В российский прокат продолжают выходить оскаровские номинанты этого года. Главная премьера этой недели — разговорная драма «Игра на понижение» об ипотечном кризисе в США в 2007 году, с Кристианом Бэйлом, Райаном Гослингом, Брэдом Питтом и Стивом Кареллом в главных ролях.
2005 год. Примерно в одно и то же время несколько незнакомых друг с другом людей — менеджер инвестиционного фонда, поклонник хэви-метала и обладатель стеклянного глаза (Кристиан Бэйл), пижонистый клерк одного из крупнейших банков (Райан Гослинг), вспыльчивый руководитель хэдж-фонда (Стив Карелл) и пара бывших студентов, а ныне эффективные менеджеры по управлению денежными средствами (молодые артисты — Финн Уиттрок и Джон Магаро), — подмечают, что рынок ипотечных кредитов в США находится на грани краха. К началу нулевых ипотечная система вытрясла из кошельков американских граждан все деньги и переключилась на темнокожих, иммигрантов и других, выражаясь банковским языком, нестабильно платящих слоев населения.
Но эксперты, в большинстве своем, не верили в падение. Те, кто поумнее, откликаясь на увещевания главных героев «Игры на понижение», просто крутили пальцев у виска, доказывая, что нет ничего прочнее, чем американский рынок недвижимости. Менее сообразительные просто смеялись им в лицо, хвастаясь впечатляющими комиссионными за очередной идиотский кредит, выданный стриптизерше или даже собаке (да, такое тоже происходило). Всеобщая слепота привела к тому, что в 2008 году американская ипотечная система с грохотом рухнула, утянув за собой большую часть мировой экономики. «Игра на понижение» — это рассказ изнутри о том, как это произошло.
«Игра на понижение» принадлежит к не самому распространенному жанру фильмов, которые противопоказаны к просмотру без предварительного прочтения «Википедии». Фильм Адама Маккея, который когда-то прославился комедиями с Уиллом Фереллом «Сводные братья» и «Телеведущий», под завязку переполнен, как вагон метро в час пик, узкоспециализированной экономической терминологией. Долговые облигации, рефинансирование, эмиссия ценных бумаг, кредитный дефолтный своп — это лишь малая часть той абракадабры, которую несут с большого экрана главные герои. Понимая, что выжить в такой мощной бомбардировке терминами во время просмотра смогут лишь самые стойкие зрители, Маккей нашел простой, но действенный прием — пригласил в свой фильм сторонних звезд, которые в непринужденной обстановке объясняют смотрящим, о чем вообще идет речь на экране.
Так в «Игре на понижение» появилась Марго Робби (звезда «Волка с Уолл-стрит» и грядущего «Отряда самоубийц»), лежащая в пенистой ванне и с бокалом шампанского рассказывающая об облигациях. Или, например, модный шеф-повар Энтони Бурден, который на кухне сравнивает лежалую рыбу с проблемными финансовыми активами. Эти камео, впрочем, не сильно помогают разобраться (еще раз совет про «Википедию» перед просмотром) в происходящем, но симпатичный режиссерский ход Маккея достоин похвалы — он в этой почти безвыходной ситуации хотя бы попытался.
В остальные моменты «Игры на понижение» режиссер решил не тянуть на себя одеяло и позволил блестящему актерскому ансамблю сделать всю работу. Гослинг играет решительного пижона и по-виннипуховски улыбается в камеру, Брэд Питт, наоборот, невероятно сдержан в роли отставного брокера — за весь фильм на его лице, кажется, не дрогнул ни один мускул. Бэйл со стеклянным глазом стучит «Металлику» на барабанах и одним, простите за каламбур, взглядом переигрывает всех оппонентов по совместным сценам.
Женщинам и девушкам вообще надо продавать билеты на фильм по двойной цене — мало того, что это почти на сто процентов мужской фильм (единственная заметная женская роль — у Марисы Томей), так еще и разыгранный сплошь красивыми артистами.
Но лучший в «Игре на понижение» — Стив Карелл. Прославленный комик, который в последнее время переквалифицировался в серьезного характерного артиста, выражаясь голливудским языком, крадет весь фильм. В сценах с его участием есть какие-то запредельные токи, пронизывающие зрителя во время просмотра от головы до ног. Он ругается, стреляется своими бегающими глазками. Если так пойдет и дальше, и Карелл вдруг не решит полностью вернуться в комедии, то рано или поздно артист должен дослужиться до собственного «Оскара».
«Игра на понижение» — не лучшая «оскаровская» картина в этом году, но это очень талантливое выступление в классическом голливудском жанре разговорных драм. Весь фильм снят в закрытых помещениях и на дрожащую репортажную камеру — на «Оскаре» к таким фильмам относились с неподдельной симпатией в разные времена (и в этом нет ничего плохого).
Расстраивает другое: фильму Маккея не хватает какой-то изящной стержневой мысли. Вместо того, чтобы найти уникальный ракурс или взгляд на события, в картине в очередной раз пережевывают и так всем знакомые истины. Что мир и люди сегодня — такое беспросветное говно, что им уже ничего — даже такая мощная встряска, как частичный крах мировой экономики — не поможет. С другой стороны, «Игра на понижение» основана на реальных событиях (о чем декларируется на все постерах фильма), поэтому сложно винить режиссера в том, что он просто аккуратно экранизировал реальность. Но для победы или даже для заметного выступления на «Оскаре» этого, конечно, будет недостаточно.