В начале мая завершился третий сезон «Мира Дикого Запада», а еще раньше стало известно, что сериал продлили на еще один сезон. Более того, ходили слухи о том, что всего сезонов будет шесть, но к счастью, создатели это опровергли. Не то чтобы я желаю скорейшего закрытия этого сериала — но уже по ходу третьего сезона я начал жалеть, что он продолжается.
Перед стартом третьего сезона я писал о том, чем круты первые два. Взяв за основу старый фантастический фильм 70-х за авторством Майкла Крайтона, Джонатан Нолан и Лиза Джой создали настоящий шедевр — запутанную и многофигурную историю тематического парка про Дикий Запад, населенного роботами, внешне неотличимыми от людей (что во многом и обеспечивало эту самую запутанность).
Второй сезон заходил сложнее и требовал определенных усилий, которые вознаграждались с лихвой.
Фанаты, строившие на реддите (вроде бы абсолютно безумные) теории, в итоге ликовали; другие фанаты, называвшие их кретинами, извинялись. Третьи со знанием дела констатировали, что Westworld фактически открыл широкому зрителю волшебный мир нелинейного монтажа. Подробнее об этом можно прочесть, например, в этом эссе про первый сезон.
До конца второго сезона дотянул не каждый, о чем можно судить и по рейтингам, и по частным случаям. Я встретил множество людей, которые бросили сериал, просто устав разбираться в хитросплетениях сюжета, которые порой еще и требуют от зрителя кое-каких допущений. Те, кто выдержал, с интересом ждали продолжения.
В третьем сезоне Westworld сильно освежили декорации. Тематический парк — уже другой, про Вторую мировую — выступает лишь как напоминание о прошлых событиях. Основное действие разворачивается в Лос-Анджелесе 2058 года. Цитируя себя самого месячной давности, это был полный и бесповоротный киберпанк, разве что без неоновых вывесок, что только делало этот мир будущего более правдоподобным. Кроме уже знакомых центральных фигур — Долорес, Бернарда, Мейв, Уильяма и прочих — появилось несколько новых: простой парень с непростой судьбой Калеб (Аарон Пол) и новый злодей Ангерран Серак (Венсан Кассель).
Если идеи первых сезонов сериала шикарно смотрелись на бумаге и были хорошо реализованы, третий хорош только на бумаге.
Это все еще сборник блестящих идей и концептов. Взять основную тему сезона. В то время как в тематических парках жестокие люди издевались над роботами и решали за них, что им делать и как им быть, нечто подобное происходило и в остальном мире, но с самими людьми. Большая часть условных американцев подчинялась алгоритмам, определяющим на годы вперед не только их карьеру, но и личную жизнь (при этом до конца не осознавая, что это так). Это стало возможно благодаря колоссальному проекту по сбору данных, который был бы невозможен без корпорации Delos, которая поэтому и строила свои парки. За это планирование судьбы человечества отвечает, разумеется, невероятный искусственный интеллект, в свое время созданный героем Касселя и его братом. Но то, каким образом эта машина реализует свои предсказательные способности — и его дальнейшая история — обставлены чересчур прямолинейно. Многие вещи, описанные в сериале, в своем зачатке происходят уже сейчас — про сбор данных и «подслушивание» юзеров соцсетями говорят не первый год, и это не только домыслы конспирологов. Но авторы «Вестворлда», кажется, идут именно по конспирологическому пути, напролом. Возможно, намеренно — время от времени в кадрах мелькают конспирологические символы, что в сумме с происходящими в сериале событиями вводит определенные слои населения в состояние экстаза.
Westworld и раньше требовал от зрителя снизить планку придирчивости, допускать разные вещи. Часть этих допущений даже имела логичное объяснение, до которого нужно было додуматься самому. Также авторы всегда могли нагнать загадочности и умолчать о чем-то, оставляя себе пути для отступления. На этот раз для этого требуются тонны смирения — по крайней мере, у меня.
Надо признать, что здесь еще хватает хороших моментов. В каждой серии встречаются действительно глубокие и трогательные сцены, которые заставляют задуматься.
Машины вновь проявляют себя как блестящие моральные и этические камертоны, во многих вопросах показывая себя благороднее человека — с этой темой авторы сериала любят и умеют работать. Не менее глубоко прописаны и взаимоотношения между машинами, и местами за это прощаешь «Вестворлду» любые другие упущения. Это касается, например, истории Шарлотты Хейл, которая на самом деле не Шарлотта, отношений Бернарда и начальника СБ «Вестворлда». Отдельно отмечу арку Уильяма (Эд Харрис), с которой связано несколько крутых моментов.
Но в сумме создатели сериала не справляются с реализацией ни сложных, ни простых идей. За некоторые просто обидно. Например, в одном из эпизодов герой Аарона Пола принимает наркотик будущего — с учетом всех обстоятельств тут есть, где развернуться творчески. По итогу складывается впечатление, что все было задумано только ради того, чтобы повеселить фанатов Джесси Пинкмена, а не показать, до чего дошел психоделический прогресс. Гы-гы, он и здесь торчит.
Наконец, отдельная история, о которой даже как-то неудобно писать в разрезе такого вроде бы умного сериала — но кто виноват, что третий сезон решили так нагрузить перестрелками и драками. Все эти сцены поставлены убийственно скучно и сумбурно — возможно, из экономии. Если бы местные солдаты, охранники и прочие люди с оружием умели им пользоваться, всех бы изрешетили к чертям в первой паре серий. Такая нелепая постановка экшена давала о себе знать и в прошлых сезонах, но тут она встречается так часто, что просто недоумеваешь, зачем авторы вообще подписались ставить все эти сцены. Если они и могут взбодрить зрителя, то в отрицательном смысле — это что вообще сейчас было?
Еще до анонса третьего сезона Westworld стало известно, что создатели сериала заключили пятилетнюю сделку с Amazon. Продюсер HBO тогда же комментировал эту новость в исключительно позитивном ключе, заверяя, что сделка касается чего угодно, кроме судьбы Westworld, и Нолан и Джой ни в коем случае не утратят фокус на своей текущей работе. Позже стало известно, что тандем продюсирует новую экранизацию Гибсона. Не исключено, что четвертый сезон Westworld будет создаваться в параллели с этой работой.
Уже сейчас, после увиденного в третьем сезоне, слова про сохранение фокуса воспринимаются совсем иначе. Как по мне, если он не утерян, то сильно ослабел. Есть мнение, что Нолан просто отдохнул на третьем сезоне, доверив больше работы Джой. В четвертом, стало быть, неплохо бы поработать, как положено.