С тех пор как в начале 1990-х российский кинорынок избавился от идеологических оков, начался расцвет эпохи VHS – страну наводнили пиратские кассеты с одноголосым переводом, некогда полуподпольные видеосалоны легализовались, а зрители получили доступ ко всем новинкам зарубежного проката. На этом фоне складывались кинематографические вкусы и традиции, не всегда и не во всем совпадающие с общемировыми.

В специальной подборке Дмитрий Соколов вспоминает фильмы, которые в перестроечном СССР и постсоветской России запали в народную душу на долгие годы, став важной частью культурного ландшафта.

Парочка предварительных пояснений

Пояснение первое, историческое. Эта статья – хороший аргумент в пользу того, что (правильно употребленный) алкоголь порождает мощный креатив. Все началось, когда всеобщий любимец и талисман редакции Владимир Самойлов предавался вакхическим возлияниям, и в разговоре со мной отметил, что народная любовь порой выкидывает странные фортели: одни фильмы становятся культовыми, не имея особых достоинств, в то время как другие – зачастую вполне интересные – долго остаются в зоне всеобщего забвения.

Слово за слово, и мы начали вспоминать такие случаи… ну а дальше сложилась идея сделать грайндхаус-подборку таких вот народных хитов из двух частей. В первой мы расскажем про фильмы, ставшие культовыми в России перестроечного и постсоветского периодов, но за рубежом либо прошедшие незаметно, либо не заслужившие столь высокой степени народного признания. А во второй вспомним обратную ситуацию: когда фильмы оказывались крайне популярны, допустим, в США, но в России прошли мимо основной массы зрителей, не вызвав особых восторгов.

Пояснение второе, терминологическое. Определить культовый фильм – задача непростая, если речь идет о времени, когда еще не сложилось устойчивой системы каких-то знаковых показателей зрительского интереса, вроде данных бокс-офиса или рынка профильной прессы. Поэтому дальнейший список неизбежно носит во многом субъективный оттенок, и опирается больше на косвенные источники типа позднейших воспоминаний (своих и чужих), чтения тогдашних журналов и газет или копания в старых кинотеатральных афишах.

Равным образом и «культовость» здесь понимается максимально широко – как узнаваемость в широких народных массах, связанная с тем, что тот или иной фильм становится образцом, с которым сравниваются другие фильмы. Отследить такие влияния, оглядываясь на 30 лет назад хоть и можно, но в отдельной статье за бортом в любом случае останется много нюансов, требующих уточнения. Так что перед вами отнюдь не золотой топ абсолютной классики VHS, а скорее подборка любопытных релизов, ставших – в том или ином смысле – знаковыми для постсоветского поколения.

Ну а теперь – пристегните ремни, протрите старый видак, и выбирайте фильм на вечер!

«Трюкач» (1980)

Кэмерон – ветеран Вьетнама в розыске. Убегая от полиции, он скрывается на съемочной площадке исторического фильма, где режиссер предлагает ему сделку: Кэмерон поработает каскадером, а взамен киношники не будут передавать его в руки слуг закона. Решив, что лучше стать трюкачом, чем беглецом, Кэмерон вскоре понимает, что все не так однозначно. Ушлый режиссер Кросс, заполучив в свою команду каскадера с военным опытом, вводит в фильм все новые трюки, один другого смертоносней. Ко всему прочему, Кэмерон влюбляется в главную актрису, которая когда-то была подругой Кросса, и на съемках складывается крайне опасный любовный треугольник.

Этот изобретательный трагикомичный боевик – пожалуй, лучшая работа Ричарда Раша, режиссера с короткой, но яркой фильмографией. Он начинал в байкерсплотейшне (снял драму «Мотоангелы ада» с Джеком Николсоном и экшн «Дикая семерка»), а закончил в эротических триллерах («Цвет ночи» с Брюсом Уиллисом и Деми Мур), однако в историю вошел благодаря лишь одному фильму. «Трюкач» представляет собой один из ранних (и роскошнейших) примеров постмодернистского экшна. В сюжете переплетаются драма, экшн и комедия, а от концентрации трюковых сцен до сих пор идет кругом голова. За калейдоскопом эффектных взрывов, погонь и акробатических номеров скрывается иронический комментарий о том, как искусство, отображая жизнь, неизбежно ее меняет, плавно смещая границы реального и воображаемого миров. Уже в открывающей сцене Кэмерон прямиком из придорожной закусочной попадает в окопы Первой мировой, а спасая утопающую женщину, обнаруживает, что с нее напрочь слезает лицо. А как вам падение из-под огромного стеклянного купола в оживленный бордель? И так далее.

