Пятая часть шпионского сериала «Миссия невыполнима: Племя изгоев» с Томом Крузом добралась до российских кинотеатров. Если вам нравятся фильмы про отважных спецагентов и предыдущие выпуски фильма про Итана Ханта, даже не дочитывайте статью, а отправляйтесь в ближайший кинотеатр. От новой картины, ни капли не сомневаемся, вы получите огромное удовольствие.
Отряд «Миссия невыполнима» расформирован. Руководство ЦРУ устало терпеть выходки Ханта и Ко (Том Круз и остальные), признав их методы неэффективными и опасными для окружающих (напомним, что в предыдущей серии команда, помимо прочего, уничтожила часть Московского Кремля). Сам Хант во время судьбоносного решения находится в Лондоне, где случайно натыкается на след таинственной террористической организации «Синдикат». Разумеется, самоуверенный агент отказывается возвращаться на родину, исчезает с радаров спецслужб и на протяжении следующих месяцев посвящает свою жизнь двум занятием — игре в прятки с ЦРУ и преследованию «Синдиката».
Голливудское шпионское кино имеет богатую историю. Подобные фильмы снимались с завидной регулярностью в разные эпохи, но ни один из них так и не смог достичь популярности британской саги про агента 007. Причина, скорее всего, кроется в излишней зацикленности таких фильмов на внутренних проблемах страны, которые не всегда понятны за пределами Америки. Приглядитесь: почти во всех эталонных шпионских триллерах Голливуда (от «Трех дней Кондора» до трилогии про Борна) герои сражаются с локальным злом, запрятанным как правило в складках американского общества. Зрителю же был всегда ближе и приятнее романтический образ того же Бонда, который, пока его американские коллеги копаются в нижнем белье собственной страны, он, с упоением молодого повесы, в каждом новом фильме оказывается в самых красивых уголках мира, соблазняет сексуальных девушек, разбивает дорогие машины и уничтожает вымышленные террористические организации с карикатурными злодеями во главе.
В этом смысле «Миссия невыполнима: Племя изгоев» была и остается одним из немногих американских сериалов, не побоявшихся соревноваться с Бондом на его же территории — есть версия, что «Миссия» как раз и задумывалась как голливудский ответ на приключения агента 007. Пенталогия с Томом Крузом, если кто не знает, выросла из двух одноименных телепостановок, в каждой из которых аккуратно копировались приемы из британской саги — запоминающаяся музыка, борьба с внешними врагами (есть серии даже про разоблачение нацистских организаций в Германии) и богатая география передвижений. Фильмы с Крузом переняли из ТВ-сериалов немногое — ту же музыку, несколько коронных фраз и название, — но немного усовершенствовали подачу, превратив на большом экране историю отряда «Миссия невыполнима» в нарядный, по-американски прямолинейный и очень эффектный боевик про мужчин (и иногда женщин) на работе.
Пятая часть в этом плане верна законам серии, заложенным еще Брайаном де Пальмой и Томом Крузом в первом фильме в середине девяностых. Койтейль «Миссии» по-прежнему состоит из необыкновенной и незабываемой музыки Лало Шифрина, хитроумных трюков и погонь, щепотки юмора и, разумеется, Тома Круза. Способность оставаться верным собственному выработанному стилю «Миссию» роднит с последними фильмами студии Marvel: меняются режиссеры, чуть искажается интонация, тасуются герои и ситуации, но фильм про Итана Ханта по-прежнему невозможно спутать ни с чем. В итоге это все приводит к распространенной ситуации: ты точно знаешь, чего ждать от следующего выпуска «Миссии» (можно попытаться даже угадать некоторые сюжетные ходы), но это вообще никак не влияет на полученное удовольствие. Потому что «Племя изгоев», как и все предыдущие, вышла столь лихой, громкой и эффектной, что предъявлять претензии из разряда «мы это уже видели» могут только занудные и скучные зрители.
С другой стороны, американский режиссер Кристофер МакКуори, как ни крути — старательный, местами хитроумный, но все же не самый выдающийся постановщик на свете. Поэтому в пятой «Миссии» он не только воспроизводит лучшие моменты франшизы (в «Племени изгоев» как всегда великолепные трюки), но и наступает на грабли коллег. Например, неровно прописывает линии персонажей, отчего некоторые герои выглядят картонными и скучными (например, главная героиня «Племени»). Основная проблема всех «Миссий» также присутствует: третий акт картины значительно уступает первым двум и в задоре, и в изобретательности, и даже по качеству постановки. Впрочем, за грохотом взрывающихся декораций, свистом покрышек во время погонь и удивительной пластичностью и бесстрашием Круза, который даже в 53 года умудряется самостоятельно выполнять сложнейшие трюки, эти несуразицы можно (и нужно) и не замечать.
«Миссия невыполнима: Племя изгоев» относится к не очень распространенному сейчас жанру, метко охарактеризованному Вячеславом Мостицким, «блокбастеров, которые не бесят». Даже в том случае, если вы на дух не переносите шпионов, террористов, секретные организации и прочую мировую закулису в большом кино, предъявить к новой «Миссии» более-менее связных претензий (кроме «мне не нравится и все тут»), уверены, вы не сможете.
А еще это фильм, который в очередной раз доказывает могущество и мощь голливудской системы производства дорогого кино. «Племя изгоев» должен был выйти в декабре, но из-за близкого соседства, как с новым Бондом, так и с седьмым эпизодом «Звездных войн», премьеру перенесли вперед на несколько месяцев. Работу над фильмом (небывалый случай) закончили всего за пять дней до премьеры, но успели сделать все. Чтобы мы уже в августе смогли насладиться новыми приключениями Итана Ханта и Ко. И оно того стоило.