Завязка «Хеллбоя» Нила Маршалла отсылает нас ко временам короля Артура. При помощи своего легендарного меча Экскалибура тот уничтожает Кровавую королеву Нимуэ (Мила Йовович в полупрозрачной накидке). Ведьма разрубается на части, останки закапываются в разных уголках Британии в специальных ящиках, окропленных святой водой, чтобы та не смогла из них выбраться. Спустя полтора тысячелетия, уже в 21-м веке, Нимуэ по частям собирает монстр со свиной головой по имени Груагах — один из знаковых врагов Хеллбоя в комиксах, которого играет звезда «Очень странных дел» Дэвид Харбор.

Сам краснокожий демон в первой половине картины занят другими делами: он продолжает выполнять пыльную работу в качестве штатного сотрудника Бюро паранормальных исследований обороны, где его постоянно пытаются убить все подряд, причем настойчивее, чем обычно. Сам Хеллбой немного в шоке от происходящего — ведь хоть он и демон из ада, но последние десятилетия только и делает, что охраняет мир людей от разнообразной нечисти.

Кровожадность толпы второстепенных героев, охотящихся за Хеллбоем, переняла западная пресса. В данный момент фильм уничтожен: у него смехотворные 12% свежести на Rotten Tomatoes и жалкие десятки баллов на метакритике. Почти каждая рецензия — упражнение в желчном остроумии. Некоторые сравнивают картину с потертым балахоном Black Sabbath (что вообще неплохо), кто-то — с вонючим вагоном метро (ладно), третьи перепрыгивают с претензий к ужасной компьютерной графике (местами все действительно плохо) на путанный и перегруженный сюжет (об этом — ниже). Создается впечатление, что перед нами лидер в гонке за худший фильм года, но это не так. Картине Нила Маршалла («Спуск») не хватает гиковского обаяния и изящества дилогии Гильермо Дель Торо, где-то — технических мощностей, но это как раз тот случай, когда критиков лучше не слушать вообще. Он заметно лучше, чем принято сейчас о нем говорить.

Кстати, в таком отношении с новому фильму во многом виноват как раз Гильермо Дель Торо. Первые два «Хеллбоя» были небезупречны, но сделаны с фирменной дельторовской любовью к неизведанному — видно было, как мексиканец упивался работой над экранизацией Майка Миньолы, переполненной разношерстными демонами, оккультистами, заточенными в кожу нацистами и многими другими. Его фильмы были обаятельными и старомодными: несмотря на то, что оригинальный «Хеллбой» вышел всего за четыре года до старта марвеловской киновселенной, ощущение, что это кино из 80-х. Из его дилогии, в общем, вышла и вполне себе олдскульная «Форма воды», за которую мексиканский режиссер получил все главные «Оскары». Но странный почерк Дель Торо никогда не ценился широкой аудиторией, и крест на планах по созданию третьего фильма поставили скромные кассовые сборы. За несколько месяцев до запуска нового «Хеллбоя» Дель Торо трогательно попрощался с проектом в твиттере  — и это тоже не пошло на пользу новому фильму. Еще до выхода его начали сравнивать с мифической картиной Дель Торо, которая никогда не увидит свет. Часто — заведомо обрекая на провал.

Фильм Нила Маршалла попытался максимально далеко (насколько это вообще возможно) уйти от работ Дель Торо. То было кино про аутсайдеров, а теперь  — про современный мировой порядок и традиции. Там где Дель Торо давал героям поговорить, Маршалл включает погромче хард-рок и без раздумья спускает на них очередную толпу монстров. Нарисовано все так себе, но не настолько плохо, как пишет западная пресса. Посмотрим на это с другой стороны. Эти люди кроме «Мстителей» и «Чудо-женщин» и не видели ничего, а нам после «Защитников» Андреасяна есть, с чем сравнивать. «Хеллбой» визуально смотрится очень неровно: часть сцен нарисована очень круто (лучшая — с Бабой-Ягой, которая обедает младенцами в демонической избушке), местами — паршиво. Финальная битва вообще как будто слизана из Devil May Cry. Но такая угловатость даже в чем-то идет новому «Хеллбою», который и не должен отдавать лоском марвеловского эпоса. Это кино, которое в начале 90-х на этикетках VHS шло бы как «ГОРЯЧАЯ НОВИНКА, ФАНТАСТИКА». А вы бы его купили и не пожалели.

Фатальная ошибка Маршалла и остальной команды — погружая зрителя в такой лобовой экшен, они перебрали с количеством информации. Слишком много лора, часть которого, конечно, подается впроброс, потому что нет времени. Слишком много монстров и героев, чтобы понять, откуда вообще каждый из них взялся. Слишком много интриг и тайн для фильма, в котором краснокожий демон с отпиленными рогами очищает Землю от монстров, ведьм и тайных обществ. Кажется, что ты читаешь очень увлекательный роман, только в кратком изложении. И это большая проблема нового «Хеллбоя». В таком виде он вряд ли понравится фанатам, которые, конечно, все про всех поймут, но они это уже видели в комиксах — а собственной интонации у фильма нет. Случайные же посетители условного российского мультиплекса вряд ли пойдут на это массово — ну какой «Хеллбой» в 2019-м году, без особых звезд, мощного прокатчика, да еще с такой прессой?


Фильму отчаянно не хватает узнаваемых элементов. Это честное, громкое, местами даже туповатое, но очень задорное бимуви. С предельно идиотским сюжетом и плоскими героями (увы, касается даже Хеллбоя), но с очень яркими монстрами и задорными драками под хиты Motley Crue, Элиса Купера и Muse. В таких фильмах есть определенное обаяние, но их сложно представить частью огромной многомиллионной франшизы, потому что в нем исключены компромиссы, оно не следует трендам и не пытается понравиться критикам или фокус-группам. Культовый статус новому «Хеллбою» тоже вряд ли светит, слишком уж много в нем ошибок и странностей. Но — совершенно точно — это не тот фильм, который заслуживает всей той ругани, которая на него свалилась. 2 часа наедине даже с таким «Хеллбоем» — точно не худшее время, которое вы проведете в кинотеатре в 2019-м году.