16 октября вышла «Любовь и монстры» (Love and Monsters) — постапокалиптическая драма, которая во многом копирует «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Единственное отличие — вместо зомби здесь огромные насекомые и амфибии, а в остальном изменения минимальные. Роль смазливого героя в этот раз досталась не Джесси Айзенбергу, а Дилану О’Брайену, в то время как бывалого вояку Вуди Харрельсона сменил бородатый Майкл Рукер. При этом «Любовь и монстры» не выглядит вторично: это очередной постапокалиптик, полный черного юмора и геройских приключений, за которыми все так же весело наблюдать.

На Землю надвигается огромный метеорит, который, кажется, несет за собой конец (по крайней мере человеческого) света. Главы всех государств объединяются и запускают в космическое тело десяток ядерных боеголовок. Метеорит повержен, Земля спасена — до тех пор, пока с неба не начинают падать химикаты, заражающие все живое. Ну, почти. На людей ядерный осадок никак не повлиял, а вот на животных — еще как: отныне по Земле бродят улитки, тараканы и лягушки высотой в несколько метров. Танки природе нипочем, и уже через несколько лет от новой фауны вымирает 95% человечества. Выжившие скрываются в подземных бункерах.

Все уже вроде адаптировались к постапокалиптической жизни — все, кроме Джоэла (Дилан О’Брайен), который в своей колонии хорош разве что в приготовлении минестроне. Ни разу не выбравшийся наружу за последние семь лет, Джоэл принимает свое первое не продиктованное страхом и неуверенностью решение — отправляется в другую колонию менее чем в ста милях, где живет его девушка. Ну, по крайней мере, семь лет назад они еще встречались.

«Любовь и монстры» полностью оправдывает свое неоригинальное название — это любовная история, в которой полно монстров. Не знающий практически ничего о выживании, Джоел оказывается на поверхности, которая кишит смертоносными существами. Как и во многих постапокалиптиках, в фильме есть паттерн: герой спокойно путешествует несколько минут, потом встречается с огромным чудовищем, справляется с ним самым абсурдным способом или просто благодаря удаче, после чего продолжает двигаться к своей цели. И так по кругу. Банально, шаблонно, но тем не менее весело — «Любовь и монстры» не пытается выпендриться оригинальностью или разбавить сугубо жанровое кино инди-экспериментами.

Нечто подобное недавно сделал «Зависнуть в Палм-Спрингс» — еще один фильм с клишированным концептом («День сурка»), который каким-то образом умудрился стать одним из главных хитов прошедшего лета. «Палм-Спрингс» собрал все самое лучшее из классических ромкомов — стал ультимативной мелодрамой, идеальной почти по каждому пункту: привлекательные и милые любовники, светские вечеринки с шампанским у бассейна, немного мистики для эффекта — и так по кругу. Режиссер «Любви и монстров» Майкл Мэтьюз сделал то же самое: скопировал лучшие черты «Zомбилэнда» (милых и глупых героев, черный юмор), заменил абсурдных ходячих трупов на еще более абсурдных огромных жуков и развил любовную линию (но не настолько сильно, что от нее становится тошно).

Фильму не хватает разве что пресловутой брутальности — однако на деле это оказывается не минусом, а главным плюсом. В начале своего путешествия Джоэл получает наставление от своей колонии: «Ни в коем случае не сражайся — просто прячься или беги». Худощавый парнишка с самодельным арбалетом и привычкой впадать в ступор при виде любой опасности принимает совет: напролом в пасть монстров не бежит, в бой с лягушками не вступает. По крайней мере, поначалу, пока из всех передряг Джоэла спасают случайно найденный на просторах города пес по кличке Мальчик (и впрямь очень хороший мальчик) и пара бывалых странников: Клайд (Майкл Рукер) и девочка Минноу (Ариана Гринблатт).

Странствующие выжившие дают Джоэлу второй совет: «Всегда смотри монстрам в глаза». Улитки и крабы пускай и мутировали, но они остались все теми же улитками и крабами: не трогай их — не тронут тебя. Как-никак главным героям противостоит не орава тупоголовых зомби, а сама природа — бороться с ней бессмысленно, под нее нужно адаптироваться, найти компромисс. Несмотря на кучу жанровых банальностей, «Любовь и монстры» в конце концов находит свой оригинальный угол подачи — Майкл Мэтьюз не превращает фильм в очередной боевик с бензопилами и расчлененкой, но пытается заставить своих героев подружиться с монстрами. Впрочем, парочку чудищ здесь все равно взорвут по старинке — экшена в «Любви и монстрах» предостаточно, даже несмотря на замашки на пацифистские и экологические топики.

В одной из самых красивых сцен фильма Джоэл проведет вечер с Mav1s — роботом-помощником, наделенным совершенным ИИ. Через 15 минут Mav1s навсегда отключится, а после экзистенциального диалога с главным героем робот включает романтическую песню — в это же время ночное небо охватывают светящиеся летающие медузы. Майкла Мэтьюза можно поймать на том, что он романтизирует апокалипсис — однако делает это не как другие режиссеры, сосредотачиваясь исключительно на любовной сюжетной линии. Чем дольше смотришь фильм, тем больше начинаешь осознавать, что «Любовь» в названии не имеет почти никакого отношения к любви ко второй половинке — девушке, ради которой главный герой выбрался наружу. Со временем это понимает и сам Джоэл: почувствовав первый за семь лет свежий воздух, увидев звездное небо и встретив виляющего хвостом пса. 

В наших реалиях фильм особенно крепко берет за живое — ведь сейчас по Земле вместо монстров гуляет вирус, а самоизоляция мало чем отличается от жизни в бункере. И ты уже сам начинаешь задаваться вопросом, чего не хватает больше: контакта и общения с людьми, или же банальных безопасных прогулок по улице. Главный герой «Любви и монстров» выбирается на поверхность ради девушки — но, кажется, по прогулкам он скучал сильнее. И, если честно, в 2020 году Джоэла понимаешь, как никогда.