Но из-за того, что фильм долго не мог найти дистрибьютора для американского рынка, «Трюкач» еле-еле отбил свой бюджет, и большинство зрителей о нем в год выхода вообще не слышали. Утешением стали несколько фестивальных призов, «Золотой Глобус» за музыку, а также три номинации на «Оскар» (включая награду за лучший фильм), плюс последующий культовый статус в узких кругах. Зато когда в начале 1980-х «Трюкача» закупили для советского проката, это был топовый крышеснос. Фильм в СССР посмотрело свыше 20 миллионов человек (в десять раз больше, чем в США!), а пресса подавала его как смелое художественное высказывание, обличающее звериные нравы голливудского шоу-бизнеса. Общий интерес подогревался еще и тем, что публика уже была должным образом подготовлена: за несколько лет до «Трюкача» в СССР шла детективная драма «Каскадеры» от Марка Л. Лестера (будущего режиссера эпического экшна «Коммандос» со Шварценеггером).

Фильм Раша в Советском Союзе тоже продвигали не как лихой боевик, а в качестве социальной драмы о тяготах жизни обычного человека на «фабрике грез», для чего «Трюкача» даже слегка перемонтировали, чтобы акцентировать кое-какие детали из прошлого Кэмерона, и превратить его в жертву полицейского произвола.

«Сумасброды» (1983)

1965 год, школа имени Тафта и Адамса. Пятеро друзей готовы на все, чтобы увидеть местную красотку Пьюрити обнаженной. Но высокомерная блондинка жестоко подставляет ребят, после чего у них возникают серьезные проблемы с директором. Впрочем, попав в опалу, парни не унывают, а готовят хитроумный план мести.

В начале 1980-х в американском прокате начал оформляться жанр молодежных секс-комедий. Флагманом был фильм «Порки», рассказывающий о том, как старшеклассники во Флориде 1950-х пытаются пробраться в стрип-клуб, чтобы утолить свою неумолимую жажду сочной женской плоти. Яркая, но в общем-то непритязательная комедия стала грандиозным хитом, собрав при бюджете в $5 миллионов безумные $160 миллионов (именно благодаря успеху «Порки» сюжет каждой второй тинейджерской комедии до 2000-х годов вертелся вокруг потери девственности). Ну а «Сумасброды» — это наскоро склепанная командой Роджера Кормана эротическая комедия в схожем сеттинге «школьного ретро», построенная на максимально тупых (но веселых!) шутках и обильной обнаженке. Больших денег она не собрала, хотя бюджет отбила, а потом обзавелась парочкой сиквелов.

В многочисленных видеосалонах перестроечного Советского Союза фильм получил вторую жизнь. Причина проста: народу ощутимо не хватало юморной эротики, а местная молодежь была не менее охочей до запретного плода, чем американская. «Сумасброды», наряду с бесконечной франшизой «Горячая жевательная резинка» (до конца 1980-х вышло семь частей!), долгое время были стандартом молодежных комедий, хоть масштабного культа вокруг фильма и не сложилось. По большому счету, «Сумасброды» — любопытный пример случайного успеха: фильм оказался в нужное время в нужном месте, заполнив пустующую нишу.

«Американский ниндзя» (1985)

В американском гарнизоне на Филиппинах неспокойно: отряды ниндзя нападают на военные конвои и грабят местные склады с боеприпасами. За преступлениями стоит оружейный барон Ортега, который сбывает украденное добро на черном рынке, однако хорошо налаженный нелегальный бизнес нарушает американский солдат Джо Армстронг, владеющий боевым искусством ниндзюцу. Чтобы убрать с дороги внезапную угрозу, Ортега собирает армию во главе с опытным ниндзя по кличке «Черная Звезда».

