальный слоган — «High tech. Low life». Здесь у нас high life в виде мейнстримного актера и экранизации новомодного автора, и low tech с картонными декорациями, пустым лором и драками в слоу-мо под мультяшные звуки KA! и POW! И это далеко не тот формат, не та концепция и не те дроиды, которых мы ищем в хорошем киберпанке.