Главная проблема антинаркотической пропаганды в том, что сами ее создатели в нее практически никогда не верят. Но изредка получается ровным счетом наоборот: убежденность в своей правоте оказывается настолько велика, что возникают феномены, вроде картины Reefer Madness. Этот фильм настолько плох и как кино, и как пропаганда, что до сих пор считается одной из худших лент в истории мирового кинематографа. Очередной пример формулы «Настолько плохо, что хорошо».
Простые американские подростки, надежда нации, попробовали косяки, поддавшись влиянию обаятельного гангстера. После первого косяка им начал нравиться джаз (тревожный знак!), после второго они насмерть сбили на своей машине какого-то деда, а после третьего переубивали друг друга к чертовой матери. К счастью, мафию удалось арестовать, а всех, кто хоть раз попробовал марихуану, до конца жизни отправить на принудительное лечение в местный Аркхем.
— Вот вкратце сюжет этого фильма. Как видите, все довольно динамично и намного увлекательнее большинства фильмов 30-х.
Reefer Madness (что можно перевести на русский как «Косяковое Безумие») был снят в 1936 (по другой версии в 1938) году. Тем забавнее ее тотальное несоответствие реальности, ведь каннабис был фактически запрещен в США только в 1937. Иными словами, по всей стране существовало множество людей, которые прекрасно знали об эффектах марихуаны и наверняка ужасно хохотали на сеансах этого фильма.
Причем, говоря о несоответствии реальности, я имею в виду не то, что марихуана показана здесь, мягко говоря, не полезной. Речь о совершенно ином несоответствии реальности. Фильм был снят по заказу и на пожертвования небольшой церковной общины режиссером Луи Ганье. Луи был французским эмигрантом и звездой немого кино, но с появлением звука в фильмах долго и мучительно шел ко дну. Так что для него съемки «Косякового безумия» были, скорее, тем, что простые трудяги по сей день называют словом «калымить». Проще говоря, создатели фильма сходу послали правдоподобность к черту.
Особенно веселит тот факт, что каждый в этой картине, даже самый опустившийся торчок, непременно одет с иголочки. Таковы были требования кинематографа — в кадре не может быть неопрятных людей! Сейчас это вызывает диссонанс, но тогда, видимо, никто не заподозрил неладное.
Итак, у нас есть режиссер-эмигрант в депрессии, церковная община в качестве спонсоров и несколько малоизвестных актеров, готовых работать за обеды. А еще есть крайне невнятный запрос от правительства на кино о вреде наркотиков. Звучит как челлендж в The Movies.
Начинается Reefer Madness с того, что некий доктор, напоминающий Носферату, стоя на родительском собрании, рассказывает о том, какую опасность марихуана представляет для детей. Честно говоря, сейчас в России такой фильм бы попросту не пропустили, так как доктор слишком увлеченно рассказывает о способах контрабанды и употребления наркотиков.
Затем он начинает рассказывать саму историю, ради которой все и собрались. Однако, на случай, если не все из присутствующих в курсе, жуткий доктор напоминает: марихуана — самый ужасающий и смертельно опасный наркотик из всех существующих.
Далее разворачивается трагедия шекспировского масштаба. В ней влюбленные друг в друга Билли и Мэри просто обречены на что-то нехорошее. Герои даже разыгрывают знаменитую сцену под балконом из «Ромео и Джульетты». Посыл получается неясным — у Шекспира никто не курил косяки, но все все-равно умерли.
В любом случае, трагедия начинается практически сразу. Молодые люди подпадают под влияние обаятельного драгдилера по имени Ральф. Тот, разумеется, дает им бесплатные косяки, попутно решив овладеть несчастной Мэри. Мы-то с вами понимаем, что марихуана вызывает необратимые изменения в мозгу и привыкание с первого же вдоха. Но тинейджеры не в курсе — у них не было доктора Носферату, который предостерег бы их.
И вот тут начинается самое интересное. То, из-за чего этот фильм стал поистине культовым. Эффекты каннабиса и поведение героев говорят о том, что сценарист не имеет ни малейшего понятия о материале, с которым он работает. Накурившись, посетители притона впадают в ярость, или безумную радость, смеются как демоны и пляшут словно на балу Сатаны. Они то валяются в забытьи, то галлюцинируют, то вдруг бросаются в драку с фантомами.
Особо хотелось бы отметить, что одним из побочных эффектов создатели почему-то считают внезапно возникающее умение играть на пианино. Но, по дьявольской воле, играть можно только джаз, точнее самый разухабистый свинг. Надо полагать, в те времена он был аналогом сатаник блэк-метала и явным проявлением маргинальности.
Стоит вам решить, что наркотик, за секунду делающий вас Телониусом Монком, — это не так уж плохо, как доктор Носферату появляется в кадре, чтобы напугать вас фразой «Под воздействием марихуаны он зарубил всю свою семью топором!!!».
Если и после этого вы не хотите хотя бы краем глаза посмотреть «Косяковое Безумие», то вот вам безумно крутой факт: в наше время кино колоризировали, и дым от марихуаны раскрасили в разные цвета. Каждый из героев выдыхает облачко разного цвета, который говорит о той или иной мере испорченности человека, а также об эффекте, оказанном на заблудшую душу дьявольским зельем. Едва начав курить, Билли выдыхает белый, с нежным голубым оттенком, дым. Зато более прожженные курильщики исторгают фиолетовые, зеленые и даже оранжевые сполохи.
Заканчивается все трагедией: Билли в галлюциногеном бреду бросается спасать Мэри от подлого насильника Ральфа, но нашего героя глушат ударом пистолетного приклада. Однако оружие нечаянно убивает Мэри и Билли думает, что убийца — он. К счастью, все разрешается, паренька оправдывают, а Ральфа до конца жизни упекают в лечебницу для душевнобольных. Кроме этого вас ждут полуэротические сцены, футфетиш, самоубийства и мафиозный босс похлеще, чем в Сопрано.
Неудивительно, что Reefer Madness стал культовым в 70-е, в момент расцвета контркультуры. Любой хиппи тогда был просто обязан накуриться и посмотреть это кино, чтобы быть в теме. Над фильмом смеялись студенты, над ним издевались комики и сериал «Симпсоны», а в 2005 году вышел пародийный мюзикл с аналогичным названием. В общем, неудивительно, что «Косяковое безумие» официально вошло в список культурного достояния США. Не за кинематографические качества, конечно, а за ценность для жанра и контекст.
Колоризированный фильм целиком:
Нынешняя декриминализация каннабиса в США — во многом заслуга Reefer Madness. Именно его самозабвенная бестолковость подорвал доверие к любой пропаганде у нескольких поколений американцев.