Рукопашный боевик от Сэма (настоящее имя – Шмулик) Ферстенберга был снят на волне популярности ниндзя-эксплотейшнов в Голливуде начала 1980-х. По форме и содержанию это добротный экшн в экзотическом сеттинге, отнюдь не прорывной для жанра, но отлично работающий с привычным материалом. Атлетичный красавец Майкл Дудикофф лихо сражается с толпами затянутых в черное ниндзя, используя широкий арсенал «восточных» киллер-гаджетов, а еще резво бегает, гоняет на мотоцикле и висит на взлетающем вертолете – в общем, делает все, что должен уметь настоящий герой боевика. В американском прокате фильм был весьма успешен ($10 миллионов сборов при миллионном бюджете), запустил франшизу и карьеру Дудикоффа, но сенсации не произвел.

Зато в Советском Союзе «Американский ниндзя» стал классикой видеосалонов. Дети бегали с самодельными масками, разучивали движения из фильма и по сто раз пересматривали любимые части франшизы. Фильм знал каждый второй школьник, и по степени популярности в народе «Американский ниндзя» был вполне сравним с голливудскими боевиками Шварценеггера или Сталлоне. Дело не только в том, что фильм сам по себе – отличный боевик (пусть и не такой смачный как «Кобра» и не такой изобретательный как «Хищник»), но еще и в том, что его популярность вошла в мощный резонанс с распространением в стране моды на восточные единоборства. В течение 1980-х полуподпольные (партия не одобряла увлечение, считая его идеологически чуждым и крайне травматичным видом спорта) клубы по занятиям карате возникали от Вильнюса до Владивостока, так что «Американский ниндзя» (наряду с более поздними вандаммовскими экшнами вроде «Кровавого спорта» или «Кикбоксера») появился в идеальный исторический момент, став для миллионов мальчишек образцовым боевиком про стильные драки сильных мужчин.

«Полет навигатора» (1986)

4 июля 1978 года двенадцатилетний Дэвид Фриман отправляется встречать младшего брата, и бесследно пропадает в лесу. Через восемь лет он возвращается (не постарев при этом ни на день) и вместе с шокированными родителями отправляется к группе ученых из НАСА, которые обещают семье Дэвида помочь выяснить, что с ним произошло. В ходе тестов выясняется, что в мозгу мальчишки спрятаны тонны неизвестной людям информации, внедренной туда инопланетной цивилизацией. Опасаясь, что ученые теперь превратят его в подопытного для бесчисленных экспериментов, Дэвид с помощью разумного космического корабля по кличке Макс сбегает, и отправляется в незабываемый полет над Землей.

Молодежный сай-фай Рэндалла Клайзера (автора культовой комедии «Бриолин» и романтичной эротики «Голубая лагуна») не стал кассовым хитом, хотя критики отзывались о нем тепло, а позже вокруг фильма возник небольшой, но устойчивый культ. Тогдашний американский прокат (после успеха «Инопланетянина») был забит семейной фантастикой: в том же 1986-м вышел хит «Короткое замыкание» (тоже попавший в советский прокат), а годом раньше прогремела первая часть «Назад в будущее». На таком фоне работа Клайзера не впечатлила зрителей, хотя фильм сам по себе вполне добротен и лишен вопиющих недостатков. «Полет навигатора» примечателен прежде всего стильным дизайном космолета, в котором сидит главный герой, а также тем, что это был один из первых голливудских фильмов, где широко использовалась компьютерная графика. Которая, кстати, даже сейчас выглядит неплохо, благодаря умелой работе с освещением и монтажом. Кроме того, у фильма был приятный электронный саундтрек от Алана Сильвестри, любимого композитора Роберта Земекиса (и двухкратного лауреата «Оскара»).

Но если американцы фильм, по большому счету, проигнорировали, то советские зрители воспылали к нему нешуточной любовью. При том, что фильм вышел в советский прокат на рубеже 1980-х и 1990-х, когда вокруг было предостаточно иностранного кино, незамеченным он не прошел. Была даже активная рекламная кампания (постеры фильма вывешивались в метро), а на многие сеансы школьники ходили целыми классами. Здесь, опять-таки, надо учитывать контекст: в СССР существовала развитая традиция детской фантастики (вспомните хотя бы «Приключения Электроника» или «Гостью из будущего»), так что аудитория была максимально расположена к простой, но трогательной и визуально впечатляющей истории о дружбе мальчика и космического корабля.

