11 декабря скончался Анджело Бадаламенти, выдающийся музыкант и любимый композитор Дэвида Линча. Встреча с Линчем действительно стала поворотной точкой в карьере Бадаламенти: достаточно вспомнить, что за саундтрек к сериалу «Твин Пикс» музыкант получил «Грэмми». Однако помимо хорошо известных саундтреков к «Синему бархату» или «Маллхолланд Драйв» в репертуаре композитора есть еще немало отличных мелодий.
«Кошмар на улице Вязов 3: воины сна» (1987)
После работы над «Синим бархатом» Бадаламенти написал саундтрек для третьей части «Кошмара на улице Вязов», и эта музыка определенно добавила фильму атмосферности. Несмотря на то, что титульная песня «Dream Warriors» исполнялась хард-рокерами из Dokken, в самом фильме звучали куда более тихие, но пробирающие до костей мелодии Бадаламенти. Обратите внимание хотя бы на этот трек, сопровождающий сцену убийства одного из героев. Каждая нота здесь пронизана нарастающей тревогой.
«Утешение чужаков» (1990)
Для Бадаламенти 1990-й был годом триумфа: помимо «Грэмми» за саундтрек к «Твин Пиксу» композитор также написал музыку к еще одному культовому проекту Линча — криминальной экшн-драме «Дикие сердцем». Но кроме этих выдающихся работ Бадаламенти в том же году сочинил саундтрек к «Утешению чужаков» — психологическому триллеру Пола Шредера («Холодный расчет», «Люди-кошки») о двух семейных парах, одна из которых имеет очень необычное хобби. Меланхоличные, но полные затаенного напряжения мелодии Бадаламенти идеально сочетаются с пейзажами Венеции, подчеркивая колорит основной локации.
«Город потерянных детей» (1995)
Подзабытый сейчас, но популярный в 1990-х фэнтезийный сай-фай от режиссеров Марка Каро и Жан-Пьера Жене («Чужой: воскрешение») запомнился не только роскошным дизайном декораций и костюмами от Жан-Поля Готье, но и саундтреком от Бадаламенти. Это мрачная, но трогательная притча о мечтах, одиночестве и дружбе, которой именно музыка, наряду с актерской игрой, придает эмоциональную глубину.
«Дорога на Арлингтон» (1998)
В конце 1990-х Бадаламенти продолжил сотрудничать с Линчем, подготовив музыку для его фильмов «Шоссе в никуда» и «Простая история». А между двумя этими проектами композитор успел поработать с Марком Пеллингтоном («Человек-мотылек») над политическим триллером «Дорога на Арлингтон». Фильм, в котором главный герой постепенно погружался в конспирологическую паранойю насчет своего добродушного соседа, был до краев наполнен саспенсом. А музыка Бадаламенти создавала подспудное напряжение даже в спокойных сценах.
«Сталинград» (2013)
Наконец, стоит упомянуть российский военный эпик Федора Бондарчука, к которому Бадаламенти тоже приложил руку в качестве композитора. Можно спорить о художественных достоинствах фильма, или ругать излишне мелодраматичную любовную линию, но сложно не согласиться с тем, что пронзительные композиции мастера здесь помогают создать нужное настроение во многих эпизодах.
P.S. Ну и нелишним будет напомнить, что на счету Бадаламенти есть и саундтрек к видеоигре. Всего один, но к какой! Речь, конечно, о Fahrenheit, авторском проекте Дэвида Кейджа, ставшем классикой «интерактивного кино».