В 2015 году на экраны возвращаются любимые фильмы детства: уже скоро по кинотеатрам прошагают динозавры из парка Юрского периода, Арнольд снова произнесет свое знаменитое «I’ll be back», а под занавес из далекой-далекой галактики донесется знакомая музыка Джона Уильямса. Среди этих возвращенцев есть один фильм, кардинально отличающийся от перечисленных выше лощеных блокбастеров. Спустя тридцать лет после выхода картины «Безумный Макс 3: Под куполом грома» режиссер Джордж Миллер приглашает нас в очередную поездку по выжженным австралийским пустошам. За рулем — обезумевший дорожный коп Макс Рокатански.
Постаревшего Мэла Гибсона на водительском месте сменил Том Харди, а визуально и технически «Дорога ярости» тянет на полноценный перезапуск. Хотя сам Миллер уверяет, что четвертый фильм про дорожные войны является неотъемлемой частью саги, начатой в 1979 году и фактически открывшей миру жанр дизельпанка.
Бюджет первого «Безумного Макса» составлял ничтожные даже по тогдашним меркам 300 000 австралийских долларов, из которых никому не известный 23-летний Гибсон получил в качестве гонорара пятнадцать. Большую часть бандитов из массовки играли настоящие байкеры — они гоняли на собственных мотоциклах, а в качестве гонораров принимали упаковки пива. Ради одной из экшн-сцен Миллер пожертвовал собственным микроавтобусом, а весь пост-продакшн происходил у режиссера дома — в гостиной и на кухне.
Вряд ли бывший врач скорой помощи мог тогда представить, что снятый на голом энтузиазме фильм уже через несколько лет оформится в полноценную трилогию, которая обретет культовый статус. Дэвид Финчер, Джеймс Кэмерон, Роберт Родригес и Гильермо дель Торо неоднократно называли вторую картину, «Воин дороги», одним из своих самых любимых фильмов. Накануне выхода «Дороги ярости» Отвратительные мужики собирают наследие «Безумного Макса» по закромам поп-культуры.
Наибольшее влияние трилогия Миллера оказала, разумеется, на кинематограф. Небогатые собственными идеями режиссеры 80-х посмотрели на успехи своего более удачливого австралийского коллеги, решили, что перед ними готовая формула успеха, и начали клепать собственные полотна из анархии, антиутопичных пейзажей и байкеров. Так на свет появились «Вожди 21-го века», «Воины апокалипсиса», «1990: Воины Бронкса», «2019: После падения Нью-Йорка», и прочие нетленки, названия которых сейчас вам ни о чем не скажут.
Создатели «Водного мира» 1995 года также явно вдохновлялись детищем Миллера, но Кевину Костнеру была отведена роль «Макса в лодке». Фильм не окупил своего почти 175-миллионного бюджета, и дальше дело не пошло.
Стивена Спилберга сложно поймать на плагиате, но его «Капитан Крюк» 1991-го года поразительно напоминал одну из сюжетных линий «Безумного Макса 3: Под куполом грома», который вышел шестью годами ранее. Главный герой случайно попадает в гости к племени живущих в джунглях (в «Максе» был оазис) одичавших детей, которые привечают его почти что как мессию, вернувшегося по какому-то важному поводу.
Действие недавнего «Ровера» также происходит в пустынях Австралии, погрязшей в топливном кризисе. Герой Гая Пирса весь фильм преследует грабителей, которые покусились на его единственную драгоценность — автомобиль. Интересно, что макгаффином стала вовсе не машина, [СПОЙЛЕР] а покоящаяся в багажнике мертвая собака — один из обязательных атрибутов героя-одиночки (конечно, в живом виде), [СПОЙЛЕР] который был введен в моду сиквелом «Безумного Макса» 1981 года.
Режиссер Джеймс Ван и сценарист Ли Уоннелл как-то признались, что на создание популярного ужастика «Пила» их вдохновила одна из завершающих сцен первой части трилогии Миллера. В ней вставший на путь мести коп приковывает наручниками одного из бандитов к горящему автомобилю и оставляет тому ножовку, пояснив, что машина взорвется гораздо быстрее, чем он успеет перепилить железо. А вот оперативно избавиться от ноги у него шансов гораздо больше.
