В списке самых больших недоразумений в истории музыкальный жанр ню-метал занимает, конечно, не лидирующую позицию, но где-то близко. Нелепая смесь примитивного метала, рэпа, спортивных костюмов и дредов в конце 90-х захватила умы всех музыкальных фанатов категории «до 18 лет», после чего быстро схлопнулась, забрав с собой десятки, если не сотни таких же нелепых коллективов. Грубо говоря, только двум группам, начавшим свою деятельность на волне (или чуть раньше) ню-метала, хватило мозгов, таланта и упорства вырваться из подросткового гетто и подарить индустрии несколько замечательных альбомов. Это я про Deftones и Slipknot. Если первые не так давно успешно доказали свою актуальность (Koi No Yokan), то вторые сделали это только вчера, когда в продажу поступил их первый за шесть лет студийный альбом .5: The Gray Chapter. Мы его послушали и вот что хотим сказать.
Любой альбом с тяжелой судьбой заранее окружает некая атмосфера разочарования и вторичности, особенно если во время его создания группа сталкивается с потерями, уходами и возможностью распада. Со Spilknot все это успело случиться за последние четыре года: трагичная гибель басиста Пола Грея, не до конца понятный уход одного из лучших барабанщиков в жанре Джои Джордисона, долгое отсутствие анонсов, да еще этот Stone Sour выпускает аж двойной альбом – фанаты Slipknot успели очень сильно понервничать. Но в итоге диск все же выходит. По вполне понятным причинам, The Gray Chapter в какой-то своей ипостаси является трибьютом Полу Грею, скончавшемуся в 2010 году от передозировки наркотиками. Здесь и прямое название альбома, и песни Skeptic (The world will never see another crazy motherfucker like you/ The world will never know another man as amazing as you) и Goodbye, и другие, не такие очевидные отсылки то тут, то там. При этом Slipknot не смакуют, но упиваются трагедией, не пускаются в душераздирающую лирику. Вместо этого, они (метафорически) впадают в ярость, после чего (вполне буквально) берутся за инструменты и создают такой материал, который уж точно не посрамит память их друга.
Обезглавленный козел – один из главных элементов айдентики группы времен Iowa
Незадолго до релиза альбома вокалист Кори Тейлор в одном из интервью сказал, что .5 будет представлять собой нечто среднее между зубодробительным Iowa и хитовым Vol. 3. Обычно таких обещаниям грош цена (коллеги из Korn «возвращаются к истокам» уже четыре альбома подряд, и ничего хорошего из этого не выходит), но тут – удивительное дело – Тейлор ни разу не соврал, все чистейшая правда. The Gray Chapter унаследовал все лучшие моменты обоих – знаковых для группы – альбомов, соединив беспошадную брутальность с красивой мелодичностью. К примеру, ураганный трэш-рифф AOV в нужных местах сбавляет темп, позволяя Тейлору выдать очередную мелодию; The Devil In I, очень консервативный по своей структуре трек, тасует спокойные куплеты и грузный припев; а Killpop вообще можно смело называть Vermillion Pt. 3. Но тем не менее, знакомого «рубилова» здесь все же больше. Slipknot нашли в негативных событиях жизни неиссякаемый источник энергии и ринулись туда с головой. .5 – очень злой, агрессивный, тяжелый альбом. После атмосферного интро XIX следует Sarcastrophe, достойный стоять в сборнике рядом с (SIC) или Everything Ends; затем его догоняет AOV и Sceptic, собранный из кусков рубленых риффов и гитарных лязгов; не успел перевести дыхание, как начинается пулеметная очередь Lech, вызывающая в памяти The Shape – и это только первая половина альбома! Самым яростным номером в альбмое является, без всяких сомнений, песня Custer – сплошь оголенные нервы, самоубийственная отдача и скандирование вызывающего текста целой толпой. Slipknot никогда особо не стеснялись в выражениях и экспрессии, и The Gray Chapter в этом плане возвращает нас на десять лет назад, когда назло культуре MTV чокнутые клоуны сигали с осветительных площадок в толпу, Тейлор резал себе руки во время звукозаписи (песня Iowa была записана именно так, да), а от текстов несло нигилистической, атеистической и членовредительской копотью.
Символичное видео – «новый» Slipknot безжалостно разделывается со «старым» Slipknot.
Но не стоит думать, что группа резко помолодела и поглупела на эти самые десять лет. В том-то и дело, что если раньше музыканты, условно говоря, с разбегу и непременно головой вперед прыгали прямо в стену, то теперь они заставляют это делать толпу с помощью музыки. Примитивное вколачивание слушателя в пол теперь не сверх-идея, а лишь один из элементов, помимо которого есть и небанальные партии, и сбивки, и смена ритмов и тональностей. Slipknot определенно стали опытней, и для того, чтобы им превратить концертный зал в обезумевший шабаш, больше не обязательно долбить в восемь рук по железным бочкам – достаточно сыграть нескольких нот. Тут, кстати, очень сильно помог продюсер Грег Фидельман, который в свое время сделал из Vol. 3 The Subliminal Verses мултиплатиновый метал-суперхит. Группа звучит очень резко, «сыро» и насыщенно, как и предполагалось. К технической стороне претензий никаких.
Вообще, альбом целится (и в целом успешно попадает) в те чувства и эмоции, которые обычно переполняют человека в юности: немотивированная агрессия, рефлексия, глупая радость долбежке, ору и громкости, желание выделиться перед окружением и, наоборот, максимально от него закрыться – все на максимум, никаких тормозов или полутонов. Подобные черты со времени человек старательно пытается скрыть — потому что неприлично, не по-взрослому и вообще пора быть изысканнее во вкусах (именно поэтому ни альбом, ни группа не получат признания у модной журналистской тусовки). И Gray Chapter как раз об этой подростковой злости и энергии, радости умеренному примитивизму, которую можно (и нужно) себе позволить. Заминка в том, что примерно про это же группа уже успела выпустить парочку записей.
Фраза Тейлора о том, что альбом стоит где-то между Iowa и Vol. 3, говорит о нем больше, чем предполагалось. Все очень буквально: это действительно альбом Slipknot, который должен был выйти где-то в 2002-2003 году, когда еще не было Stone Sour, сайд-проектов и горы опыта, но безостановочно орать в микрофон на протяжении полутора часов уже надоело. Откровенно говоря, в The Gray Chapter нет ничего, чего бы мы уже не слышали от Slipknot, включая безумное бормотание, выплевывание (скорее даже выблевывание) фраз со скоростью речитатива, диджейские скрэтчи и непонятные взвизги то ли раненого человека, то ли сирены. Вспоминая о тяжелой судьбе альбома, это более-менее объяснимо: пускаться в эксперименты после таких потрясений и в атмосфере напряженного ожидания слишком рискованно, а вот собрать всю ярость в кулак и зарядить им по зубам – самое то. Возможно, кто-то останется разочарованным этим своеобразным ремиксом «Slipknot’s Greatest Moments», но в данной ситуации это лучшее, что могли сделать семеро мужчин в устрашающих масках. Вопрос в том, к чему это приведет. Когда вдалеке уже начинает маячить музыкальный тупик, а на дворе не 1999-й год и тебе сорок, попытка в очередной раз пробить его головой уже не кажется такой уж хорошей идеей.