Недавний киноремейк «Кладбища домашних животных» — яркий пример того, что по книгам Стивена Кинга часто снимают какую-то дрянь. Разумеется, есть классика вроде «Зеленой мили», «Сияния» или «Побега из Шоушенка», но поговорим не о них — Отвратительные мужики собрали 11 крутых и неоправданно забытых фильмов по Кингу, которые не стыдно смотреть и сегодня.
«Кладбище домашних животных», 1989
Собственно, оригинальный фильм про древнее индейское кладбище и проблемы с воскрешением мертвецов и по сегодняшним меркам довольно неплох. Даже несмотря на то, что история доктора Луиса Крида и его восставшей из мертвых семейки давно превратилась в классический штамп киноужасов, «Кладбище домашних животных» до сих пор способен нагнетать саспенс — особенно в последней трети фильма, когда покойники устраивают на экране настоящий данс-макабр.
Это был второй полнометражный фильм режиссера Мэри Ламберт, до того снимавшей клипы для американских рок-групп. Очевидно, что это сыграло свою роль, поскольку визуальная составляющая — грим и спецэффекты — в «Кладбище домашних животных» явно обходит повествовательную часть на несколько пунктов. Первая треть фильма затянута донельзя, однако, когда приходит черед монструозных мертвецов — тут Ламберт оттягивается по полной. Ну и не забудем о бодром треке от The Ramones — Pet Sematary, играющем на финальных титрах.
В целом фильм довольно неровный, но все еще крепенький — идеальный вариант для неспешного похмельного просмотра.
«Худеющий», 1996
Толстый адвокат Билли Хэллек жил, как и подобает упитанному яппи — имел солидный заработок, посещал с уважаемыми людьми гольф-клуб и вообще не тужил. Но однажды он сбил на дороге старую цыганку, и навлек на себя страшное проклятье — он стал стремительно худеть, теряя в день по килограмму.
Поначалу изменения даже понравились Хэллеку. Он постройнел и пришел в форму, какой не было даже в молодые годы, однако вес и не думал останавливаться. Билли понял, что он рискует попросту иссохнуть до смерти. Единственным человеком, способным снять проклятье, был тот, кто его и наложил — муж сбитой цыганки. Но он не спешит помогать убийце, а значит, Билли Хэллеку придется проучить цыгана и показать ему силу проклятья «белого человека из города»…
«Худеющий» — классический ужастик из девяностых, с крепкой драматургией и отлично прописанной мотивацией персонажей. Сегодня он вряд ли способен кого-нибудь напугать, однако от этого фильм не становится менее интересным. Цепкие фразочки, безумие и монстры, которые иногда скрываются не за клыками и когтями, а за строгими пиджаками и брюками, помогли сделать отличную киноадаптацию романа.
«Максимальное ускорение», 1986
Если подбирать фильм, который можно назвать идеальной экранизацией произведения Кинга, то это будет «Максимальное ускорение». Все потому, что в режиссерском кресле на этой картине сидел сам Стивен Кинг, он же написал сценарий, адаптировав свой старый рассказ «Грузовики».
Сюжет в нем — предельно странный. Некая зеленая комета пролетела мимо Земли и задела ее хвостом, облучив нашу планету странным сиянием. Из-за этого все электрические приборы и механическая техника «сошли с ума» и восстали против людей, устроив по всему миру геноцид. Кучка переживших восстание машин людей укрылась в небольшой американской закусочной и пытается понять, каким образом можно уничтожить несколько десятков грузовиков, окруживших их и жаждущих крови.
Интересно то, что фильм «Максимальное ускорение» после премьеры был попросту разгромлен критиками. Они отмечали неопытность Кинга как режиссера, шаблонный сюжет, испещренный штампами вдоль и поперек, и отвратительную игру актеров. Однако публика приняла фильм довольно тепло — все потому, что она приняла правила игры, о которых Кинг говорил еще в трейлерах к «Максимальному ускорению».
Не секрет, что Король Ужасов не очень-то котировал предыдущие экранизации своих книг, поэтому в этот раз он сам решил сделать все как надо. Художественная задача была в том, чтобы угареть по полной программе, что Кинг и сделал — снял ураганный фильм категории B с лопающимися под колесами головами, взрывами и отличным саундтреком от самих AC/DC.
Получилось ли у Кинга хорошее кино? Однозначно нет. Получилось ли оно крутым и веселым? Да, да и еще раз, черт возьми, да!
