Фильм «Джокер» называют одним из самых необычных и неоднозначных фильмов по комиксам последних лет. Одни восхищены его откровенностью и тяжеловесным психологизмом, другие винят «Джокера» в излишней жестокости и сопереживании злодею. Но все согласны в одном — этот фильм определенно стоит особняком среди кино-комиксов DC про супергероев.
При этом мало кто знает, но существует фильм по комикс-вселенной DC даже более мощный по накалу драматизма и саспенса, чем новомодный «Джокер». И это, без сомнения, «Супермен и люди-кроты».
Фильм «Супермен и люди-кроты» был снят в 1951 году студией Lippert Pictures Inc, и он является первым полнометражным кинофильмом про самоотверженного криптонца Кал Эла. Да, до него в прокат выходили «Супермен» (1948) и «Атомный человек против Супермена» (1950), однако это были киносериалы по пятнадцать эпизодов каждый, которые длились по двадцать минут и рассказывали о невероятных приключениях Человека из стали. Их включали в кинотеатрах перед сеансами, при этом каждый из эпизодов заканчивался клифхенгером вроде «Удастся ли Супермену выбраться из этой передряги? Узнаем через неделю!». Несмотря на бешеную популярность именно таких цепляющих переходов, сюжет «Супермена и людей-кротов» авторы не стали подавать в сериальной манере и сосредоточились лишь на одной истории.
В режиссерском кресле на проекте сидел Ли Шолем, широко известный по такому шедевру как «Волшебный фонтан Тарзана» (1949), а главную роль сыграл красавчик Джордж Ривз, дебютировавший в кино в «Унесенных ветром» (1939). До Кристофера Рива он был самым эффектным Суперменом на большом экране — его поролоновые плечи и худые коленки в те дни привлекали в кинотеатры не только юных любителей комиксов, но и их впечатлительных мам.
Осторожно, дальше будут спойлеры!
Фильм начинается с того, что в маленький американский городок Силсби приезжают журналисты Кларк Кент и Лоис Лэйн, чтобы осветить открытие новой нефтяной скважины. Повод самый что ни на есть замечательный — скважина не только будет приносить США много черного золота, но и станет самой глубокой в мире. Но местные жители рассказывают журналистам о том, что начальство приказало прекратить бурение, поскольку до нефти рабочим так и не удалось добраться — вместо драгоценных ресурсов на глубине в шесть миль оказалась лишь зловещая пустота.
Кент и Лэйн разочарованы услышанным, но Супермен что-то заподозрил. Символ свободы, демократии и особого американского пути почувствовал в словах руководства платформы какие-то странные нотки — а не проделки ли это коммунистов?
Но правда оказалась гораздо страшнее. Средь бела дня из запечатанного люка скважины вылезли карлики с резиновыми мячами на головах — это люди-кроты, которые десятки тысяч лет находились в изоляции в подземном мире, но были потревожены людьми, и теперь вышли на поверхность. Их зловещие планы людям совершенно не ясны — люди-кроты ничего не говорят, вместо этого лишь шевелят густыми бровями и подглядывают за обывателями в окна.
Лоис Лэйн заходит в сторожку на скважине и обнаруживает там труп сторожа, после чего замечает в окне уродливые физиономии пришельцев из глубин и начинает кричать. Прибежавший на крик Кларк Кент видит труп и ошеломленную Лэйн, которая твердит о каких-монстрах. Глупая женщина не ведает, о чем говорит, но это не удивительно — она же женщина, которую следовало бы вразумить хорошей пощечиной.
Тем не менее, пощечина не потребовалась, ведь Кент переводит внимание на странное свечение на полу сторожки. «Радиация», — легко угадывает он и бросается с местным шерифом на поиски опасных монстров, которых заметили в самом Силсби. В городе уже собрались мужчины с ружьями, готовые дать отпор незваным гостям, но Кларк призывает их не торопиться с выводами — что, если люди-кроты просто любопытные исследователи, которые не желают никому зла?
Однако толпу уже не остановить. Карликов прижимают в одном из домов, но тут на помощь приходит Супермен, который говорит вооруженным мужчинам одуматься. Дутая колесом грудь героя вроде бы убеждает толпу повременить с расправой, но люди-кроты вновь убегают — при побеге одного из них подстреливают, а второго пытаются сжечь заживо в какой-то хибаре, но тот ускользает от толпы через подпол.
Человек из стали успевает доставить раненого в больницу, но народ возмущен и требует отдать урода на суд Линча. В это время улизнувший человек-крот уходит за подмогой под землю и возвращается еще с двумя напарниками — теперь у них в руках хромированный пылесос, стреляющий лазерными лучами (это не шутка, в качестве реквизита действительно использовался пылесос марки Electrolux).
Лишь чудом Супермену удается избежать межвидовой бойни, когда он выносит к товарищам их вылеченного друга. Люди-кроты благодарят героя и уходят туда, откуда пришли — в скважину. Тут же к Супермену подбегает шериф, который радует всех новостью — свечение было вызвано вовсе не радиацией, а безобидной флуоресцентной краской, которую выделяют люди-кроты. Но не успевают Супермен, Лоис Лейн и шериф вдоволь посмеяться над этой шуткой, как скважина взрывается. Лейн многозначительно подытоживает: «Они хотят жить своей жизнью, а мы будем жить своей».
Конец фильма.
Помимо того, что «Супермен и люди-кроты» — это великий киноартефакт эпохи, это еще и замечательный пример того, как герои комиксов воспринимались в пятидесятые годы. Супермен здесь не борется с жуткими бандитами или суперзлодеями. Фильм скорее похож на поучительную агитку для подростков, призывающую юных американцев никогда не спешить с выводами, не бить слабых и не играть с таинственными силами природы. В фильме чувствуется сильное влияние приключенческой литературы, вроде «Затерянного мира» Конан Дойла, но и социальные проблемы, вроде судов Линча, авторы тоже не побоялись поднять.
Тем не менее, в послевоенные пятидесятые годы жанр супергеройской кинофантастики постепенно начал умирать. Одной из своеобразных точек стало самоубийство Джорджа Ривза, сыгравшего Супермена, — в 1959 году он застрелился после закрытия серии «Приключений Супермена». На счет его самоубийства есть разные версии, но это уже совсем другая история.
Подытоживая, можно сказать одно — «Супермен и люди-кроты» является первой полнометражкой о супергероях, без которой не было бы ни «Темного рыцаря», ни «Джокера», и этот фильм до сих пор способен развлечь. Да, он немного устарел, но что там точно на уровне, так это переигрывания героев — в некоторых моментах они точно не уступают перфомансу Хоакина Феникса.