В каком жанре музыки больше всего отсылок к наркотикам и наркокультуре? Должно быть, это хип-хоп или рок 70-х? А может, хардкор-панк 80-х или дарк-фолк, полный тяги к саморазрушению? Ничего подобного. Все гораздо непредсказуемее и страннее.

Песни, посвященные наркотикам, любопытны не только их любителям, но и ярым противникам. В 2013 году сайт addictions.com, посвященный лечению наркозависимости, провел исследование, чтобы выяснить, какой жанр музыки более всего злоупотребляет отсылками к психоактивным веществам. Должны сразу извиниться: данные с тех пор практически не обновлялись, но иных, настолько же масштабных, исследований попросту не было. Однако мы просто не могли не поделиться этой находкой.

Впрочем, с тех пор вряд ли что-то кардинально изменилось: исследование затрагивает музыку с 1930-х по 2013; было проанализировано 1,09 миллиона песен. В общем, культурная инерция тут огромная.

Самыми нарконасыщенными жанрами оказались кантри и джаз!

Это звучит контринтуитивно: кажется, нигде наркотики не упоминаются так часто, как в рэпе. Но оказалось, что в списке лидеров он на последнем месте. Его обгоняет даже такой, казалось бы, безобидный жанр, как фолк. В среднем хип-хоп композиции имеют по 0.9 отсылок к психоактивным веществам на песню. Однако в том же фолке их по 1. В Роке — 1.1. В поп-музыке — 1.3. В джазе — 1.4. В кантри — 1.6.

Все это странно, если не знать историю жанров. Тот же джаз изначально был контркультурным и мало подвергался надзору властей — им просто было наплевать, что там поют чернокожие в гетто. Разумеется, речь идет не о позднем инструментальном джазе, вроде бибопа, а о ранних поджанрах времен свинга и биг-бэндов. Если сделать на YouTube соответствующие запросы в духе weed jazz, окажется, что чуть ли не весь ранний джаз подпадает под эту категорию.

Песни о каннабисе часто пели такие столпы раннего джаза, как Кэб Кэллоуэй и Фэтс Уоллер. А Луи Армстронг вообще стал самой первой звездой, арестованной за употребление наркотиков — в новогодний вечер 1954 года его задержали с косяком у дверей концертного зала. Луи провел за решеткой 9 дней.

С кантри история похожая: пока правительство США (с подачи Никсона) боролось с пропагандой наркотиков в рок-музыке, федералы совершенно упустили тот факт, что в народном и посконном кантри упоминаний веществ в разы больше. В то время как хиппи боролись за свои права, реднеки даже не знали, что их отнимали.

В принципе, если вспомнить таких звезд, как Вилли Нельсон, все станет понятно: в одной его песне может быть больше упоминаний каннабиса, чем в целом альбоме Снупп Дога. И, что иронично, теперь они — закадычные кореша и записывают совместные треки.

Современное кантри еще более пропитано дымом из бонга, только к каннабису прибавились опиаты, кокаин и метамфетамин — и все это под водку. Вообще, кантри — не только поразительно живучий, но и актуальный жанр, он всегда отражает реалии времени. Если знать об опиатном кризисе в США (да и в целом в мире) — нетрудно догадаться, что это найдет свое отражение в кантри.

Любопытным оказалось и распределение различных веществ по жанрам.

Практически везде в упоминаниях лидирует каннабис. Однако удивили фолк (кокаин!) и джаз, где лидирует ЛСД. В последнем случае возникает подозрение, что весь жанр «кислотного джаза» просто определили в одну сплошную отсылку. Забавляет и то, что у кантри с хип-хопом одинаковый набор предпочтений — жанры оказались гораздо ближе, чем кажется.

Впрочем, по количеству упоминаний наркотиков у отдельно взятого исполнителя все первые места заняли исключительно рэперы.

Больше всего отсылок оказалось у Kottonmouth Kings (440) и Эминема (350). Их догоняют Lil Wayne с 247 и Jay-Z с 238. В общем, хоть где-то исследование вышло на предсказуемое плато.

Какую практическую пользу можно сделать из этого исследования? Если ваш ребенок перестал слушать нормальную для его возраста музыку и день за днем крутит кантри и джаз — пора бить тревогу, возможно, у маленького эстета начались проблемы с наркотиками.

кантри