«Чернокнижник» (1989)

Бостон, 1691 год. Ведьмолов Редфрен собирается казнить колдуна, но в последний момент Сатана перебрасывает своего верного слугу на три сотни лет вперед, в Лос-Анджелес начала 1990-х. Здесь чернокнижнику предстоит разыскать разделенный на три части гримуар, который, будучи собранным воедино, позволит отменить Вселенную и погрузить мир в безграничную тьму. Единственный, кто способен помешать богопротивному делу – Редфрен, тоже проскользнувший сквозь время, и знающий, как остановить дьявольское отродье. А сориентироваться в дивном новом мире автомобилей, самолетов и размороженной пиццы ему поможет бойкая официантка Кассандра.

Стив Майнер – человек для хоррора значимый: именно он дал нам классический дизайн Джейсона Вурхиза, и сделал маньяка в маске главным злодеем во второй и третьей частях «Пятницы 13-е».

«Чернокнижник» — еще одна примечательная его работа, в которой отлично сыграл инферальный красавчик Джулиан Сэндс (позже он блеснет в эротической хоррор-драме «Елена в ящике», где будет отрезать конечности у Шерилин Фенн). Сценарий здесь писал Дэвид Туи, автор франшизы про Риддика, и он вплел в сюжет комедийные элементы, обыгрывая растерянность как Редфрена, так и Чернокнижника перед современными технологиями. Хотя в фильме было немного саспенса, Майнер сделал ставку на динамику и вычурные спецэффекты, показывающие магическую мощь демонического колдуна. Но, в отличие от сиквелов «Пятницы 13-е», этот проект Майнера долго не получал нормального релиза из-за финансовых проблем прокатчика, в США вышел на малом количестве экранов, да и критики разругали кино, сравнивая с примитивной хоррор-переделкой первого «Терминатора».

Но в России, где фильм вышел в начале 1990-х, «Чернокнижник» для многих стал эталонным хоррором, а Сэндс – секс-символом жанра. В советское (даже перестроечное) время фильмы ужасов долго оставались вне широкого проката (сказывались остатки идеологических предрассудков), и чаще демонстрировались в видеосалонах, а «Чернокнижник» был одним из первых крупных жанровых релизов. На большом экране действо выглядело крайне мощно: зловещий блондин Сэндс левитировал, насылал проклятья и кидался во врагов тяжелым металлом. Разумеется, такой экспириенс было сложно развидеть, так что фильм стал хитом не только в кино, но на видео, а уж вторую часть (намного более изобретательную по части убийств) воспринимали как полномасштабный хоррор-блокбастер.

«Красная жара» (1988)

Советский милиционер Иван Данко прибывает в Чикаго, где был обнаружен и задержан грузинский наркобарон Виктор Руставили. Во время его перевозки в аэропорт на конвой нападают, и Виктору удается скрыться. Данко жаждет разыскать беглеца, но советскому человеку трудно адаптироваться к враждебной капиталистической среде, так что поможет ему в поисках местный коп Арт Ридзик.

Этот полицейский боевик Уолтера Хилла (автора культовых экшнов «Улицы в огне» и «Воины») сделан по классическому рецепту бадди-муви: двое радикально различных людей вынуждены работать вместе, вопреки всем ссорам добиваясь общей цели. Молчаливая глыба Шварценеггер идеально вписался в образ честного советского мента, привыкшего ломать кости легким движением руки. Белуши, в свою очередь, отлично справился со своим типичным амплуа юркого и болтливого копа, умеющего работать не только стволом, но и словом. Хилл (прославившийся другим бадди-муви «48 часов») сноровисто обыграл контраст характеров и бэкграундов, под завязку набив видеоряд не только смачными драками или перестрелками, но и юморными диалогами. Увы, несмотря на все достоинства, фильм в США прошел незаметно, оказавшись в тени другого релиза со Шварцем – комедийных «Близнецов», собравших сумасшедшие деньги.

Но в Советском Союзе «Красная жара» стала больше, чем хитом – легендой, абсолютным народным хитом и шедевром на все времена. Популярность фильма была подогрета еще и визитом Арнольда в страну в том же 1988-м, где его ожидал бешеный напор фанатов (и фанаток), готовых разорвать звезду на части. Успех фильма в СССР был немного предсказуем: «Красная жара» вышла на пике перестройки, и впервые за долгое время изображала советских граждан в сугубо положительном ключе, пусть и с комическим оттенком. Не говоря уже о том, что главным героем был советский силовик: подобные проекты на тот момент вообще можно пересчитать по пальцам (один из лучших примеров – шпионский триллер «Телефон» с Чарльзом Бронсоном, где он играет агента КГБ). «Красная жара» оказалась еще и дико меметичным фильмом: фразы из него разлетелись на цитаты (вспомните хотя бы великий вопрос «Какие ваши доказательства?» или незабвенный возглас Данко «КОКАИНУМ!»), так что долгая счастливая жизнь в памяти народа ему была обеспечена.

