Театральную версию «Лиги справедливости» всегда было принято ругать, причем нещадно. Фильм Джосса Уидона, кажется, не понравился вообще никому: режиссер раскромсал блокбастер Зака Снайдера, полностью сменил тональность, а там еще и Warner Bros. заставила урезать хронометраж до 120 минут. И все же вряд ли можно назвать «Лигу справедливости» Уидона откровенно плохим фильмом — он просто другой. В 2017 году у Warner Bros. было совсем иное видение киновселенной DC: мрачность и пафос Снайдера больше не вписывались в концепт, который частично подразумевал копирование приемов Marvel. Уидон, снявший для MCU «Мстителей», проделал ту же работу и для DC: поставил еще один супергеройский тим-ап-блокбастер с голым экшеном, яркой картинкой и тонной шуток. Что, конечно же, даже приближенное не напоминало почерк Снайдера — любителя снимать поскромнее, потемнее и посерьезнее.
Пандемия и запущенный в прошлом году HBO Max дали Снайдеру уникальную возможность показать собственную версию фильма. Warner Bros. как никогда нуждался в громком проекте для привлечения зрителей к своему новенькому онлайн-кинотеатру. Снайдеру выделили 70 млн долларов на монтаж и досъемки, а также предоставили полную творческую свободу. И если Warner Bros. вернулась к «Лиге справедливости» из коммерческой выгоды, то вот режиссер просто не хотел ставить крест на своем детище — известно, что Снайдер доделывал блокбастер за бесплатно. Налицо беспрецедентный случай: крупнейшая киностудия позволила некогда покинувшему проект режиссеру вернуться и выпустить вторую версию фильма, так еще и выделила дополнительный бюджет и никак не вмешивалась в процесс производства.
Удалась ли шалость? Определенно. Получили ли мы совершенно иной фильм? Не совсем. Скорее, скромную, темную и серьезную «Лигу справедливости» 2017 года. А еще — ужасно длинную.
Если версию Уидона могли оценить разве что фанаты ранних фильмов MCU, то вот «Снайдеркат» придется по душе любителям первых блокбастеров расширенной вселенной DC (собственно, других двух фильмов Зака Снайдера — «Человека из стали» и «Бэтмена против Супермена»). В своей «Лиге справедливости» Снайдер приглушил краски, убрал цветные фильтры (сцена в России больше не в кирпично-красных оттенках), сделал картинку контрастнее и глянцевее. Вместо динамичного саундтрека теперь звучит хор, а супергерои разучились шутить — режиссер без сожалений вырезал практически весь юмор, который насильно впихнул Уидон. Стало меньше и глупостей: Лоис, например, больше не говорит возрожденному Кларку, что он вкусно пахнет, а печально известную сюжетную линию с российской семьей Снайдер убрал целиком. А еще главный антагонист фильма, Степной Волк, обзавелся новой броней — шипастой, сияющей и с фиолетовым отливом.
«Снайдеркат» пускай и длится четыре часа, но чего-то принципиально нового Снайдер в «Лигу справедливости» не добавил. Режиссер расширил почти каждую сцену, из-за чего фильм выглядит менее скомканным, но затянутым — осилить его одним махом действительно сложно. Если у Уидона Бэтмен бродит по горам в поисках деревушки Аквамена от силы минуту, то Зак растягивает этот момент на три-четыре, успевая показать эту самую злосчастную гору с десяти ракурсов. Если в театральной версии фильма Чудо-женщина в рапиде отбивает одну летящую в нее пулю, то в «Снайдеркате» почти на все сцены с рикошетом снарядов наложено слоу-мо — наручи Дианы уже можно записывать в новые члены Лиги справедливости, экранного времени у них не меньше, чем у героини Галь Гадот.
Из «Лиги справедливости» Снайдера сочится пафос, но таково авторское виденье — фанаты режиссера явно останутся в восторге, а вот просто любители супергеройских блокбастеров могут напрячься. Но это все вкусовщина. Что действительно важно — в «Снайдеркате» помимо филлеров стало больше сцен, раскрывающих главных героев. Киборг стал «сердцем фильма», как и говорил в одном из недавних интервью Снайдер, — у безликого супергероя из версии Уидона в «Снайдеркате» появилась предыстория, из-за чего персонаж теперь не воспринимается как лишний. Даже напротив — герой Рэя Фишера практически затмил и Бэтмена, и Чудо-женщину, и уж тем более Аквамена с Флэшем. Почти каждый персонаж получил парочку новых сцен, из-за чего фильм стал опрятнее: если сюжет «Лиги справедливости» Уидона вызывал целый ряд вопросов, то Снайдер неторопливо (еще бы, за четыре-то часа) разъясняет каждый момент.
Больше всего изменения коснулись арки Степного Волка — суперзлодея, который в театральной версии был скучным завоевателем, кричащим «Я порабощу весь мир!». В «Снайдеркате» он стал личностью и даже вызывает жалость, унизительно прислуживая Дарксайду (роль скучного завоевателя перешла ему) и его приближенным. Снайдер пытается не развлечь зрителей, как это сделал Уидон, а вывести супергероику на другой уровень, показать трогательную и серьезную драму, как однажды было в «Хранителях». Но комикс Алана Мура и Дэйва Гиббонса изначально был «не таким, как все», и снимать что-то авторское с ведущими супергероями киновселенной DC сложнее — от блокбастеров ждут взрывы, искры и мейнстримные песни, а не горные пейзажи и госпелы.
Именно поэтому «Снайдеркат» сложно назвать полноценным блокбастером — скорее, фильмом «для своих», нескольких сотен тысяч поклонников творчества Снайдера, подписавших петицию #ReleaseTheSnyderCut, а не миллионов фанатов Бэтмена, Супермена и других персонажей комиксов. Джосс Уидон снял не самое ровное и идеальное, но все же супергеройское кино; Снайдер выпустил кино о супергероях. И если первое смотрится на одном дыхании, потому что использует проверенную структуру, то вот со вторым придется помучиться — ведь перед тобой оказывается тот же самый фильм, который просто сделали сложнее, пафоснее и претенциознее. Не забудьте еще умножить все это на два.