«Тяжелая ноша» — авторская рубрика Вячеслава Мостицкого, где он делится впечатлениями от свежевышедших музыкальных альбомов, как правило, тяжелого жанра. В восемнадцатом выпуске: долгожданный Gore от Deftones, Fever Daydream от The Black Queen, Nucleus от Witchcraft и All Empires Fall от Tombs.

Deftones — Gore

deftones gore review disgusting men отвратительные мужики тяжелая ноша вячеслав мостицкий

Не знаю, насколько будет уместно сказать, что я «рос вместе с Deftones», но они всегда как минимум были в зоне моей видимости еще с тех лет, когда я только начинал самостоятельно и вдумчиво знакомиться с музыкой во второй половине 90-х. Они начали еще до того, как ныне облеванный (и поделом!) жанр ню-метала набрал свою адидас-силу, и вроде бы даже причислялись к этому жанру с подачи не особо разборчивой публики тех времен. Даже если так, Deftones успели выгодно вскочить на волну (Around the Fur), сделать красивый трюк, от которого все офигевают до сих пор (White Pony), а после этого отправиться в какое-то свое плаванье. Многие коллективы бросились за ними в воду, но благополучно потонули и всплыли брюхом к верху – а Deftones продолжали играть, продолжали оставаться актуальными, продолжали «обновлять» свою фанбазу и собирать стадионы. Кто бы там что ни говорил, они всегда играли в каком-то своем микрожанре, в котором им нет равных.

Забавно, что лучше всего новый полноформатный диск Deftones описывает его же обложка: стая летящих розовых фламинго, выверенная цветовая гамма и зловещее слово «gore», еле проглядывающее через стену крыльев и тел. Gore – довольно мрачный и тяжелый, но в то же время очень яркий и «красочный» альбом. Для Deftones смешивать зубодробительные куплеты с возносящимися припевами (или наоборот) не впервой, и здесь группа не отступает от привычных формул: спокойные ритмичные части чередуются с сокрушительно тяжелыми, с трансформациями и вариациями на ту или иную тему. Морено все так же лихо переключается с умиротворяющей протяжной мелодии на более низкую агрессивную подачу, вплоть до истошного вопля. Серджи Вега (который теперь играет на шестиструнном басу) и Эйб Каннингем продолжают сыгрываться все плотнее, из-за чего можно то тут, то там схватить несколько чуть ли не фанк-грувов и крайне энергичных ритмических рисунков.

deftones gore review disgusting men отвратительные мужики тяжелая ноша вячеслав мостицкий

Поговаривали, что гитарист-сооснователь группы Стивен Карпентер не был в восторге от того, какую роль в музыке коллектива теперь играет гитара и даже чуть ли не отказался играть некоторые партии, но в итоге как-то порешили. Действительно, лязгающий восьмиструнный монстр, который наводил ужас, косплеил Meshuggah и отжирал нехилую долю микса своим жирнейшим звучанием, на Gore немного успокоился, но не стал менее важным. Скорее наоборот – Карпентер хоть и пускается иногда в чудовищно тяжелые риффы и брейкдауны (см. Doomed User, Acid Hologram, Gore или концовка Phantom Bride), значительную часть времени исследует самые разнообразные гитарные эффекты и вдумчиво ищет яркие музыкальные текстуры. Из-за этого здесь и очень характерные проигрыши в Prayers/Triangles, и ломаные по времени риффы на Geometric Headdress, и очень странный психоделический мотив Xenon, и много чего еще.

Gore напомнил мне о Saturday Night Wrist (самом экспериментальном и нестандартном альбоме группы) и одноименным Deftones одновременно – здесь соседствуют и удивительно удачно сочетаются мускулы и манеры, тяжесть и легкость, прямолинейность и нюанс, формализм и умеренное экспериментаторство. Группа все еще действует исключительно в пределах зоны своего комфорта, но удивляет то, что они каким-то образом находят в ней новые, незаезженные идеи – а также не теряют способность все это переносить на пленку. Если вы думали, что Deftones вот-вот сдуются, то придется подождать еще как минимум 3-4 года – с Gore все хорошо. [8]

The Black Queen — Fever Daydream

the black queen fever daydream review disgusting men отвратительные мужики

The Black Queen вполне можно назвать еще одной супергруппой, хотя медиа-шумихи вокруг ее формирования было не так уж много. Тем не менее, персоналии собрались заметные: со-основатель EDM-проекта Teflov Tel Aviv и недолгий участник Nine Inch Nails Джошуа Юстис, бывший техник оборудования для NIN и Kesha (!) Стивен Александер и Грег Пусиато, который вот уже более 10 лет дерет глотку на записях одной из самых безумных групп современности The Dillinger Escape Plan. Бонусом шел Роб Шеридан, арт-директор Nine Inch Nails (невероятные концертные инсталляции — тоже частично его заслуга) и How To Destroy Angels, который снял для группы клип на самую крутую на данный момент песню. Но играют The Black Queen ни разу не индастриал или рок, а вполне массовый электронный поп, хоть и со своим «твистом» — здесь очень сильна эстетика и тематика синти-попа, даунтемпо и колд вейва. Проще говоря, мрачная танцевальная музыка.

