В июле должна выйти последняя серия второго сезона «Гравити Фолз». У вас еще есть время, чтобы присоединится к поклонникам мультсериала и встретить это событие с должным предвкушением. Почему мы пишем «должна выйти», а не «выйдет»? Все, что связано с «Гравити Фолз», может оказаться всего лишь розыгрышем или каким-то фокусом.
Представьте себе «Утиные истории», где вместо дядюшки Скруджа — подозрительный и прижимистый дядя Стэн, владелец лавки сомнительных сувениров в богом забытом городке Гравити Фолз, штат Орегон. Утят-близнецов заменяем на брата и сестру Диппера и Мэйбл. Вместо Зиг-Зага — такой же туповатый разнорабочий Зус. На этом сходства заканчиваются — и начинается полностью оригинальная история со своими тайнами и загадками.
Приехавшие погостить к дяде на лето Диппер и Мэйбл не сразу вливаются в сельскую жизнь, и случается первый конфликт, понятный зрителям: «город против деревни». Напряжение городских подростков слабеет от серии к серии, уступая место любопытству и тяге к приключениям. Гравити Фолз оказывается необыкновенным местом, где Малдер, Скалли и агент Купер сломали бы свои головы за первые же пять минут. Разумеется, ворчливый и отрицающий все сверхъестественное дядя Стэн оказывается не тем, за кого себя выдает.
Создателю «Гравити Фолз» Алексу Хиршу (а ему всего 31, и это повод для зависти чужому успеху) удалось сходу вовлечь разновозрастную аудиторию в свою увлекательную игру. Происходящее на экране подкупает своей прорисовкой и качественной анимацией, за которой поначалу даже не видно второго дна. Но, как и все в этом городке, «Гравити Фолз» оказывается вовсе не очередным веселым мультиком, каким кажется на первый взгляд. Уже на заставке с навязчивой мелодией (я уже поставил ее себе на рингтон) у зрителя вдруг дергается веко, а в голове роятся параноидальные теории. Ставим заставку на паузу, перематываем: на двадцатой секунде мелькает фигура снежного человека. А в самом конце заставки всплывает диаграмма с одним из ключевых персонажей, о котором зрители узнают только в конце первого сезона.
Хирш выстроил декорации не хуже Дэвида Линча. Все обитатели города выглядят чокнутыми, хранящими какие-то неведомые тайны (впрочем, так и есть). Если зрителям и этого показалось мало, то в качестве добивающего приема в конце каждой серии Алекс оставил зашифрованное послание, используя то шифр Цезаря, то систему Атбаш.
И это не считая цифрового кода, который завершает титры — плюс масса подсказок и секретов, раскиданных по всему сериалу в виде малозаметных деталей. Нужно ли говорить, что интернет с азартом бросился плодить теории о том, что же на самом деле происходит в сериале?
Интересное расследование известного переводчика сериалов Сыендука. Что интересно, оно сделано год назад, еще до выхода второго сезона. Тем занимательнее наблюдать, какие теории сработали, а какие нет. Надо сказать, что некоторые вещи он угадал довольно точно.
«Гравити Фолз» цепляет мою истерзанную душу не только ностальгией по «Утиным историям» и «Твин Пиксу», но и огромным количеством пасхалок. Одних только цитат из видеоигр (Алекс Кирш – наш парень!) наберется несколько десятков. Fight Fighters, десятая серия первого сезона, полностью посвящена игре, до степени смешения похожей на Street Fighter. Во втором сезоне видеоигры вспоминают даже чаще и уже открыто: например, спустившись в секретное убежище, герои прямым текстом сравнивают его с Fallout.
Еще одна немаловажная особенность «Гравити Фолз» состоит в том, что это редкий в наше время представитель вертикальных сериалов. Каждая серия горизонтального сериала представляет собой новеллу, связанную с предыдущими событиями исключительно главными героями. Смотреть можно в каком угодно порядке, с любого места. Это оправдано с точки зрения телепроизводства, когда зритель, переключив канал, случайно попадает на неизвестный сериал, не имея представления ни о героях, ни о предыстории. Отсюда вечное детство героев «Южного парка» и бесконечная и будто застывшая в янтаре юность Барта Симпсона (а ведь ему под тридцатник). Сюда же можно добавить раздражающую, но обязательную амнезию главных героев, которые начисто забывают события предыдущих серий. Вертикальные сериалы, к которым принадлежит «Гравити Фолз», развиваются постепенно. Главные герои минуют ключевые точки сюжета, после которых раз и навсегда меняются. Мы наблюдаем рост персонажей, их развитие, которое по драматическим канонам обязательно должно привести к некому перерождению. В «Гравити Фолз» герои проходят через классические драматические испытания: взросление, потери, любовь и, конечно, открытия, ведущие к пересмотру ценностей. Не хватает только «смерти близкого человека», но это вряд ли — все-таки речь идет от диснеевском мультсериале.