14 апреля 2017 у Кендрика Ламара вышел новый альбом, Damn, который на самом старте оказался хорошо принят критиками и слушателями. А в 2016 американский рэпер получил сразу 5 премий «Грэмми», заодно великолепно исполнив две своих песни. Отвратительные мужики на цитатах из его последних альбомов объясняют, почему рэпер так востребован и по-настоящему крут.
Он не боится говорить о проблемах
«I need forty acres and a mule
Not a forty ounce and a pitbull»
В интерлюдии с альбома «To Pimp A Butterfly» под названием «For Free» главный герой достаточно жестко осуждает систему. Он сравнивает ее с девушкой, от отношений с которой отказывается. В данном случае ей является Америка, предлагающая лирическому герою материальные блага.
Он же решает добиться всего самостоятельно. Композиция полностью пропитана духом рабства, взять те же отсылки к хлопковым плантациям. Отсюда и большая любовь чернокожих к творчеству Ламара: они понимают его, хотят быть такими же самоуверенными и видят, как Кендрик добивается успеха.
Он не ослеплен славой и видит собственные изъяны
«I place blame on you still,
Place shame on you still,
Feel like you ain’t shit,
Feel like you don’t feel»
Тут важно понять: Кендрик Ламар невероятно популярен во всем мире и особенно в США. Он обедает с Бараком Обамой, делает альбомы, которые месяцами лидируют в топах по всей планете и создает музыку на стыке жанров. Однако его песни доказывают, что никакой успех не может ослепить здравомыслящего человека.
- Это скорее не клип, а короткометражный фильм, который воссоздает события двух треков: «u» и «For Sale»
В треке «u» рэпер обличает личную беспомощность, называя себя плохим лидером, неуверенным в себе неудачником и признается во внутренней ненависти. Удивительная самокритика для человека, второй год ногой открывающего дверь на премию «Грэмми».
Несмотря на это, он остается жизнерадостным
«We gon’ be alright!
Do you hear me, do you feel me? We gon’ be alright!»
Ламар был бы очередным нытиком, бубнящим в микрофон о несправедливой судьбе, если бы погрузился в собственную меланхолию. Вместо этого он признается, что находится в тяжелом положении, но говорит окружающим и самому себе: все будет в порядке.
Такому человеку легко сопереживать: он видит проблемы и бросается в пучину, чтобы справиться с ними. Кендрик одновременно обличает жестокую белую Америку, поддерживает темнокожее население, но не разделяет их по лагерям — скорее пытается объединить для решения общих задач. Именно поэтому композиция «Alright» и стала своеобразным гимном и подлинным хитом.
Он не продается
«What’s wrong, nigga?
I thought you was keeping it gangsta.
I thought this what you wanted»
Несмотря на безумный успех, Ламар все еще не стал стереотипным ниггером, читающим про тачки, бабки, девушек и траву. Зато он запросто может говорить о деньгах, как о контракте с Люцифером. А также без зазрения совести называть самого себя праведником.
- Серьезно, много ты помнишь рэперов, которые вот так читали бы вместе с симфоническим оркестром?
В еще одной интерлюдии «For Sale?» Ламар передает разговор девушки по имени Люци и героя, которого она пытается заманить выгодным контрактом, как сделала с другими «скучными рэперами». Но он верен богу и не намерен продаваться. Также и сам Кендрик: музыка и самореализация для него важнее, а деньги всегда придут к тому, у кого есть талант.
Он пишет о том, что действительно важно
«They give us guns and drugs, call us thugs,
Make it, they promise to fuck wit’ you,
No condom, they fuck wit’ you.
Obama say, «What it do?»
Важно, в первую очередь, для него самого. В композиции «Hood Politics» Ламар уделяет много текста политике. Но и это делает по-своему: вначале упоминает недостатки родного района, насмехаясь над сверстниками, которые кичатся золотыми цепями, а потом переходит к Белому дому.
Кендрик делает это искусно: сравнивает демократов и республиканцев с двумя популярнейшими преступными бандами, столкнувшимися в борьбе за деньги и территорию. А также говорит про то, что власть сначала сама раздает оружие и наркотики, после чего начинает называть удобных ей людей бандитами.
Его лирика филигранна
«Have you ever opened up Exodus 14?
A humble man is all that we ever need.
Tell me how much a dollar cost?»
И, наконец, главное: Ламар — чертов гений в написании витиеватых, метафоричных и красивых текстов с глубоким смыслом. Объясним на примере одного трека — «How Much a Dollar Cost»: это история про богатого героя, который встречает бедняка на местной заправке.
Не будем вдаваться в подробности; в итоге оказывается, что вся композиция — это чуть ли не библейская история, а образ старика — воплощение бога. То, с какой легкостью и точностью Ламар затрагивает сложные темы и заставляет задуматься над вечными вопросами, — безусловно, ценнейшее его преимущество.