23 октября на Apple TV+ вышел новый фильм Софии Копполы «Последняя капля». В оригинале лента называется On The Rocks — это идиома, которая обозначает семейные проблемы, ведущие к разводу супругов. Эта же фраза используется в буквальном значении и переводится как «со льдом». Кажется, по одному только двусмысленному названию можно понять, что это фильм Софии Копполы — режиссера, для которого свойственны драмы в полутонах, скромные меланхоличные улыбки и долгие разговоры с наполненными дорогим алкоголем бокалами («со льдом») в руках. 

Лора (Рашида Джонс) и Дин (Марлон Уайанс) живут успешной нью-йоркской жизнью и воспитывают двух детей. Она — писательница, которой вот-вот исполнится сорок. Он — успешный бизнесмен, дела которого с каждым днем идут в гору. В перерывах между попытками успокоить детей она нервно смотрит на пустой белый лист на экране макбука, пока он покупает билет перед отправлением в очередную командировку. Вернувшись домой поздней ночью Дин полусонно пытается поцеловать жену, после чего бросает на нее туповатый взгляд и резко отлынивает. Лора в ту же секунду все понимает: браку пришел конец. Масла в огонь подлила женская косметичка, которая каким-то образом оказалась в командировочном чемодане мужа. В тот же день Лора звонит своему отцу Феликсу (Билл Мюррей), который в миг подтверждает все опасения дочери и уже на следующей день приезжает в Нью-Йорк с безумной идеей: устроить за мужем слежку.

«Последняя капля» напоминает сразу два фильма Копполы: всем известные «Трудности перевода» и уже не так выстреливший «Где-то». Из «Трудностей» в «Каплю» перекочевал Билл Мюррей в костюме и с бокалом с виски в руках, а от «Где-то» досталась конфронтация поколений, где противопоставляется не столько возраст, сколько взгляды на жизнь. Это не самоповтор: «Последняя капля» сплошь состоит из классических приемов режиссера, но в этот раз в уязвимое положение ставится уже не впавший в личностный кризис взрослый, а молодой персонаж.

Героиня Рашиды Джонс не хочет верить в измену мужа, но все равно невольно принимает участие в отцовской авантюре. Невольно потому, что Феликс — далеко не самый объективный и уж точно не самый достоверный источник информации. Отец Лоры давно покинул семью и живет плейбойской жизнью холостяка: его в лицо знает весь Нью-Йорк, ни одна проходящая мимо молодая девушка не останется без сексисткого комплимента, а его философию можно заключить во фразу: «Все мужики — козлы». И Феликсу, кажется, нравится играть роль козла: «Мужчины должны бороться за доминирование и за то, чтобы оплодотворить всех женщин мира», — произносит герой Мюррея за коктейльным свиданием с дочерью. 

Один философский разговор о жизни за другим, вторая неуместная шутка за уже третий за этот вечер бокал мартини. Официант, можно повторить? Софии Копполе не знакомо слово «экшн»; ее персонажи хрупкие, тихоговорящие и медленные, а напряженные и стрессовые моменты текут семимильными шагами прямо как в реальной жизни. Из-за такого нарочито вялого и трепетного темпа любые спонтанности в фильмах Копполы дарят неожиданно яркие впечатления. Спонтанности вроде Билла Мюррея на красном кабриолете и с парой баночек с черной икрой в бардачке, который зовет дочь пошпионить за мужем, только что уехавшем на деловую встречу в ресторан. Взять бинокль, Феликс, конечно же, не забыл.

В отличие от своего отца Лора не делает ставку на самый худший сценарий и в целом не разделяет его нигилистическую позицию. В разговоре с ним дочь занимает слабую позицию, но чем больше вникаешь в суть всех разговоров, тем четче осознаешь, что в дураках на самом деле Феликс. Коппола как никто другой умеет препарировать сложные человеческие отношения. Ее «Девственницы-самоубийцы» были о душевной изоляции и жажде свободы, «Трудности перевода» — депрессии и одиночестве в центре мегаполиса, а «Последняя капля» заходит на территорию главного бича нашего поколения — саморефлексии. Лора застряла в навязанных самой себе мыслях, а эгоцентричный Феликс, как говорится, за любой движ — пофигистичному холостяку пара-тройка лишних драм только на радость. Только вот если для отца все происходящее лишь игра, то самой Лоре не до шуток.

Но «Последняя капля» не душит истериками, слезами и тяжелыми переживаниями из-за разваливающегося брака. Полуторачасовой фильм не нагружает и не оставляет неприятного осадка — в просмотр втягиваешься так же быстро, как и выпадаешь из сюжета после титров. Это поучительная история, в то же время на редкость ненавязчивая: хочешь, принимай ее, не хочешь — ухмыльнись пару раз и больше никогда не вспоминай. В любом случае впечатления останутся только самые приятные.

Это далеко не лучший фильм Копполы, но, как ни парадоксально, придраться тут ни к чему не получится. Это самая дефолтная и приземленная лента режиссера, который в очередной раз работает с известным для себя материалом. Стиль давно отполирован, Мюррей уже как родной, даже музыку для фильма написала группа мужа. «Последняя капля» — очередной проект, сотворенный в каком-то вакуумном пузыре Копполы. Он не для зрителей и даже не для фанатов: скорее, для души, написанная в стол работа, которую от безделья решили перенести на большой экран — с уверенностью, что в любом случае получится красиво, смешно и трогательно. И получилось.