В 2003 году вышел худший фильм в истории кинематографа. Он был настолько плох, что во время показов большая часть зрителей просила вернуть им деньги, не досмотрев даже первые полчаса фильма. Он получил название «Комната» и вскоре был признан святыней бездарности. Его создатель, Томми Вайсо, похожий на жертву жестоких экспериментов двухметровый зомби, до сих пор оказался непревзойденным. Никто и никогда с тех пор даже близко не приблизился к настолько ужасающему уровню режиссуры и актерской игры. Но это — лишь малая часть того, за что стоит любить «Комнату».


Художественный фильм «Комната»:

В главной роли — Томми Вайсо
Продюсер — Томми Вайсо
Исполнительный продюсер — Томми Вайсо
Автор сценария — Томми Вайсо
Режиссер — Томми Вайсо

Феноменально плохой сюжет

Сюжет «Комнаты» феноменален в своей нарочитой глупости и бессмысленности. Сколько бы вы не смеялись над бездарными сценариями, в которых все невпопад, Томми Вайсо, вообще, кажется, даже не имеет понятия о том, что это такое. Он — словно чертов инопланетянин, который сам никогда в жизни не видел ни одного фильма, но читал о них в книге и решил снять что-то свое.

Формально «Комната» рассказывает о банковском рабочем Джонни (его играет Вайсо), у которого, казалось бы, все в порядке: карьера, невеста Лиза и друзья. Однако лучший друг, Марк, предает Джонни и спит с Лизой. Так что в результате главный герой сильно расстраивается, обзывает Марка цыпленком и стреляет себе в рот из пистолета.

Как удалось растянуть эту историю на полтора часа? Она просто переполнена кучей мусорных сюжетных ответвлений, в которых нет смысла, завязки или завершения. Вот Мать Лизы говорит, что у нее рак груди. Вот друзья Джонни заходят в его дом пока его нет и занимаются там сексом. Вот герои стоят во фраках на улице и кидают друг другу мяч. Вот Джонни заходит в магазин цветов, чтобы сказать «Хай, догги!» песику.

Томми Вайсо просто берет и деконструирует сюжет, чтобы загипнотизировать нас и сделать больно. «Комната» — это не фильм, а психотронное оружие.

Колоссально плохая игра актеров

Актеры играют здесь настолько плохо, что это вызывает у зрителя болезненный стыд длинной в весь фильм. Школьная самодеятельность выглядит гораздо убедительнее и взрослее. Абсолютно все актеры (кроме пса) недоигрывают со страшной силой. У всех здесь настолько ватные лица, словно перед работой Вайсо вводил каждому зомби-сыворотку из собственной лимфы. Потеряв пятьдесят копеек вы выражаете больше чувств, чем Лиза, узнавшая, что у ее матери рак.

На этом фоне Томми Вайсо выглядит как чудо экспрессии. Большую часть времени он выглядит еще большим сомнамбулой, чем остальные, но иногда транквилизаторы отпускают его и тогда он делает такие рожи и вопит таким голосом, что это невозможно забыть. «Тьи-и разри-и-ваешь менья на части, Ль-и-иза» — это шедевральный момент, настоящая агония человека, который на секунду понял, что он снимает.

Классические цитаты

Если сюжет «Комнаты» написал человек, как будто не видевший ни одного фильма, то диалоги писал некто, кто до этого никогда не общался с живыми людьми. Диалоги Томми Вайсо стали меметичными, они разлетелись по всей ноосфере и фразами оттуда многие из нас пользуются до сих пор:

— Привет, Марк!

— Привет, песя!

— Вот это история, Марк!

— В любом случае, как твоя сексуальная жизнь?

— Ты разрываешь меня на части, Лиза!

— Не трогай меня, мазафака, убирайся!

— Ты предал меня, ты нехороший! Ты просто цыпленок. Цып-цып-цып-цып!

«Я не бил ее. Это неправда. Это херня! Я не бил ее. Я не бил. О, привет, Марк!»