«Салемов удел», 1979
Естественно, романы Короля Ужасов были бы неполными без историй про вампиров. Основной книгой по данной тематике у Кинга можно считать «Салемов удел» («Жребий Салема», «Жребий», «Судьба Иерусалима») — роман о жизни провинциального городка, в котором завелся древний кровосос, терроризирующий общественность по ночам.
Фильм «Салемов удел» режиссера Тоуба Хупера отлично передает атмосферу первоисточника за счет дотошного переноса событий из книги в экранизацию. С одной стороны, это отлично помогает нагнетать атмосферу мрака и безысходности, с другой — фильм кажется дико долгим. Многие сцены построены исключительно на диалогах без какого-то действия, при этом побочным персонажам уделено слишком много времени, поэтому история ощущается как невероятно затянутая.
Тем не менее, если предпочитаете полностью погружаться в атмосферу фильма и любите вампиров в антураже старушки Новой Англии, «Салемов удел» подойдет идеально — даже трех часов хронометража будет маловато.
«Мертвая зона», 1983
Учитель начальных классов Джонни Смит особо не шиковал, но жил неплохо: работа, дом, любимая девушка, но после автоаварии все изменилось. Пока он был в коме, девушка нашла другого, да и сам Джонни изменился — теперь, касаясь других людей, он может видеть их будущее. И будущее это поистине ужасно, причем для всего человечества…
С исходным романом «Мертвая зона» режиссера Дэвида Кроненберга имеет много общего, но есть и отличия. Главное — Джонни Смит. Его роль в адаптации играет один из самых странных, самобытных и «не от мира сего» актеров Голливуда Кристофер Уокен. В книге этот персонаж ничем вообще не выделялся — обычный парень, который волею судеб должен был пройти сквозь огонь и воду.
В фильме же Уокен с первых минут дает зрителю понять, что с ним уже что-то не так: его реакции необычны и спонтанны, его речь то угрожающая, то подозрительно милая. Это именно Уокен, который ведет себя как Уокен, что только добавляет «Мертвой зоне» очков — ты реально веришь, что с этим человеком подобные истории происходят по три раза на неделе.
«Темная половина», 1992
Однажды Тэд Бомонд принимает решение больше не писать бульварных детективов, которые он издавал под псевдонимом Джордж Старк. Однако в книгоиздательстве свои законы: либо ты под чужой личиной продаешь популярные романы про крутых парней, либо пишешь что-то «достойное» в стол, потому что они никому не нужны. Пока Тэд размышляет о писательской карьере, некто начинает убивать его знакомых. Странность в том, что на месте преступления сыщики неизменно обнаруживают отпечатки самого Тэда Бомонда…
По большому счету книга «Темная половина» — весьма неплохой роман, но читатель явно ничего не потеряет, если обойдет его стороной. А вот экранизация книги получилась на загляденье, чему во многом поспособствовал Джордж Ромеро, срежиссировавший ее. «Темная половина» вплела в себя элементы боевика с крутыми парнями, мистического триллера и ужастика — получился цельный, крепко сбитый фильм, на который точно стоит потратить вечер.
«Давилка», 1995
Тоуб Хупер, снявший «Салемов удел», подарил нам еще и «Давилку», экранизацию повести Кинга под названием «Мясорубка». История в фильме закручивается вокруг прачечной, расположенной в небольшом городке Новой Англии. Работают там на износ: люди часто калечатся, а то и вовсе умирают на производстве. Но виной тому не разгильдяйство рабочих, и даже не скупердяйство хозяина прачечной Уильяма Гартли, который экономит на безопасности. Главный монстр здесь — огромный пресс-давилка, пытающийся сожрать зазевавшихся людей.
«Давилка» — довольно шаблонный ужастик, но его полностью вытягивают на себе актеры Тед Левин (главный герой, сыщик) и Роберт Инглунд (управляющий прачечной Уильям Гартли). Наблюдать за работой этих двух людей — особый сорт удовольствия. Особенно прекрасен Инглунд, воплотивший в «Давилке» образ не менее жуткий, чем был его Фредди Крюгер. В итоге фильмец проходной, но на разик пойдет.
«Нужные вещи», 1993
В Касл Роке однажды появился странный человек в плаще и шляпе. Еще страннее был магазин под названием «Нужные вещи», который он в скором времени открыл в центре этого города. На прилавках там лежали именно нужные вещи, вернее те предметы, о которых всегда мечтали жители Касл Рока: бейсбольные карточки, фарфоровые чайники и прочие предметы и утварь. Странный человек почему-то не брал с покупателей денег, лишь просил их о небольших услугах — отнести что-нибудь или позвонить кому-то. Однако все это обернулось таким кровавым хаосом, какой тихий городок не мог представить даже в кошмарах.
