7 ноября в прокат выходит «Доктор Сон»: это уже третья в этому году экранизация Стивена Кинга, и — что особенно интересно — сиквел к фильму Стэнли Кубрика «Сияние». Что в новом фильме от Кинга? Есть ли что-то от Кубрика? И в чем различие между первой и второй частями?

После событий в отеле «Оверлук» прошли годы. Мальчик Дэнни Торранс превратился в Дэна — побитого жизнью алкоголика, который продолжает видеть призраков, и медленно погружается на самое дно. В попытке начать новую жизнь он устраивается медбратом в хоспис, где помогает пациентам спокойно встретить смерть с помощью своих экстрасенсорных способностей. У Дэна есть невидимый друг – живущая где-то недалеко от него девочка Абра, с которой он иногда болтает перед сном с помощью своего «сияния». Но в какой-то момент Дэн узнает, что девочке угрожает смертельная опасность: ее способности учуял Истинный Узел – клан вампиров, пьющих не человеческую кровь, а то самое «сияние», выделяемое людьми перед смертью. Чтобы спасти Абру, Дэну придется вернуться в место, в котором он уже однажды едва не погиб, и может погибнуть снова – но иного выхода у него нет.

Снять продолжение к самому страшному фильму ужасов в истории, которым часто называют «Сияние» — дело столь же амбициозное, сколь и рискованное. Фильм Кубрика давно стал общепризнанной классикой, так что пытаться переплюнуть его – дело еще и исключительно неблагодарное. В то же время, «Доктор Сон» — отдельное произведение, которое, конечно, связано с «Сиянием», но вообще говоря, представляет собой самостоятельный сюжет, лишь отчасти перекликающийся с темами первой книги. Перед режиссером Майком Флэнеганом («Окулус», «Сомния», «Тишина») стоял целый ряд очень сложных задач: базовая — максимально органично вплести историю книги в сюжет, созданный Кубриком; при этом — воздать должное его экранизации, и, наконец, добавить из оригинальной книги «Сияние» в сиквел несколько важных деталей, выброшенных в фильме 1980 года. Со всеми этими задачами Флэнеган справился, хотя первая и третья решены значительно лучше второй – но об этом стоит сказать позже.

Главное: «Доктор Сон» — это очень хорошая экранизация романа Стивена Кинга, и — что не всегда равнозначно – очень кинговский по настроению фильм, явно намного больше, чем «Сияние».

Это значит лишь то, что Флэнеган намного более внимательно отнесся к идеям Кинга, отраженным в книге, чем когда-то Кубрик, и это бережное отношение постоянно ощущается в фильме.

Что касается актерских работ, то здесь стоит отметить, в первую очередь Эвана Макгрегора, который неплохо изображает опустившегося алкаша (не иначе, сказлся его съемочный опыт в «Трейнспоттинге»). И, конечно, роскошную Ребекку Фергюсон, которая играет Рози-в-Шляпе, главу Истинного Узла: этот персонаж выписан Флэнеганом с явной тщательностью и даже любовью. Из плохих ребят можно еще упомянуть Эмили Алин Линд в роли мужененавистнической вампирши, умеющей подавлять чужую волю — ей же принадлежит лучший one-liner в фильме.

Нельзя не отметить и отличный визуальный стиль фильма – Флэнеган имеет большой опыт в создании фильмов, где размыта грань между реальностью и сном, что он прекрасно продемонстрировал в «Окулусе» и «Сомнии». С этим связан еще один любопытный момент: в фильме, посвященном призракам, на удивление мало скримеров. Но этот ход имеет вполне логичное объяснение: герои постоянно видят мертвецов, так что их редко можно напугать внезапным появлением или рукой из-под кровати. Вместо этого Флэнеган сосредотачивается на атмосфере, которая по мере развития сюжета становится все более и более наполненной саспенсом, достигая кульминации в финале, когда герои возвращаются в «Оверлук», чтобы осуществить свой дерзкий план.

«Я очень, очень внимательно прочитал сценарий и сказал себе: “Все, что мне так не нравилось в “Сиянии” Кубрика, здесь отсутствует”», — Стивен Кинг в интервью Entertainment Weekly.

К сожалению, именно в этой части фильма скрываются самые заметные недостатки. Почти все сцены, отсылающие к «Сиянию», выполнены старательно, но им порой явно не хватает элегантности в наведении мостов между прошлым и настоящим. Учитывая, что речь идет о самой эмоционально насыщенной части фильма, такие просчеты оставляют не лучшее впечатление. Но к счастью, Флэнеган вовремя возвращается к истории Дэнни, в самом конце связывая ее простым, но логичным способом с концовкой романа «Сияние». Для этого, конечно, сценарий серьезно отступает от книги «Доктор Сон», но это отступление — цена, которую приходится платить за объединение фильмов, в разной степени опирающихся на первоисточники. 

И здесь надо возвратиться к начальной точке: Флэнеган, несмотря на изменение некоторых очень важных сюжетных ходов, остался верен духу кинговского текста. Через весь роман – как и через большинство его книг – красной нитью проходит мысль о том, что со смертью жизнь не исчезает бесследно, и остается надежда на воссоединение с теми, кого мы любим. Это одна из важнейших идей Кинга, которая передана в фильме с предельной ясностью, и, надо полагать, здесь писатель должен быть доволен режиссером.

«Доктор Сон» – не шедевр хорроров, но очень тщательно продуманная и выполненная с большим вниманием к деталям экранизация Кинга. Это не «Сияние», но и фильм Кубрика никогда не был любимой экранизацией у самого Кинга. Есть все основания воспринимать «Доктор Сон» как отдельную историю – и просо солидный мистический хоррор.

Информация к размышлению: «Сияние» между Кингом и Кубриком

The Shining (1997)
Другая экранизация «Сияния» — трехсерийный мини-сериал, созданный в 90-е при содействии самого Кинга.

Об этом не все знают, но сам Кинг считает «Сияние» не слишком хорошей экранизацией. Долгое время он публично высказывался о фильме Кубрика в том духе, что мастер плохо понимает, как работает хоррор, и из-за этого фильм похож на роскошную машину, у которой нет мотора. Раздражение писателя можно понять: Кубрик наплевательски отнесся к первоисточнику, своевольно расставив акценты совершенно иначе, чем у Кинга. Главное отличие состоит в том, что в книге центральный персонаж — Дэнни Торранс, а его отец выступает на передний план только ближе к финалу. Сам же роман представляет собой мистический хоррор о призраках, в то время как киноверсия ставит в центр историю медленно теряющего рассудок Джека Торранса, а многочисленные призраки играют сугубо второстепенную роль. Отношения между Кингом и Кубриком оставались натянутыми и в последующие годы, так что, когда Кинг в 1990-х задумал снять новую экранизацию «Сияния» в формате мини-сериала, то, как говорят, получил разрешение от владевшего важным пакетом прав Кубрика только с тем условием, что публичная критика его фильма прекратится.

кинг