Но среди прочих, есть цитата, которая настолько прекрасна, что сама по себе достойна быть отдельным поводом любить «Комнату». Джонни заходит на крышу и, как бы размышляя о своих проблемах, говорит «Я не бил ее. Это неправда. Это херня! Я не бил ее. Я не бил!», а потом, как ни в чем не бывало, добавляет: «О, привет, Марк!». Этот момент стал символом всего фильма и первым, что всплывает в памяти при воспоминании о «Комнате» Томми Вайсо.

По сюжету герой Томми Вайсо должен был оказаться вампиром (и летать на зачарованном «Мерседесе»)

комната томми вайсо the room отвратительные мужики disgusting men

Изначально в сценарии «Комнаты» было около 600 страниц, написанных убористым шрифтом. Большую часть нещадно вырезали при правке (иначе пришлось бы снимать эпос уровня «Игры Престолов»). Так что нам досталась еще и лучшая часть того, что задумывал Томми.

Главное, чего действительно стоит жалеть, — изначально по сценарию Джонни (герой, которого играет Вайсо) должен быть вампиром с суперспособностями. И это многое бы объясняло в его поведении: потустороннего трупака, который пытается адаптироваться в мире теплокровных, Томми сыграл действительно блестяще.

Кроме этого, главный герой должен был летать по Сан-Франциско на зачарованном вампирском «Мерседесе». Вы только вдумайтесь в это! «Хай, Марк, как твоя сексуальная жизнь?» — и в ночь, охотиться на людей, подлетая к ним на магическом автомобиле! К сожалению, на это не хватило бюджета.

Происхождение Томми Вайсо

комната томми вайсо the room отвратительные мужики disgusting men

Даже если бы Томми Вайсо не снял «Комнату», этот высокомерный стеснительный зомби все равно заслуживал бы место в наших сердцах. Настоящее происхождение Томми Вайсо неизвестно. Он утверждает, что вырос и родился в Новом Орлеане. Но акцент выдает в нем человека, для которого английский язык — далеко не родной.

комната томми вайсо the room отвратительные мужики disgusting menГрег Сестеро, игравший в «Комнате» роль Марка, написал о Томми Вайсо и его фильме книгу Disaster Artist. В ней он раскрывает множество сумасшедших историй о съемках и самом режиссере. Так, например, Сестеро утверждает, что в действительности Вайсо впервые оказался в США только в 29 лет. Родился и вырос он в какой-то из стран Восточного блока, судя по всему, в Польше, в городе Познань. Опять же, это во многом объясняет странное поведение Томми и его непонимание манер и обычаев местных жителей.

Прибыв в США, Томми промышлял тем, что торговал с лотка безделушками для туристов. Среди прочего, там были и хорошо расходившиеся игрушечные птички, характерные для Восточной Европы. Именно в честь них он и взял свой псевдоним, Вайсо (Wiseau), взяв слово «oiseau», то есть «птица» и заменив «o» на «w».

В любом случае, известно о нем очень мало. Хочется верить, что Томми Вайсо — результат секретного эксперимента, в этом случае его история выглядела бы гораздо более цельной и имела бы смысл.

«Комната» стала результатом аварии, в которую попал Томми Вайсо

комната томми вайсо the room отвратительные мужики disgusting men

Если верить все тому же Грегу Сестеро, из все той же книги Disaster Artist, на создание «Комнаты» Вайсо подвигла авария, в которую он попал в своем автомобиле (возможно в том самом летающем «Мерседесе»). Сразу же после столкновения с другой машиной, Томми понял, что смерть — это конец, и если тебя не запомнят миллионы людей, то все было зря. Тогда он решил во что бы то ни стало стать известным. Желательно, актером и режиссером одновременно.

«Комната» была нужна для того, чтобы отмывать грязные деньги мафии

Едва поднявшись на продаже игрушечных птичек туристам, Томми Вайсо решил заняться собственным бизнесом и нашел свое место в продаже джинсов. Он открыл фирму Street Fashions и даже начал зарабатывать неплохие деньги, несмотря на то, что одежда, судя по всему, была «паленой». Очевидно, ему приходилось иметь дело с мафией, которая не упустила бы шанс поиметь свою долю в бизнесе.

