Спустя 24 года «Мортал комбат» вернулся на большие экраны — с режиссером-дебютантом, малоизвестным кастом и Джеймсом Ваном («Пила») в качестве продюсера. Дмитрий Соколов рассказывает, как прошло возвращение легенды. Если коротко — получше, чем в 1997-м.

Коул Янг, переживающий не лучшие времена боец MMA, становится мишенью для таинственного ниндзя-убийцы по имени Саб-Зиро. Янга спасает вовремя подоспевший майор Джексон «Джекс» Бриггс, который объясняет ошалевшему парню: он — один из немногих избранных, которым предстоит спасти человечество. Вместе с другими избранными Коул должен участвовать в «Мортал Комбате» (теперь перевод уже излишен) — турнире, где лучшие бойцы Земли будут противостоять воинам Внешнего мира во главе с колдуном Шанг Цунгом. Но у защитников Земли есть проблема: Шанг Цунг начал истреблять их одного за другим еще до начала турнира, действуя в обход когда-то принятых правил. Так что главным героям нужно в ускоренном темпе тренироваться и крепить командный дух — иначе до Мортал Комбата они могут просто не дожить.

С того момента, как на экраны вышел первый фильм по Mortal Kombat, прошло больше 25 лет — срок, по меркам киноиндустрии, гигантский. Учитывая, что первая экранизация уже давно приобрела культовый статус, создателям новой версии пришлось особенно тяжело: их работу неизбежно (и, забегая вперед, оправданно) будут сравнивать с фильмом Пола У.С. Андерсона, надолго установившим золотой стандарт в экранизации видеоигр — вторую часть в этом плане стараются вообще не вспоминать. Тем не менее, новый «Мортал Комбат» — самостоятельное произведение, предлагающее собственный взгляд на хорошо известный сюжет. Взгляд этот, что важно сказать сразу, будет непривычен для многих поклонников франшизы.

Первая неожиданность: хотя в сюжете речь идет о турнире, самого турнира фильм так и не покажет. Вместо этого сценарий Грега Руссо и Дэйва Каллахэма выстраивается вокруг конфликта двух ниндзя — Саб-Зиро и Скорпиона — вражда которых проходит сквозь века. В этот сюжет вплетены истории Сони Блэйд, Кано, Лю Канга, Рептилии и других знаковых персонажей. При таком смещении акцентов «Мортал Комбат» в какой-то момент превращается едва ли не в семейную сагу, оттесняя борьбу за спасение Земли куда-то на второй (а то и третий) план. И, к сожалению, эта задумка далеко не всегда работает настолько хорошо, насколько могла бы. 

Следующий важный момент связан с бойцами, представленными в фильме. Да, их довольно много, причем кроме ожидаемых героев вроде того же Кунг Лао, Рэйдена или Горо, можно будет увидеть и тех, кто раньше не появлялся на киноэкране — например, Кабала и Нитару (вампиршу из пятой части Mortal Kombat). Но в центре фильма находится Коул Янг — персонаж, созданный специально для фильма. Решение ввести в сюжет такого героя — при наличии десятков уже существующих! — сложно назвать удачной находкой сценаристов. Понятно, что Янг, будучи неожиданно втянутым в эпическую битву добра и зла, призван хотя бы немного облегчить понимание мифологии MK для обычных зрителей. Но на его месте с таким же успехом мог быть Джонни Кейдж или Кертис Страйкер — так что в появлении такого новичка нет вообще никакой необходимости. 

«Джонни Кейдж — очень эгоистичный и забавный негодяй… прямо как Кано. И что нам было делать в такой ситуации: позволить этим двум весь фильм пытаться перешутить друг друга? Или все же лучше попридержать Джонни Кейджа на потом?» — продюсер Тодд Гарнер о том, почему в фильме нет Джонни Кейджа.

Стало быть, ждем продолжения — намеки на него в фильме есть.

Помимо этого, в сюжете вообще хватает примеров сценарной лени. Так, создатели фильма вводят концепт «арканы», который обозначает некую внутреннюю силу каждого из героев — но зачем это нововведение вообще нужно, вопрос. Есть и другие вопросы. Откуда у Кано лазер в глазу и почему он о нем не знал? Почему, кстати, Соня и Коул так легко доверяют свои жизни международному преступнику, и вообще не переживают за его лояльность? И так далее. Встречая одну такую небрежность за другой, невольно вспоминаешь первую «Смертельную Битву» с относительно ровным сценарием.

В некоторой степени эти изъяны сглаживает юмор. Его здесь вообще довольно много, причем за большую часть отвечает Кано — персонаж, от которого этого не ожидаешь. Но помимо этого, есть и непреднамеренно забавные моменты, связанные с ужасно клишированными диалогами, на фоне которых все та же первая «Смертельная битва» выглядит образцом легкой иронии.

Зато по части жестокости новый «Мортал Комбат» верен духу первоисточника. Будет много оторванных конечностей, разрезанных тел и брызг крови; множество фаталити от разных персонажей. Сами поединки поставлены достаточно стильно и разнообразно: герои активно пользуются не только своими руками и ногами, но и разнообразным оружием, от ледяных мечей до всем известной шляпы с очень острыми краями. Одна из самых эффектных сцен с участием Скорпиона и Саб-Зиро приходится на финальную треть фильма, когда оба ниндзя сойдутся в решающей схватке. Но и до этого будет на что посмотреть: Кано вовсю использует лазерный глаз, Лю Канг разбрасывается фаерболлами, Джекс полфильма учится пользоваться своими новыми руками. Месилово сопровождается подходящей по стилю, хоть и быстро вылетающей из головы музыкой Бенджамина Уоллфиша. Techno Syndrome в фильме тоже звучит, но лишь раз. 

Новый «Мортал Комбат» получился кровавым, местами стильным — но во многом недостаточно продуманным. Но Маккуойд умело отвлекает внимание от недочетов с помощью фансервиса;  не забывает вовремя подкинуть зрителям очередную драку, продемонстрировать свежее добивание или ввести нового персонажа. Да, все это похоже на фанфик, собранный талантливыми, но небрежными людьми — любопытный, красивый, оседающий в памяти, и порой до смешного наивный. Но по крайней мере, не настолько чудовищный и совсем не «кэмповый», как вторая часть — что для экранизации MK уже хорошо.

MK1

MK2

Test