В тюрьме, затерянной где-то на просторах волшебного мира Забытых Королевств, отбывает срок странная парочка. Он — некогда член благородного клана Арфистов, а ныне заурядный вор по имени Эдгин. Она — суровая и неразговорчивая варварша Хольга. Оба они — брат и сестра (метафорически) по несчастью, преданные бывшим подельником и брошенные за решетку. Не дождавшись решения об УДО, авантюристы сбегают из своего заточения, собирают разномастную команду охотников за удачей и отправляются мстить предателю, за минувшие годы неслабо поднявшемуся по карьерной лестнице и взявшему под свое покровительство дочь Эдгина.
Признаться, первые промо-материалы «Подземелий и драконов» вгоняли в уныние и заставляли думать, что лента повторит судьбу экранизации 2000 года (помните вообще такую?). Цветастые постеры и не отличающиеся особой оригинальностью тизеры выглядели слишком дефолтно и будто бы продавали очередной ансамблевый фильм, какие сейчас особо котируются у Netflix. Собрать нескольких неплохих актеров и заставить их пару часов носиться туда-сюда на фоне режущего глаз хромакея, лениво проговаривая словно написанные ChatGPT реплики — вот и весь рецепт успеха, отчитываемся о рекордных просмотрах и забываем уже через месяц…
К счастью, это тот случай, когда ошибаться оказалось приятно
Чем ближе к релизу, тем более симпатичным начал казаться проект, хайп постепенно нарастал, а неожиданно высокие оценки прессы развеяли остатки скепсиса. А всего-то надо было поинтересоваться, кто сидит в режиссерских креслах — творческий дуэт Джона Фрэнсиса Дейли и Джонатана М. Голдштейна. Парочка написала сценарий к «Человеку-пауку: Возвращение домой» и, что красит их еще больше, поставила уморительную комедию про любителей настолок «Ночные игры». Этот факт окончательно закрепляет за ними статус гиков с хорошим чувством юмора. И именно эта характеристика выделяет новые «Подземелья и драконы» — юмор.
Картина вписывается в нынешние тренды командных фильмов. Если хотите, это такие «Стражи Галактики» в фэнтези-сеттинге
Есть даже свой Старлорд — балагур и рубаха-парень, но на деле надломленный герой со своей личной драмой (здесь Крис Пайн, кажется, вспоминает время, проведенное на мостике звездолета «Энтерпрайз», ведь Эдгин в его исполнении в определенные моменты выглядит вариацией капитана Кирка). Роли между остальными участниками отряда также четко распределены, как в любой уважающей себя RPG. Есть даже до смешного идеальный гостевой паладин. Каждый на своем месте, и у каждого будет своя минута славы, хоть порой сюжет и забывает про некоторых из них.
Как понятно из подзаголовка, миссия у этих ребят, если говорить утрированно, сводится к ограблению, что переводит «Подземелья» в разряд так называемых хейст-фильмов. Тут внезапно могут всплыть ассоциации с еще одной новинкой — авантюрным экшеном Гая Ричи «Операция “Фортуна”». Сходство двух фильмов подкрепляется участием Хью Гранта в качестве эксцентричного антагониста. Британский актер в последние годы сменил амплуа любовника на более разухабистые роли. Но если Ричи в этот раз переоценил свои комедийные навыки, то уже упомянутое чувство юмора Дейли и Голдштейна становится главной движущей силой картины.
«Честь среди воров» — это чистое ироническое фэнтези
Он регулярно выдает зрелищные сцены и эффектно снятые драки, при виде которых одобрительно хмыкнул бы и Джон Уик. Однако смешит своего зрителя фильм куда чаще. Причем работают как текстовые, так и визуальные гэги. Засвеченная еще до релиза сцена допроса мертвецов — один из самых уморительных эпизодов ленты. Внезапное камео одного знаменитого актера в нестандартном для него образе рискует вызвать истерику. Даже когда на экране наконец-то появляется заявленный в названии дракон, обитающий, разумеется, в подземелье, он не столько устрашает, сколько веселит одним своим нелепым видом.
При всем этом «Подземелья и драконы» не скатываются в буффонаду и остаются верны принципам и правилам первоисточника. Ведь по сути это прямая визуализация партии в D&D с четкой квестовой структурой. Герои видят конечную цель, но чтобы ее достичь, им нужно решить несколько задач помельче, постепенно подводящих к основной миссии. Если один план не сработает, есть запасной. Если и он обернется неудачей, всегда можно вернуться к первоначальному. Вот так выпали кубики, что поделаешь.
Несмотря на всю дотошность и по-хорошему задротский энтузиазм создателей фильма, «Честь среди воров» максимально дружелюбна даже к тем, чьи познания о D&D ограничиваются просмотром ютуб-шоу «Подземелья Чикен Карри». Неймдроппинг сыплется знатный, но он не ложится на тебя тяжелым грузом, просто потому что сам фильм не требует к себе серьезного отношения. Люди же в теме очевидно улыбнутся при упоминаниях Врат Балдура, Долины Ледяного Ветра или Невервинтера. Ну а хардкорные фанаты, надо полагать, устанут присвистывать и тыкать пальцем, изображая ДиКаприо из «Однажды… в Голливуде» каждый раз, как на экране мелькнет что-то знакомое.
Разочаровать «Подземелья и драконы» могут разве что любителей сложносочиненных историй «на подумать»
Тут все незамысловато. Расстановка сил ясна и прозрачна, хитроумных сюжетных поворотов не припасено, а коварный план коварных злодеев вызывает вопросики. Задолго до финала становится понятно, что произойдет с неким артефактом, выступающим одним из макгаффинов, и даже обязательная послетитровая шутка-минутка пробивается еще где-то на середине фильма.
Но вся эта простота искупается удовольствием от процесса. Если представлять кинематограф как стол на банкете, то «Честь среди воров» — это кусочек торта. Насытиться им вряд ли получится, но он легко и быстро съедается и оставляет после себя приятное послевкусие, а взгляд уже ищет добавки.