18 лет. За такой промежуток времени ты успеваешь облысеть, дети умудряются стать взрослыми, а окружающая действительность сильно меняется. Столько времени также достаточно, чтобы некоторые группы канули в безвестность, а фанаты убрали купленный в молодости мерч и нарядились в бизнес-костюм. С Faith No More ситуация немного другая.
Если вам сейчас где-то около 30, то, скорее всего, вы не только слышали про Faith No More, но и более-менее активно их слушали. Одни из первопроходцев в жанре альтернативного метала, новаторские экспериментаторы и неугомонные эксцентрики, Faith No More оставили рок-музыке богатейшее наследие и в каких-то вещах опередили свое время. То, что пятеро американцев вытворяли на своих ныне классических дисках The Real Thing и Angel Dust, остальные додумались подхватить только годами позже. К тому моменту группа уже жонглировала жанрами на King for a Day и уходила в шокирующие — для коллектива такой популярности — эксперименты на Album of the Year. А после чего скоропостижно распалась.
Обилие новых проектов позволило фанатам относительно безболезненно переключиться на новую музыку старых любимцев — будь то странные, но крутые затеи Майка Паттона (Mr. Bungle, Fantomas, Tomahawk), дурашливый инди-поп-рок Imperial Teen от клавишника Родди Боттума или целый лейбл басиста Билли Гулда. Но, за исключением Паттона, все это был какой-то суррогат, не способный заменить Настоящее, «the real thing». И вот, спустя эти самые 18 лет, у Faith No More выходит настоящий новый альбом — Sol Invictus. Ты терпеливо ждешь, когда iTunes докачает 10 файлов, и радостно жмешь на Play.
Сложно представить, что вообще может записать отличная группа после 18-летнего перерыва — и индустрия с публикой сильно изменились, и сами музыканты стали во многом другими. Строить какие-то конкретные ожидания в таком случае довольно опасно — именно поэтому, мне кажется, рецензии на Sol Invictus разнятся от уничтожительных до скромных или хвалебных. Я не могу назвать себя фанатом Faith No More, который помнит наизусть их песни, но два выпущенных сингла — прошлогодний Motherfucker и мартовский Superhero — были отличными. Поэтому я ненароком подумал, что Sol Invictus просто обязан быть крутым.
Начинается все со сдержанного марша барабанов, фортепианных аккордов и враждебного голоса Паттона. Две с половиной минуты проходят в подобном унылом настрое, песня заканчивается — и все. Одно из худших вступлений ever. К счастью, потом группа выдает пять песен подряд, которые достойны попасть в сборник Best Of.
Многоступенчатая Superhero, с динамикой синусоиды, правильно расставленными нагнетаниями, выбросами энергии, резкими срывами в спокойный открытые запевы. Под такой увлекательный аккомпанемент Паттон уверенно доказывает, почему он является обладателем лучшего голоса в мире: прыгает между октавами, выскребает самые низкие ноты откуда-то из самого дна нотного листа, хрипит, рычит, орет и всячески сходит с ума.
На Sunny Side Up прифанкованный грув с тем же фортепиано дает Паттону пространство как для вкрадчивых интонаций, так и для парящих где-то поверх трека голосистых припевов. Мрачная, нервная и отрывистая Separation Anxiety заставляет вспомнить все трюки, которые Паттон вытворял своим речевым аппаратом на Fantomas и Tоmahawk, в то время как группа постепенно и мастерски нагнетает атмосферу враждебности и отчужденности, пока трек не взрывается настоящей стеной звука, резвыми гитарными соляками и словесным мракобесием.
Пятый трек Cone of Shame утилизирует знакомую формулу «тихо-громко», когда после шаманских куплетов идет инструментальный удар такой силы, что хочется присесть. Наконец, Rise of the Fall приятно удивляет необычным жанровых фьюженом с элементами румбы и вставками гармоники вперемешку с вокальной акробатикой и более прямолинейными рок-припевами.
После этого момента слушать Sol Invictus становится уже не так интересно. Блеклая Black Friday со скучной акустической гитарой и не менее скучным припевом из одного слова вызывает больше вопросов, чем восторгов; Matador (самая длинная песня на альбоме, целых шесть минут) неожиданно долго раскачивается и так же занудно заканчивается, хотя в промежутках звучит очень классно. А вот выпущенный полгода назад трек Motherfucker до сих пор подкупает свой враждебной минималистичностью и филигранной динамикой. Заканчивается все так же скомканно, как и начиналось: протяжная From the Dead опять неправильно использует одинаковый акустический чес, а запоминающихся моментов отыскать не удалось.
Sol Invictus провоцирует множество вопросов, которые могли бы и не возникнуть, не будь это первый за 18 лет альбом Faith No More. Почему он начинается с такой недоработанной и скучной песни, когда на эту роль идеально подходит та же Motherfucker? Почему продакшен иногда рвет и мечет, а иногда крайне безобидный и «причесанный»? Почему, наконец, эти без малого сорок минут звучания оставляют после себя ощущение какой-то общей суматохи, легкой недоделанности и незавершенности? Та же прекрасная Sunny Side Up длится всего три минуты и имеет огромный потенциал, который очень хочется услышать раскрытым — зато Matador довольно нерационально использует отведенное ей время. Если уж все ждали столько лет, то к чему такая спешка?
Faith No More все еще пытаются — и не безуспешно — удивлять, провоцировать и экспериментировать. В Sol Invictus все еще полно едких сатирических текстов и абсурдного черного юмора, мощных хуков и неожиданных музыкальных скрещиваний. Но для группы, которая каждый раз умудрялась прыгать выше головы, все это можно считать повторением пройденного. Для новичков это ни разу не минус, а для старых фанатов возможность вновь лицезреть фирменные трюки Faith No More — большая радость и удача. Те, кто между ними, просто пожмут плечами. В общем, странно все это.
Sol Invictus вышел 19 мая и доступен в iTunes и Google Play.