Февраль для тяжёлой музыки выдался мощным — и в немалой степени благодаря легендарным финнам Amorphis. Их новый альбом Halo, вышедший 11 февраля на немецком лейбле Atomic Fire Records, — это захватывающее путешествие на грани реальности и иллюзии, переплетение традиций группы и новых элементов.

Halo — это уже четырнадцатый альбом группы и восьмой на счету вокалиста Томи Йоутсена

По мнению самих музыкантов пластинка получилась достаточно тяжёлой — несмотря на общую прогрессивность, на переднем плане здесь грохочущие гитары и агрессивный гроул Томи, хотя и с чистым вокалом он справляется прекрасно. Ну а среди фанатов мнения разделились: кто-то считает альбом более лёгким по сравнению с двумя предыдущими, а кто-то видит большую тяжесть и даже мрачность. Но в любом случае, диск не перегружен и гармоничен.

Halo многие рассматривают как третью и завершающую часть трилогии — «продолжение» альбомов Under The Red Cloud 2015 года и Queen Of Time 2018 года. Этому, конечно же, поспособствовало тот факт, что у всех трёх альбомов один продюсер — Йенс Богрен, что не могло не сказаться на общей стилистике песен и аранжировок трилогии.

«Сделать именно трилогию не было сознательным решением, но поскольку у всех трех альбомов один и тот же продюсер и схожий тип производства, их всё же можно считать трилогией», — Олли-Пекка Лайне, басист Amorphis

Работа над Halo далась группе нелегко — разумеется, из-за пандемии

На завершение диска потребовалось много времени — гораздо больше, чем планировала группа. Томи Йоутсен рассказывает, что для записи ему пришлось постоянно мотаться в Хельсинки, с его слов — раз тридцать пять. А ещё группа не смогла выехать в студию Йенса Богрена в Швеции, а у самого Йенса возникли сложности с вылетом в Финляндию — так и работали на удалёнке. Богрену удалось попасть в Хельсинки только в последние дни записи, чтобы доработать уже почти готовый материал.

Впрочем, несмотря на такой непривычный для банды темп работы, результатом музыканты довольны. Турить в поддержку Halo группа собирается не меньше трёх лет, а стартуют выступления уже в апреле (российские концерты, правда, перенесли на начало 2023 года).

«Я надеюсь, что этот альбом бросит вызов слушателям, и им придётся послушать его пару раз. Надеюсь, что это не тот альбом, который вы послушаете разок и забудете», — Томи Йоутсен, вокалист Amorphis.

Halo — крайне разнообразный альбом, местами даже неоднородный 

На диске легко уживаются элементы жёсткого дэт-метала, перетекающие в дэт мелодичный, есть невероятные соляки Эсы Холопайнена и прогрессивность, причём не столько метальная, сколько рок-н-ролльная отдающая семидесятыми. Фолк-элемент тоже традиционно силён — пробивается не так уж часто, но всегда мощно, с душой и этническими инструментами.

Но отдельно стоит отметить прекрасное симфоническое обрамления песен — эпическое, но не пошлое. Результат прекрасный, но оно и не удивительно — за клавиши отвечал Франческо Феррини из итальянской симфо-дэт группы Fleshgod Apocalypse.

Хотя главный элемент «грандиозной» атмосферы диска — львиное рычание Томи Йоутсена. Он особенно грозен в открывающей композиции Northwards, навороченной и тяжёлой. Amorphis вообще умеют правильно открывать альбомы, но и завершают они их не хуже. В финале Halo звучит песня My Name Is Night — красивый и неожиданно нежный дуэт с певицей Петронеллой Неттермальм из шведской рок-группы Paatos. Эта песня когда-то не вошла в альбом Under The Red Cloud.

«Йенс поклонник этой группы. Дуэт — это его решение и оно хорошее! Мне очень нравится последняя песня, думаю наши голоса отлично сочетаются», — Томи Йоутсен, вокалист Amorphis

Помимо открывающего и завершающего треков, отдельно стоит отметить песню Windmane — особенно прогрессивную, с мистическими куплетами (по мнению самого Томи Йоутсена, но мы согласны). Любопытно, что текст песни — о лошади, и Томи поначалу отреагировал на это в духе: «Какого хрена?». Но переслушав готовый материал, он согласился, что вышло хорошо и поэтично, а куплеты песни можно сравнить с бегом лошади.

Альбом Halo звучит контрастно, но треки на нём перетекают друг в друга, создавая общее полотно

Поэтому диск требует последовательного прослушивания (и многократного, как и надеется Томи Йоутсен) — только так можно прочувствовать сбивающую с ног мощь альбома и проникнуться эпичностью лирики Пекки Кайнулайнена, с которым команда сотрудничает много лет. Пекка перестал использовать «Калевалу» как основу для песен Amorphis, но его стихи по-прежнему вдохновлены финским фольклором. Они не потеряли в качестве, а в размахе даже прибавили.

И хотя каждая песня на диске — это отдельная история, треки объединены общими темами: жизнь и смерть, свет и тьма, новое начало. Это ярко отражает даже обложка альбома, созданная французским художником Валнуаром Мортасонжом, который уже не впервые работает с группой и хорошо её понимает.


«Halo — это свободная тематическая пластинка, наполненная приключенческими рассказами о мифическом Севере десятки тысяч лет назад. Тексты песен повествуют о древних временах, когда человек забрёл на эти заброшенные бореальные границы после ледникового периода. Описывая возрождение самобытной культуры в мире новых возможностей, я также пытаюсь достучаться до вечных сил человеческого разума», — Пекка Кайнулайнен