В главных ролях в «Нужных вещах» Эд Харрис и Макс фон Сюдов — актеры огромной величины, способные вывезти на себе практически любой фильм. В этой картине их химия прекрасно выстроена: Харрис — крепкий мужик и хороший полицейский, фон Сюдов — изощренный злодей и коварный интриган. Но даже они не могут сгладить тот идиотский финал, который смазывает в итоге весь фильм — если бы не это, «Нужные вещи» точно вошли бы в список классических кинговских экранизаций.
«Буря столетия», 1999
Мини-сериал «Буря столетия» во многом похож на «Нужные вещи». В небольшой, дружный город Литтл-Толл приходит таинственный человек, который знает все про каждого из жителей. Но никаких магазинчиков он не открывает, вместо этого жестоко убивает подвернувшуюся под руку старушку. Негодяя ловят, однако это мало чем может помочь Литтл-Толлу — на город надвигается одна из самых сильных бурь за всю его историю. И теперь жители вынуждены спасаться не только от жестокого убийцы и стихии, но и от собственных секретов.
Стивен Кинг писал «Бурю столетия» изначально в виде сценария, поэтому проблем с адаптацией произведения не было. Сегодня этот мини-сериал выглядит немного устаревшим на фоне нынешних грандов телевидения: актеры часто недоигрывают, сюжет буксует в диалогах, но при этом это все еще интересная история, которую хочется досмотреть до конца и узнать-таки, кто же такой этот таинственный убийца, знающий все обо всех.
«Калейдоскоп ужасов», 1982
«Калейдоскоп ужасов» — альманах страшных историй, состоящий из пяти коротких новелл по рассказам Кинга. Их сюжеты не связаны между собой — это отдельные истории, которые перед сном читает мальчик по имени Билли. Тут и жестокое убийство из ревности, и восставшие из могил покойники, и инопланетный мох-убийца и еще черт знает что.
Фильм получился абсолютно несерьезным, но тем и подкупает. Ты словно смотришь подборку хороших серий «Баек из склепа» — по сути, оригинальные комиксы «баек» и вдохновляли авторов «Калейдоскопа ужасов». Лучше озорной дух Хэллоуина способны передать разве что спецвыпуски «Симпсонов», но в «Калейдоскопе ужасов» все в разы мрачнее: события, шутки и визуал.
Отдельного упоминания достоин сам Стивен Кинг, снявшийся в главной роли в одной из новелл — Король ужасов просто идеально вписался в образ идиота-реднека, нашедшего у себя на поле светящийся метеорит. Плюс к этому, Лесли Нильсен, который играет жестокого злодея. Как это ни странно, он в фильме пугает гораздо больше чем резиновые монстры.
«Кошачий глаз», 1985
Еще один киноальманах и один из самых моих любимых фильмов вообще — невозможно сосчитать, сколько раз я пересматривал его на кассетах и дисках. В отличие от «Калейдоскопа ужасов» в «Кошачьем глазе» только одна новелла откровенно дурацкая — про маленького тролля, ворующего дыхание у детей. Две другие — «Корпорация “Бросайте курить”» и «Карниз» — великолепно выстроенные короткометражки на взрослые темы, от которых захватывает дух. От «Карниза» так точно.
Что, если человеку, который никак не может бросить курить, протянет руку помощи компания, методам которой позавидовали бы даже в нацистской Германии? Что, если для спасения человеку придется пройти по карнизу на высоте в несколько сотен метров — сможет ли он преодолеть свой самый жуткий страх?
Обе этих истории — не только идеальны по хронометражу и отлично держат внимание зрителя, но и несут в себе интересный социальный комментарий. Фильм «Кошачий глаз» — один из примеров правильной экранизации рассказов Кинга: незатянутый, полный саспенса и безумно увлекательный.
P.S. В этой подборке нет большого количества отличных фильмов по Стивену Кингу, однако сделано это намеренно, поскольку в очередной раз пережевывать «Сияние», «Кэрри», «Побег из Шоушенка», «Зеленую милю» или «Мизери» просто не имеет смысла — это великолепные фильмы, ставшие признанной классикой кинематографа.
Тем не менее, отдельного упоминания заслуживают и другие, чуть менее титулованные, но отлично знакомые публике картины: «Оно», «Останься со мной», «Ловец снов», «Тайное окно», «1408», «Мгла», «Сердца в Атлантиде», «Бегущий человек» и «Долорес Клейборн». Если вы почему-то не видели этих фильмов, обязательно восполните этот пробел — разочарованы точно не будете.