  • Рекламный ролик, в котором Томми Вайсо рекламирует свои джинсы

Когда Томми Вайсо решил поддаться зову амбиций и снять свою «Комнату», он вбухал во все это дело шесть миллионов долларов, что в переводе на современные деньги составляет все девять. Откуда он взял на свои причуды такую сумму и как фильм, который выглядит словно дипломная работа студента-троечника, вообще сожрал такой бюджет — серьезные вопросы. Существует распространенное мнение о том, что настоящий смысл «Комнаты» был в отмывании мафиозных денег, а Вайсо просто подвернулся как человек, который был достаточно безумным, чтобы снять весь этот трэш за все эти якобы потраченные деньги.

В общем, типичная история об иммигранте и Американской мечте.

«Комната» основана на реальных событиях

Сюжет «Комнаты» — странная, сумбурная, полная лишних персонажей и не имеющая смысла история, в которой главный герой предсказуемо умирает. В общем, все как в реальной жизни.

Однако Томми Вайсо идет еще дальше и утверждает, что практически все, что было показано в этой картине, — чистая правда. Предательство друга, неверная невеста и «Я не бил ее. Это неправда. Это херня! Я не бил ее. Я не бил. О, привет, Марк!» — все это основано на личных переживаниях Томми.

Разумеется, если не принимать во внимание самоубийство, вампиризм и зачарованный летающий «Мерседес».

«Комната» — это дань уважения классике Голливуда

Как бы там ни было, Вайсо не просто приехал из-за Железного занавеса и тут же начал снимать кино. Он — увлеченная Голливудом натура и называет себя горячим поклонником Хичкока и Марлона Брандо, на которого и мечтал быть похожим на экране.

комната томми вайсо the room отвратительные мужики disgusting men

Джеймс Дин

Другой источник вдохновения для Томми — Джеймс Дин, актер, который больше всего прославился благодаря молодежной драме «Бунтарь без причины». Там он сыграл роль тинейджера в экзистенциальном кризисе, после чего разбился насмерть в возрасте 24 лет, что окончательно сделало его иконой поколения. Фраза «Ты разрываешь меня на части, Лиза» взята именно отсюда как дань уважения трагически погибшему актеру.

Популярность «Комнаты» — это во всех смыслах современное явление

  • Ностальгирующий критик разбирает «Комнату» (русская озвучка)

Во время первого показа «Комната» собрала всего 1800 долларов. Люди в ужасе сбегали с сеансов, бросая попкорн и рассказывая всем о том, что лично побывали на худшем фильме в истории кинематографа. Если бы это были иные времена, то про кино бы просто забыли. Но в начале XXI века оно вызвало фурор (пусть и не сразу). В какой-то момент зрители поняли, что кино может быть настолько плохим, что это — чертовски здорово. Ведь по-настоящему бессмысленные и колоссальные в своей бездарности картины выходят даже реже, чем гениальные.

Позже к ажиотажу подключились блогеры, которые раскрутили «Комнату» так, как не смогли бы даже все вложенные в нее шесть миллионов долларов. Больше всего в этом смысле помог Nostalgia Critic, снявший на кино обзор, который сам давно стал классикой. Тем забавнее тот факт, что Вайсо пытался засудить «Критика», требуя запретить видео, оскорбляющее его творение.

В сети Томми и его фильм стали героями бесконечного числа шуток и пародийных видео. Именно благодаря интернету «Комната» стала настоящим феноменом поп-культуры. Появилась игра, пародирующая сюжет и героев фильма. Огромную популярность получила книга Disaster Artist, в которой упор делался именно на то, что автору удалось пережить съемки самого худшего фильма в истории. Теперь на очереди фильм с братьями Франко и Сетом Рогеном, который обессмертит «Комнату» еще больше.