Война побережий в хип-хопе — лишь повторение не менее эпичной борьбы ист-коста и вест-коста в джазе. Восточное побережье середины XX века играло hot jazz, быстрый, лихой и сексуально заряженный, тогда как на западном предпочитали прохладный, сдержанный и хладнокровный стиль. Даже судя по одному лишь названию, cool jazz гораздо больше подходит для жаркого летнего дня. Он вселяет уверенное спокойствие, заставляя ощутить себя на холодной бирюзово-кобальтовой волне.
Cool Jazz. Really Cool:
Для того, чтобы понять, какое настроение пытается передать cool jazz, нужно знать, что на сленге середины XX века (да и до сих пор) слово cool имеет много значений и еще больше оттенков. Это и, собственно говоря «прохладный», «холодный», и «спокойный», «отстраненный», и «крутой». Причем подразумевается тот сорт крутости, который характерен для хладнокровных и даже высокомерных людей. Хладнокровный гангстер, который решает свои проблемы, не напрягая ни единой мышцы на лице; музыкант, который выходит на сцену и играет так, словно плевать хотел на зрителей, и делает музыку исключительно для себя — вот примеры cool-крутого персонажа.
Жанр зародился в Калифорнии, как своего рода оппозиция стилю, характерному для восточного побережья. Там любили горячий страстный бибоп, ритмичный, полный огня и поистине сексуального жара. Боперы с западного побережья, в свою очередь, были более разнообразной публикой и тон здесь задавали не только черные, но и зачастую белые музыканты. Вместе они негласно пришли к выводу о том, что им просто необходимо делать нечто противоположное, чтобы противопоставить себя неугомонным варварам с другого конца страны.
Формальным началом, удобной точкой отсчета, жанра считается альбом Майлза Дэвиса Birth of the Cool 1950 года. Хотя двигалось в этом направлении все уже давно, еще с 30-х, со времен первых экспериментов виртуоза-саксофониста Лестера Янга. Cool jazz был достаточно выпендрежным, чтобы удовлетворить снобизм джазменов, и достаточно демократичным, чтобы стать популярнейшим явлением своего времени и места.
Отдельно хочется повторить композицию The Last Chieftain от команды Christian Scott Quintet (которая также есть в плейлисте), чтобы показать, что cool jazz жив по сей день, и все с ним в порядке: