СССР времен перестройки. Молодая красивая девушка Анна (экс-модель Саша Лусс) сожительствует с бойфрендом-наркоманом Петром (вездесущий Александр Петров, прокладывающий дорогу к “Оскару”) в затхлой квартире где-то на окраине Москвы. Однажды Петр с дружками-бандосами и случайно оказавшейся с ними Анной решает ограбить дипломата у первого в СССР банкомата, но встревает в перепалку с милицией. Молодые чудом уходят от погони, но в их квартире они по очереди сталкиваются со статным сотрудником КГБ Алексом (Люк Эванс). Он убивает Петра, а Анне предлагает начать новую жизнь — стать агентом советской разведки под прикрытием.
Люк Бессон — режиссер удивительной судьбы, который за всю карьеру, даже в свои ударные творческие 90-е, так и не смог завоевать любовь кинокритиков. Если вы зайдете на страничку Бессона на Metacritic, то увидите, что самым высокооцененным фильмом там числится «Леон», но с довольно посредственным средним баллом — 64 из 100. У «Пятого элемента» — великого фильма про любовь — всего 52/100, у культового «Её звали Никита» — 58/100.
Эти средние оценки говорят даже не столько о презрении к Бессону со стороны профильной прессы, сколько о непонимании. И на это есть причины. В 90-е, снимая жанровое кино про сильных женщин — любимая сюжетная конструкция Бессона до сих пор — француз на пару десятилетий опередил время. Сегодня же, в эру продвинутого феминизма, фильмы Бессона кажутся уже старомодными и отчасти карикатурными. Даже в современном жанровом кино, чтобы показать силу и мощь женщины, недостаточно просто научить её драться и окружить её в сюжете плохими мужчинами. А Бессон продолжает снимать именно такое — и надо сказать с таким вдохновением, что ему можно простить любые глупости. Эта творческая несгибаемость, впрочем, привела Бессона в последние годы и к финансовым трудностям — его компания EuropaCorp до сих пор не может поправить свое положение после провала в прокате его «Валериана и города тысячи планет». Но судя по «Анне», француз и не думает сдаваться.
«Анна», чтобы сразу все стало понятно, — это изумительное барахло. В нем полно глупостей и идиотизма, как и во всех последних картинах Бессона. Российские зрители могут умереть от смеха уже на сценах в перестроечном СССР. Бессон и его художники-постановщики, кажется, вообще и не пытались восстановить эпоху. На улицах в СССР в «Анне» разъезжают современные автомобили, на домах сверкают огнями вывески новомодных московских кафе (на одном из кадров можно увидеть вход в «Кофе-Хауз»); советские люди у него пользуются ноутбуками и мобильниками. Все сделано насколько тяп-ляп, настолько же беззлобно. В отличие от какого-нибудь «Красного воробья», где все было натужно и серьезно, и поэтому «клюква» откровенно бесила, тут ты просто в какой-то момент просто перестаешь на эти ляпы обращать внимание. Наверное, дело в легкой бессоновской руке: ругать его «Анну» за достоверность — это примерно как ругать такую же очаровательную и глупую «Красную жару» за «Татамовича» и «какие ваши доказательства». Это все вызывает улыбку, но точно не злость.
В остальных частях картины Бессон тоже не особенно сильно старается. Многослойный сюжет «Анны» с несколькими переворотами перенаселен плоскими и идиотскими персонажами, условностями и откровенными глупостями. Ближе всего это напоминает не самый умный комикс: неизменно прекрасная Анна на шпильках весь фильм барражирует между советскими и американскими шпионами, работой в модельном агентстве, и кроватями своих связных. В перерывах между этим она убивает мужчин в самых разных обстоятельствах. Самая эффектная сцена в «Главпивторге» (своего рода парафраз из бессоновской же «Её звали Никита»), когда Анна уничтожает человек 30 — это вообще уже что-то в сторону «Матрицы» или «Рейда». И Бессон ни на йоту не усложняет историю, высыпая на голову зрителю мешок штампов: противостояние СССР и США — холодная война плохих в мундирах с плохими в штатском, никому нельзя верить, модельный бизнес — жесток и так далее. Но единственное, что по-настоящему интересует и заботит Бессона — это Анна и её свобода. Как часто это бывает в творчестве француза, путь к собственному счастью женщина должна прокладывать себе сама и причем желательно кулаками.
Про мутузящих всех подряд женщин Люк Бессон снимает кино всю свою жизнь. В одном из интервью он даже сказал, что «Анна» — это вольный ремейк «Никиты». И в каком-то смысле француз действительно застрял и в этой теме, и в прошлом одновременно (на что намекает и выбранная для «Анны» эпоха, и как она показана). Миры его фильмов по-прежнему слишком условны и простоваты, но сейчас, когда кино, даже жанровое, стало намного многомернее, это выделяется сильнее. В других руках «Анна» могла бы стать тягучим шпионским фильмом про кабинеты и прослушку, а его героиня — в хрупкую, но сильную женщину со сложным характером и тараканами в голове. Но Бессон думает иначе: он просто дает в руки героини пушку, учит бегать и драться, а все остальное уже не так важно.
Из всего вышеперечисленного получается, что по-хорошему «Анну» надо сильно ругать. За глупости и откровенную халтуру (хейтеры сериала «Чернобыль» вообще могут сойти с ума во время просмотра), и за Бессона, который никак не может переключиться на другой сюжет — «Анну», «Люси», «Её звали Никита» и «Пятый элемент» нужно продавать в одном бокс-сете «Кино про сильных женщин от режиссера Люка Бессона». И вроде ты все это уже у него видел, причем по несколько раз, ты знаешь, чем все закончится. Добавим еще, что как режиссер Бессон за прошедшие десятилетия точно лучше не стал: его последние картины — не чета «Леону» и «Пятому элементу». Но несмотря на все проблемы, глупости и откровенную халтуру из фильмов француза по-прежнему не выветривается его какая-то старомодная вдохновенность. Два часа ты смотришь и изучаешь эту карикатуру на шпионское кино — и не можешь оторваться. Может из-за ностальгии по честному и глупому кино из 80- и 90-х, может — из-за чего-то еще. Но удивительно: на неделе, когда параллельно стартуют в прокате фильмы Джармуша и Бессона, я по-спортивному болею именно за последнего. От него хотя бы меньше ждешь — он давно перестал быть гением.