В центре внимания «Безумного Макса» были и остаются яростные погони на причудливых транспортных средствах, как будто бы собранных пациентами психиатрической лечебницы. Концепция битв на автомобилях, чье место в лучшем случае на свалке, идеально легла на игровые рельсы. Одной из первых в этом жанре выступила древнейшая игра Death Track 1989 года. Затем на свет появились сериалы Carmageddon и Twisted Metal. В Carmageddon TDR 2000 среди средств передвижения был легендарный Interceptor — автомобиль, на котором герой Гибсона рассекал в первом и втором фильме.
В 1992 году на 16-битных приставках вышла игра Outlander — про мужчину, который ездит по шоссе, давит байкеров, стреляет в них из двустволки и иногда останавливается в придорожных поселках, чтобы заправить бензобак. Изначально игра должна была стать официальным продуктом по лицензии «Безумного Макса».
В сентябре этого года «Макс» получит полноценное игровое воплощение — Mad Max. Судя по тому, что показали в трейлере, это будет что-то вроде Shadow of Mordor про постапокалипсис: открытый мир, как в Assassin’s Creed, двухкнопочные драки, как в Batman: Arkham Asylum и автомобиль, который можно улучшать.
Будучи эталонным представителем постапокалиптической фантастики, «Безумный Макс» очевидным образом вдохновил авторов самых ярких представителей этого же направления от мира шутеров — Borderlands и Rage. В Borderlands даже есть босс по кличке Mad Mel.
Разумеется, Fallout. Кожаная куртка с одним рукавом, верный пес и масса других намеков на первоисточник. С первой (1997) по последнюю (2010) части герои Fallout сыплют цитатами из картины, одеваются и ведут себя так, будто действие этих игр разворачивается в одной с «Максом» вселенной — только в Калифорнии, а не в Австралии.
Тандем Ферры и Торра из самой свежей части Mortal Kombat напоминает персонажа по прозвищу Мастер-Бластер из «Под куполом грома». Там на плечах умственно неполноценного гиганта восседал ушлый карлик. Да и Лорд Гумунгус из «Воина дороги» — двухметровый амбал с хоккейной маской на лице и раскатистым басом, главарь шайки кочующих фриков — чем вам не император Шао Кан?
Пятерым немцам из города Мюнстер в свое время так понравился фильм «Безумный Макс», что свою метал-группу они назвали в его честь. Именно так — Mad Max. Коллектив существует с 1981 года.
В стилистике пыльного постапокалипсиса был выдержан тур американской певицы Ke$ha 2011 года. Сама исполнительница не скрывала, что продумывая Get $leazy Tour она вдохновлялась именно «Безумным Максом».
Клип австралийского музыканта Puretone на композицию Addicted to Bass и видео Тупака на бессмертную California Love — настоящие трибьюты «Безумному Максу». Только если в Addicted to Bass за основу была взята одна из сцен первого фильма, то легендарный рэпер обыграл «Под куполом грома».
С 2010 года на юге Калифорнии проводится фестиваль Wasteland Weekend. Его участники переодеваются в сумасшедших уродов, устраивают стилизованные гоночные заезды и воспроизводят любимые сцены из фильмов. Ну а между делом, надо думать, напиваются вдрызг и предаются беспорядочным половым связям. Все в лучших традициях жанра.
Для Джорджа Миллера «Дорога ярости» — это возвращение домой. Последние годы он занимался по большей части семейным кино, снимая мультики про танцующих пингвинов и фильмы про говорящих поросят, так что новый «Безумный Макс» — своеобразная проверка на остатки пороха в пороховницах. Сложно сейчас загадывать, оставит ли грядущая картина столь же заметный след, как ее предшественники. Все-таки за тридцать лет, минувшие с момента выхода третьего «Макса», мир и массовая культура изменились до неузнаваемости. Но в одном западные критики, уже оценившие ленту, сходятся единодушно: свой экзамен 70-летний постановщик сдал, а его новая картина грозится стать одним из главных фильмов этого года. Российский зритель сможет убедиться в этом уже 14 мая.
-Юрий Красавин, Петр Сальников