В российский прокат вышел юморной военный экшн от Гая Ричи, основанный на реальной (и отчаянной) секретной операции британских коммандос. Дмитрий Соколов рассказывает о фильме и стоящих за ним событиях.
В разгар Второй мировой британцы начинают проигрывать битву за Атлантику: немецкие субмарины топят корабли Королевского флота, подрывая снабжение Британских островов и нарушая линии снабжения по всей империи. Переломить ход войны должен отряд бравых вояк, которым поручено добраться до острова Фернандо По у берегов Западной Африки и потопить корабль, на котором производятся важные для немецких подлодок детали. Причем действовать придется неофициально: Фернандо По — колония нейтральной Испании, так что британцы не могут раскрыть свое участие в операции. Разработав хитроумный план, отряд коммандос отправляется морем вдоль побережья Африки, а впереди их ждет большая и опасная шпионская игра, от исхода которой зависит судьба войны в Атлантике.
Новая работа Гая Ричи — это авантюрная экшн-комедия о Второй мировой, напоминающая облегченный вариант «Бесславных ублюдков», но, к сожалению, лишенная яркого стиля. Темп здесь бодрый, а вот исполнение по большей части блеклое, несмотря на отдельные удачные сцены и пару-тройку харизматичных персонажей. За такой результат вдвойне обидно, поскольку сюжет основан на реальных событиях, а в основе сценария лежат рассекреченные документы и книга, реконструирующая одну из самых дерзких тайных операций Великобритании за всю историю войны. Так что прежде чем говорить о фильме, стоит подробнее рассказать о его исторической подоплеке.
Все началось с рутинной разведывательной операции. В августе 1941 года неприметный траулер отплыл от берегов Англии к западному побережью Африки. На борту находилась разведгруппа майора Гаса Марч-Филиппса, у которой была простая задача: выяснить, где в Западной Африке расположены заправочные базы для немецких подлодок. Добравшись до Фритауна (столица британской колонии Сьерра-Леоне) осенью 1941-го, люди Филиппса встретилась с отрядом капитана Джеффри Эпплъярда и, объединившись, начали прочесывать местность. Общим числом британцев было 15 человек — капля во враждебном море.
Крошечную Сьерра-Леоне окружал огромный массив колоний Франции, известных под общим названием «Французская Западная Африка» (сейчас на этих землях расположено 8 не самых мелких государств: от Гвинеи до Мавритании). В то время эти колонии управлялись режимом Виши, который тесно сотрудничал с нацистами, так что немецкие подлодки могли без проблем заправляться на французских территориях в Африке. А это, в свою очередь, давало Третьему рейху серьезное преимущество в зонах, где действовал британский флот. Гас и Эпплъярд имели приказ не только найти заправочные точки, но и при необходимости нарушать их работу, чтобы облегчить оборону британских владений в Африке и вообще подорвать силы подводного флота немцев. Задание оказалось не самым легким: шли дни, потом недели, а затем и месяцы, но никаких заправочных станций найти не удалось. Зато в ходе поисков британцы нашли кое-что другое — и очень интересное.
Рядом с британской Сьерра-Леоне располагалась испанская колония Гвинея, в состав которой входил крошечный островок Фернандо По. И на этом клочке суши располагалась гавань, где бросили якорь три корабля стран Оси: немецкий буксир, итальянская баржа и итальянское же торговое судно «Герцогиня д’Аоста». Люди Филиппса и Эпплъярда тщательно изучили гавань, раскопав о враждебных судах все, что могли, доложив начальству. Если баржа и буксир особого интереса не вызвали, то «Герцогиня д’Аоста» была признана важной целью. На ее борту была радиостанция, посредством которой можно было передавать сведения чуть ли не обо всех военно-морских передвижениях англичан в регионе. Кроме этого, поскольку капитан корабля отказался выдать властям острова подробности о грузе, была вероятность, что наряду с обычными материалами на борту спрятаны контейнеры с оружием и боеприпасами. После долгих проволочек (опасались, что Испания может вступить в войну на стороне Оси) британское руководство дало разрешение на захват всех трех судов. Началась операция «Почтмейстер».
План был столь же изощренный, сколь и дерзкий. Один из британских агентов организовал вечеринку для офицеров, на которую отправились командиры кораблей Оси. Пока итальянцы и немцы развлекались на берегу, британские коммандос при поддержке нигерийских ополченцев высадились на корабли (дозорным они сказали, что капитан вернулся с вечеринки и велел провести маневры) и заложили в нужных местах взрывчатку. Взорвав якорные цепи, диверсанты сцепили захваченные корабли с парочкой стоящих в порту буксиров, и — прямо на глазах ошалевшей публики, собравшейся на пирсе — оттащили их в открытое море. Вся операция заняла едва ли больше получаса, и никто из нападавших не пострадал. Через несколько дней все трофейные корабли благополучно добрались до британской Нигерии, а Марч-Филлипс и его команда получили пачку заслуженных наград.