«Слепая ярость» (1989)

Ник Паркер, слепой ветеран Вьетнама, возвращается в США после долгих лет жизни за границей. Он собирается встретиться со старым другом Фрэнком Деверо, однако прибыв к нему домой, выясняет, что теплой встречи не получится. Фрэнк похищен, а его бывшая жена убита, в то время как за сыном охотятся неизвестные бандиты. Решив выяснить, кто стоит за всем этим беспределом, Ник втягивается в борьбу с криминальным синдикатом, лидер которого собирается использовать таланты Фрэнка для разработки нового типа наркотиков.

Голливудский дебют австралийского режиссера Филиппа Нойса (у себя на родине он снял отличный камерный триллер «Мертвый штиль» с Николь Кидман) по техническим причинам несколько лет пролежал на полке, и в ограниченный прокат вышел только в начале 1990-х, поэтому долгие годы о нем знал только ограниченный круг жанровых фанатов. Потом сформировался небольшой культ, и «Слепая ярость» стала считаться чем-то вроде «скрытого сокровища» в обширной фильмографии Рутгера Хауэра. Вполне заслуженно: Рутгер выдает первоклассную игру, сочетая уязвимость, решительность и сентиментальность в образе слепого мастера меча. Сам образ незрячего воина, конечно, взят из японской франшизы про Затойчи (а сюжет – из фильма «Огонь в глазах самурая»), но американская переделка вполне самостоятельна, и отлично смотрится как бодрый микс семейной драмы и зубодробительного боевика.

В российском постсоветском контексте «Слепая ярость» была интересна не столько даже за счет темы слепого самурая, сколько личности главной звезды. На рубеже 1980-х и 1990-х Хауэр был для здешних зрителей узнаваемым актером: его видели в боевике про браконьера «Редкая порода» и в антитеррористическом экшне «Взять живым или мертвым». А фанаты фантастики знали его по (нет, не угадали) антиутопическому боевику «Считанные секунды», где Хауэр расследовал серию убийств в затопленном Лондоне середины 2000-х. Так что кино надолго стало культовым.

«Дикая орхидея» (1989)

Молодая сотрудница юридической фирмы Эмили вместе с коллегой прибывает в Рио-де-Жанейро, чтобы завершить крупную сделку с недвижимостью. В городе Эмили знакомится с загадочным миллионером Джеймсом Уиллером, который очарован девушкой, но не делает резких движений, постепенно вовлекая Эмили в страстный роман, полный фантазий, искушений и сюрпризов.

В середине 1980-х Микки Рурк стал большой звездой, прогремев на весь мир в томной эротической драме «Девять с половиной недель» вместе с Ким Бэйсингер (помните ее великолепный стриптиз под Джо Кокера?). «Дикая орхидея», снятая Залманом Кингом (автор эротического сериала «Дневники красной туфельки» с Дэвидом Духовны), должна была закрепить славу Рурка как романтического героя, но фильм в США не оценили ни критики, ни зрители. Но если смотреть на фильм непредвзято, легко заметить, что при всей банальности сюжета, его эмоциональная мощь ощущается вполне отчетливо: задолго до «Пятидесяти оттенков серого» Кинг неплохо обыграл концепт «таинственный, но ранимый богач соблазняет наивную молодую красавицу», только с минимумом БДСМ-элементов.
Но если для американской аудитории «Дикая орхидея» осталась проходной эротической мелодрамой, то в России фильм был одним из лидеров проката и однозначно культовым хитом. «Эммануэль» многим могла казаться слишком вульгарной и граничащей с порно, а «Дикая орхидея» все-таки была стилизована как чувственная женская фантазия об идеальном мужчине. Микки Рурк (которого знали по тем же «Девяти с половиной неделям» и неонуару «Красавчик Джонни») моментально стал общенациональным секс-символом, а Залман Кинг – мастером киноэротики и завсегдатаем кабельных каналов, где его фильмы крутили регулярно в рубрике полуночного кино.

