Когда в финале второго фильма про Джона Уика его объявляют в глобальный розыск, становится окончательно понятно, что на пенсию лучшему киллеру на планете не удастся уйти никогда. За его голову объявляется награда в $15 млн — отличная мотивация для других наемных убийц, давно мечтавших покончить с легендарным Уиком. Помимо статуса экскомьюникадо (буквально — «отлученный от церкви») у главного героя отбирают и привилегии — теперь доставать оружие, залечивать раны или просить помощи у кого-то ему приходится самому. Все, что остается Уику — надеятся на то, что в итоге он победит всех. Судя по первым двум картинам, у него отличные шансы.
Сейчас принято восхищаться (и заслуженно) формами и финансовыми достижениями киновселенной Marvel, но если присмотреться, то «Джон Уик» — тоже отличный пример коммерческого успеха, достойный включения в учебники. Стартовав как отчаянный малобюджетный боевик категории «Б» с бывшей мировой звездой и без особых надежд на зрительское внимание и кассовые сборы, уже к третьему фильму «Джон Уик» дослужился до звания одного из самых ярких блокбастеров, ближайшего соседа «Мстителей» в календаре премьер. По Джону Уику уже сейчас выпущено невероятное количество мерча — от футболок до коллекционных фигурок, — а недавно наконец анонсировали видеоигру. По сути «Джон Уик» — это одна из самых ярких селф-мэйд-франшиз в современном кино, выстрелившая без особой поддержки рекламных бюджетов.
Начинается третий «Джон Уик» как надо — с умопомрачительной 30-минутной бойни в залитом неоном и дождем Нью-Йорке. Сначала — драка в городской библиотеке, буквально на книжках — главной звездой эпизода оказывается томик «Русских народных сказок» Афанасьева. Потом — в какой-то подсобке на ножах (это лучшая схватка за три фильма), в финале — погоня на лошади против мотоциклов, чуть менее впечатляющая, но тоже эффектная. Хочется, чтобы так продолжалось все два часа, но «Джон Уик» после мощного вступления резко бьет по тормозам. Впереди зрителя ждет еще немало экшена, но становится понятно, что у авторов фильма несколько иные планы.
Новая картина — пожалуй, самая разговорная и осмысленная из трех. Невероятные перестрелки и драки все еще занимают главенствующее место, но начинаешь замечать, что их обрамление стало намного мудренее и запутаннее. Теперь Уик напрямую сталкивается с «Правлением кланов» в лице немногословной судьи, которую играет Азия Диллон из «Оранжевого — хита сезона» и «Миллиардов». В сюжет вплетаются несколько новых колоритных персонажей. Лучшая здесь — пожилая, но все еще великая Анжелика Хьюстон в роли демонического балетмейстера. А главное, зритель узнает новые подробности не только о личной жизни Уика (он оказывается беларусом), но и об устройстве мира, в котором живет герой. Например — тут без особых спойлеров — мы узнаем о существовании более могущественных органов власти; и о том, что несмотря на четкие правила устройства подпольного мира киллеров, с местными головорезами тоже можно договориться. И еще много раз убеждаемся, что Уик — реальная суперзвезда своего ремесла, а хорошие наемные убийцы по-прежнему души не чают в собаках (тут замешана Хэлли Берри).
Дополнительная детализация сурового мира «Джона Уика» объясняется легко. «Джон Уик» — это уже не просто увлекательная «бэха» в любимом жанре эпохи VHS — «докопались идиоты до интеллигентного мужчины». Прием «Киану Ривз убивает за 2 часа тысячу человек» отлично работал в первой картине, от которой вообще мало чего ждали; неплохо сработал и во второй. Но к третьему фильму формула нуждалась в новых переменных. Так появились новые детали, мир стал подробнее, а конфликты начали выстраиваться и за пределами драк — то, чему в прошлых фильмах уделялось не так много времени. Это уже не такой прямолинейный аттракцион, как первые два. Хотя, конечно, назвать это кино умным до сих пор язык не поворачивается.
Все эти сдвиги в философии фильма означают только одно — «Джон Уик» окончательно превратился во франшизу. Поэтому сценаристы так усердно стараются между шумными драками, кастинг-директора наводняют фильм звездами, а режиссер Стахелски (бывший каскадер, если кто-то еще не знает) с каждым фильмом все лучше и лучше выстраивает разговорные сцены. Все это воспринимается одновременно и как хороший задел на будущее (клубка взаимоотношений даже основных персонажей хватит еще на пару фильмов), и как желание постелить соломку — например, на тот случай, если Ривзу вдруг надоест этот образ. Впрочем, судя по третьему фильму, пока не надоел.
Несмотря на все эти франшизные заигрывания, из третьего «Джона Уика» все еще не выветрились его лучшие качества. Это чистейшая доза адреналина, возможно, самый эффектный и прямолинейный боевик современности. И самый честный, потому что пока Бонд тестирует новые модели «Астон Мартина», а Итан Хант скачет по небоскребам, Джон Уик — самый немногословный и суровый герой современного боевика — продолжает идти напролом. Ему нечего терять, он просто хочет жить, и каждый из трех «Джонов Уиков» — это, если задуматься, просто дорогая метафора поведения любого мужчины на грани жизненных обстоятельств. И в этом есть какая-то первобытная страсть, наблюдать за которой хочется снова и снова.