Fever Daydream в лучшие моменты звучат, как Depeche Mode второй половины 80-х и ранние Nine Inch Nails; в худшие — как очередные ностальгирующие готы, которые из принципа смотрят фильмы и слушают музыку на потертых кассетах. Аналоговые синтезаторы с «выпуклыми» эффектами, прямолинейные зацикленные биты, звуковые текстуры в стиле Blade Runner и прочие неотъемлемые атрибуты музыкальных времен, когда химка и светлые джинсы с высокой талией считались пиком моды. Вокал Пусиато, который еще в TDEP очень любил с душераздирающего вопля резко переключаться на нежнейшей фальцет, в контексте The Black Queen работает очень хорошо и универсально, не теряя индивидуальности. Тут самыми показательными треками могут быть пробивная Ice To Never, зловещая минималистичная Distanced или въедливая Secret Scream, идеальная для пейзажей ночного мегаполиса. Впрочем, даже Пусиато иногда не способен вытащить не самые удачные, занудные песни вроде Apocalypse Morning и Maybe We, или спрограммированный на полуавтомате ретро-суррогат (That Death Cannot Touch).

Делать запись в стилистике электроники 80-х — затея с крайне высоким шансом обосраться, поскольку де- и реконструкцией музыки того периода сейчас занимается каждый второй гуру макбука и синтезаторов. У The Black Queen, как ни странно, получилось не только сохранить честь и достоинство, но и произвести несколько крайне качественных песен, которые от вас еще нескоро отстанут. [6]

Witchcraft — Nucleus

11666268_1094520847226766_8651814544346562888_n

Шведская группа Witchcraft начала свой путь в 2000 году как трибьют-группа культовых дум-рокеров Pentagram. 4 альбома и 16 лет спустя ситуация не сильно изменилась: ныне трио, шведы играют прото-метал и дум старой закалки, который существует в параллельной вселенной, где всегда 70-е. Задумка постоянно работала с переменным успехом, балансируя между скучным подражанием и метким воссозданием духа этого жанра. Пятая попытка под названием Nucleus добавляет в формулу несколько не таких уж неожиданных элементов — ранний прогрессив, флейты, акустические гитары — который, по идее, должен двигать группу вперед. Но сложилась ровно обратная ситуация.

Nucleus — настоящий колосс на глиняных ногах. Гигантская продолжительность (час двадцать!), напыщенные аранжировки, выкрученная до предела громкость, песни по 8-16 минут и прочие атрибуты эпического альбома работают против группы и против слушателя. В идеале ничего из выше перечисленного не было бы проблемой, если сам материал был бы хорошим — ретро-рок и прогрессив до сих пор умудряются существовать и удивлять (см. Opeth, Стивен Уилсон, Graveyard и т.п.). Но как банально это ни звучит, крупные формы даются Witchcraft с огромным трудом: гигантские композиции попросту скучные и работают по принципу «нагнетание поверх нагнетания» со смазанной или вовсе отсутствующей кульминацией. После относительно удачного и размашистого старта на Malstroem и парочки коротких треков начинаются мучения: 14-минутная Nucleus с одинаковой второй половиной, спотыкающаяся To Transcend Bitterness, предсказуемая The Obsessed и невнятная Breakdown — и все это занимает уже 40 минут хронометража! Проблему усугубляет довольно странное звучание и продакшн: гитары, хоть и не перегружены искажением, звучат невероятно громко и «близко» к слушателю, не оставляя достаточно пространства для работы других инструментов (ну, кроме голоса). Опять же, час двадцать музыки с таким бескомпромиссным звучанием — не самая удачная идея, как мне кажется.

Более компактные вещи у группы получились лучше: прифанкованная The Outcast удачно сочетает грув и тяжесть, а во втрой половине меняет темп и частично настрой; медленная An Exorcism of Doubts переключается со спокойных лиричных куплетов на массивные припевы, где вокалист Магнус Пеландер дерет глотку, как обезумевший культист; Helpless так же удачно разогревает центральный мотив до состояния раскаленного железа. В общем, не очень понятно, почему большие композиции у Witchcraft в этот раз вышли откровенно неудачными, ведь на прошлом диске Legend именно эпосы Dystopia и Dead End были украшением всего альбома. Количество никогда не было равно качеству. И если дум-проггеры Witchcraft все еще живут в альтернативных 70-х, то сейчас у них на календаре где-то 76-77-й гг. — именно тогда напыщенный перегруженный рок уступил место панку. [4] 

Tombs — All Empires Fall EP

Экспериментальная метал-группа Tombs в основном занимается тем, что скрещивает экстремальные жанры дэс- и блэк-метала, после чего препарирует получившегося монстра, выкидывая ненужные части (апокалиптическую лирику, мутный продакшн, разукрашенные лица и запилы на гитаре) и вместо них вшивает другие, каждый раз неожиданные. Все три прошлых альбома различаются разительно во всем, от звучания и tombs-AEFстилистики — где-то много пост-метала и сладжа, где-то — дума и прогрессива — до вокала и состава участников, из-за чего группу очень любят те, кто не переваривает «стандартный» метал. Новый EP All Empires Fall (пять песен, 25 минут) продолжает добрую традицию порождать на свет непонятных музыкальных чудовищ — только на этот раз в нем много синтезаторов, пост-панковой меланхолии и готической стати. Довольно часто зловещие электронные аккорды переплетаются с намеренно монотонным пением Майка Хилла, а после яростного бласт бит-месива идет очень медленный, эпический фрагмент. Tombs опять звучат по-другому, что с инструментальной, что с идеологической точки зрения. И от этого их следующий диск хочется услышать как можно скорее. Хотя, вполне возможно, что и с All Empires Fall он будет иметь мало общего. [8]