«Двойной удар» (1991)

В Гонконге середины 1960-х семья бизнесмена Пола Вагнера убита триадами, но двух его малолетних детей-близнецов – Алекса и Чэда – удается спасти: один попадает в местный приют, а второй отправляется во Францию. Через 25 лет двое очень похожих внешне, но очень разных по характеру братьев встречаются в Гонконге, где им предстоит выследить мафиозного босса, когда-то отдавшего приказ убить их родителей.

«Двойной удар» Шелдона Летича (сценарист «Кровавого спорта» и режиссер «Самоволки») был одним из ранних фильмов, призванных закрепить статус Жан-Клода Ван Дамма как звезды боевиков. Это бадди-муви, но своеобразный: Ван Дамм тут сыграл обеих братьев, мягкого фитнес-инструктора Чэда и сурового контрабандиста Алекса. В американском прокате «Двойной удар» не стал хитом, а критики иронизировали над центральной задумкой, отмечая, что два Ван Дамма это примерно то же, что и один, только в двойном объеме.

А вот в постсоветской России «Двойной удар» обрел заслуженное признание. По ТВ постоянно крутили рекламу (помните слоган «Двойной Ван Дамм – двойной удар»?), фильм годами гоняли в видеосалонах, а восторженные мальчишки массово учились садиться на шпагат. В постсоветском золотом фонде экшнов «Двойной удар», пожалуй, стоит повыше многих фильмов Ван Дамма, где-то рядом с «Кровавым спортом», «Трудной мишенью» и той же «Самоволкой». Ведь если отвлечься от зубоскальства тогдашней прессы, и смотреть по существу, то Леттич выдал вполне пристойный экшн с обильными перестрелками, сочными драками (зацените финальный бой Ван Дамма с массивным Боло Йеном!) и ненавязчивым юмором. Фильм слегка портит разве что немного затянутый хронометраж под два часа, но мелкие провисания быстро забываются за чередой сражений и потоком уанлайнеров.

«Заряженное оружие» (1993)

В Нью-Йорке убита сотрудница полиции, и ее бывший напарник Уэс Люгер объединяется с другим опытным копом Джеком Кольтом, чтобы отомстить за подругу. Начав расследование, Кольт и Люгер сталкиваются с криминальным заговором, в центре которого – Моторс, мощно спятивший после Вьетнама генерал.

«Заряженное оружие» — проект Джина Квинтано (сценарист второй и третьей частей «Полицейской академии»), представляющий собой абсурдистскую пародию на полицейские боевики. В сюжете обыгрываются штампы и ситуации из длинной вереницы классических коп-экшнов и бадди-муви, прежде всего из франшизы «Смертельное оружие» (Кольт и Люгер – это Риггз и Мерто на максималках), а также из «Грязного Гарри», «48 часов», «Крепкого орешка» и много чего еще. Несмотря на приличные кассовые сборы в районе $50 миллионов (при бюджете меньше десяти), фильм не получил сиквела, отчасти из-за того, что львиная доля денег пришла из зарубежного проката (то бишь в США фильм провалился), а критики единогласно фильм разнесли, считая его плохим подражанием «Голому пистолету».

А вот в России кино запомнилось получше. Хотя народным хитом «Заряженное оружие» тоже, в общем, не стало, но по ТВ и видеосалонам его гоняли долго. Тут надо понять, что свою роль в его популярности сыграл фактор авторского перевода: в фильме звучит много лингвистических шуток и каламбуров (вот лишь один: имя главного злодея «General Mortars» на слух звучит как «Дженерал Моторс», но «Mortars» также «мортиры»), перевод которых требовал хорошего чувства языка и незаурядной изобретательности. «Заряженное оружие» переводил едва ли не каждый «закадровый автор» 1990-х, от Алексея Михалева до Андрея Гаврилова, причем в каждой версии шутки звучат слегка (а иногда не слегка) по-разному. Впрочем, дело не только в талантах переводчиков: фильм напичкан разнообразной игрой слов и смыслов (грязные деньги тут буквально отмывают в прачечной), а сдвоенная харизма Эмилио Эстевеза и Сэмюэла Л. Джексона исправно работает все полтора часа экранного времени.


P.S. Сцена после титров.

Здесь мне хотелось бы поблагодарить всех, кто помог с составлением топа, внеся в него свой авторский взгляд. Это (в случайном порядке):