Психологический эффект «Почтмейстера» был огромен: горстка англичан прямо под носом у врага захватила три крупных корабля (водоизмещение одной только «Герцогини» составляло 8,5 тысяч тонн) и без проблем доставила их на свою территорию. И хотя официальный Лондон отрицал причастность к операции (чтобы не втягиваться в войну с нейтральной Испанией) всем было понятно, что это смачный плевок в лицо державам Оси. Сработали британцы настолько чисто, что даже агента-организатора вечеринки испанские власти после допроса были вынуждены отпустить — не нашлось никаких доказательств, что он причастен к рейду. Правда, ему на всякий случай запретили покидать остров, но он все равно сбежал, добравшись до британских владений на каноэ.
Эта роскошная история стала известна благодаря книге Дэмиена Льюиса, а также рассекреченным документам из архива Уинстона Черчилля, о чем нам сообщают в первых же кадрах фильма. Правда, сценарий хоть и сохраняет все основные детали операции, изобилует кучей вымышленных подробностей. При том, что в сюжете задействованы многие реальные герои «Почтмейстера», деталей их биографии Ричи толком не дает (а жаль, там жизнь каждого второго участника тянет на военный байопик или хотя бы набор крутых флэшбеков), вместо этого сосредоточившись на самой операции. Но если по части динамики в фильме все неплохо, то зрелищных экшн-сцен ощутимо недостает, а с персонажами и вовсе беда.
Для начала, в фильме собрана потенциально очень колоритная команда, однако Ричи толком не обыгрывает доставшихся ему ярких героев. Марч-Филлипс в исполнении Генри Кавилла весь фильм ходит с каменным лицом, лишь изредка усмехаясь в роскошные усы. Алан Ричсон, играющий датчанина Лассена (единственный иностранец, награжденный Крестом Виктории, он героически сражался в Югославии, Греции и Африке), отлично смотрится в кадре, но ярких сцен с его участием от силы две на фильм. То же самое можно сказать про Алекса Петтифера в роли Джеффри Эпплъярда, планировщика операции.
Из общей массы выделяются лишь двое персонажей: единственная женщина в команде и главный злодей. Эйса Гонсалес прекрасна в роли обольстительной шпионки Марджи Стюарт, она метко стреляет, искрометно шутит и задорно флиртует с нацистами. А из Тиля Швайгера получился идеально опасный нацист: умный, жестокий и харизматичный. Все лучшие диалоги в фильме идут между этой парочкой, химия между Гонсалес и Швайгером такая, что от улыбок и касаний вот-вот вспыхнет пламя. Что касается эпизодических героев, то из них можно отметить разве что Рори Киннера в роли Черчилля, а вот Кэри Элвесу (здесь он — М, глава британской разведки) и Фредди Фоксу (играет Яна Флеминга, будущего автора книг о Джеймсе Бонде) не досталось ни одной запоминающейся реплики.
По части экшна тоже не все гладко. Хотя драк и перестрелок в фильме много, оформлены они донельзя лениво, особенно для режиссера, недавно подарившего нам добротный военный экшн. Кавилл и команда расстреливают нацистов как мишени в хорошо знакомом тире: монотонно и без огонька. Рукопашные схватки тоже не блещут стилем — при том, что для них выделен специальный персонаж, тот самый датчанин, любитель ближнего боя. Но обиднее всего за финальную разборку на корабле. Длинная, потенциально очень стильная (и кровавая) сцена снята в почти кромешной тьме, из-за чего толком нельзя разглядеть, кто кого как застрелил. Даже скандинавский берсеркер Лассен, гигантским топором разрубающий нацистов направо и налево, показан настолько блекло, что становится обидно за наследство викингов.
Разве что в эпизоде с вызволением Эпплъярда из тюрьмы на Канарах чувствуется привычный для Ричи драйв веселого расстрела. Гас и его парни снимают часовых парой точных выстрелов из лука (Джон Рэмбо бы гордился!), поливают огнем беспомощных нацистов из пулемета, успевают поржать над тупым немецким анекдотом, а под конец спасают друга от пытки сосков. И есть еще красивая сцена с выступлением Марджи на офицерской вечеринке. Пока обворожительная красотка томным голосом поет о любви, ее друзья на корабле убивают толпы нацистов: параллельный монтаж отлично подчеркивает контраст беззаботного веселья и беспощадной резни.
Увы, но эти яркие моменты остаются редкими проблесками света на сером фоне из одномерных персонажей и однообразного экшна. Так что ждать от «Министерства неджентльменских дел» роскошного зрелища не стоит. До вопиюще слабой «Операции Фортуна» ей далеко, но и до лучших работ Ричи фильм тоже серьезно не дотягивает. Режиссерская сноровка в нужные моменты выручает мастера, и Ричи уверенно выдерживает темп (два часа пролетают незаметно), иногда дает красивые панорамные кадры, а еще не забывает про неплохие диалоги. Поэтому в качестве непритязательного развлечения на вечер, кино, возможно, и сгодится, однако даже в этой категории ценность его невысока.