10 марта 2018 года на кинофестивале «На юг через юго-запад» в США прошла премьера фантастического боевика «Апгрейд», который с тех пор неспешно путешествует по кинотеатрам мира, радуя одних и выбешивая других.
Фильм получился настолько неоднозначным, что Отвратительные мужики решили подробнее разобрать, почему он стал одним из самых главных разочарований года, смешав малобюджетный экшн и тухлый sci-fi.
В недалеком будущем технологии стали более продвинутыми: повсюду умные автомобили, столы с интерактивным интерфейсом и прочие крутые гаджеты. Главный герой по имени Грей страдает классическим синдромом луддита из плохих sci-fi фильмов — он презирает бесполезный электронный новодел, предпочитая все делать по старинке, и никогда не полагается на бездушные гаджеты.
Грея играет актер Логан Маршалл-Грин, он же Том Харди для бедных. Нужно сказать, что играет хорошо, иногда даже с перебором — от некоторых крупных планов не покидает чувство, что посреди съемок Маршалл-Грин сошел с ума, настолько круто дергается и пускает слюни. Помимо главного героя, можно выделить и главного злодея — он усат и чихает нанороботами-убийцами. На этом плюсы, к сожалению, заканчиваются.
В гараже Грей собирает старый масл-кар и везет его продавать блондинистому изобретателю микрочипов, который по совместительству является главой IT-корпорации. По возвращении домой Грей вместе с женой попадает в аварию (всему виной опять становится проклятая электроника), после чего их вытаскивают из машины какие-то мутные полу-киборги, убивают ее и калечат его. Грей остается инвалидом, парализованным до самой шеи, полностью разбитым, но с диким желанием мстить убийцам жены.
Блондин-айтишник решает прийти Грею на помощь и внедряет ему микрочип, который стимулирует нервную систему и позволяет герою не только снова ходить, но и отвешивать недругам бодрых тумаков — когда ИИ чипа по имени Стэм берет на себя управление телом Грея, тот превращается в настоящего ниндзя-киборга, работающего на пределе возможностей.
Дальнейший сюжет раскрывать не будем, и остановимся на завязке. Здесь кроется первая проблема фильма «Апгрейд» — начало необоснованно затянуто. Разумеется, любое кино — это целостное произведение, в котором нельзя начать повествование с середины. Но дело в том, что мы уже не раз видели подобные фильмы о мести и знаем, о чем они.
Герой, славный малый, попадает в переделку с плохими парнями, у него убивают дочь, друга, жену, мать, отца, соседа или собаку, а самого его жестоко избивают или делают инвалидом. Дальше герой выздоравливает, собирается с силами и мстит врагам по полной программе, уничтожая между делом половину какого-нибудь города.
«Апгрейд» в этом смысле заставляет елозить на стуле в ожидании, когда же, наконец, кончится банальная завязка и начнется потеха. Удлиняя эту рутину до добрых двадцати пяти минут, создатели вынуждены экономить на самом важном — ураганных погонях и драках.
Драк в фильме немного, при этом парочка снята кроваво-сочно и хорошо, тогда как другие — вымученная хореография, которая, видимо, не вошла в один из плохих фильмов с Джеки Чаном из-за убогости. Погони на том же уровне — очевидно, что небольшой бюджет полностью ушел на примитивные декорации и оформление «машин будущего».
Говоря о декорациях и работе звукооператоров, нельзя не упомянуть адское эхо в некоторых локациях, периодически оглушающее зрителя и выбивающее из колеи. Наверняка по задумке авторов этот ход должен был придать происходящему на экране реалистичности, но на деле он тупо отвлекает.
Сама идея фильма, построенная на фантазиях любого мальчишки (вот бы я был супер-киборг-ниндзя, я бы вырвал одному противнику глаз и засунул его в глотку другому, потом перехватил бы пулю, избил двадцать человек и выпрыгнул из взрывающегося дома в окно с девятого этажа), является идеальной для боевика, тем более, если он как-то соприкасается с научной фантастикой. Но в итоге получился «Робокоп» из магазина Fix Price — то ли из-за маленького бюджета, то ли из-за лени авторов.
Сценарист и режиссер фильма «Апгрейд» Ли Уоннелл известен широкой публике как один из создателей «Пилы» и прочих фильмов категории Б с кровищей, расчлененкой и прочими художественными вкусностями. В «Апгрейде», который явно снимался с прицелом именно на это, недотянуто все: недобудущее, недодраки, недопогони и недосюжет.
Как бы ни старался актер, сыгравший Грея, сопереживать герою тяжело из-за его нетипичных для такого фильма душевных метаний: то он мужик-механик с несгибаемым характером, то плакса, который боится драки, то маньяк, с удовольствием нашинковывающий врагов. Возможно, постарался монтаж, но получилось слишком уж скомкано — после финального твиста остается только пожать плечами.
Из линейки похожих фильмов можно выделить «Эквилибриум» с Кристианом Бейлом, где перестрелки и драки вытягивает отличная операторская работа, или «Джон Уик» с Киану Ривзом, который стал эталоном ураганного экшн-боевика последних лет.
После просмотра фильма «Апгрейд» остается чувство некой пустоты и недоделанности произведения, словно поиграл в Deus Ex, слепленный из спичек и желудей школьниками на продленке. В итоге «Апргейд» — одно из главных киноразочарований года.