Лидер группы «Шлем» рассказывает о нескольких знаковых выступлениях панк-коллективов на ТВ, где они вели себя, как подобает настоящим панкам — чем и примечательны!

Sex Pistols: в начале было слово, и было оно непечатное

Известно, что панк-рок ворвался в массовое сознание именно благодаря телевещанию: 1 декабря 1976 в эфире передачи Today должны были выступать Queen, но в последний момент их заменили на (заметно нетрезвых) The Sex Pistols (с шайкой панков-приспешников), которые в прямом эфире наградили респектабельного ведущего рядом матерных эпитетов. 

Ведущий, который, как отчетливо прочитали по губам внимательные телезрители, и сам вставил под занавес робкое «oh, shit», был немедленно отстранен от работы и запил. Дальнейшая история Sex Pistols стремительно коротка, трагична и достаточно досконально изучена. Но существуют и менее общеизвестные легенды о не менее ярких панковских выходках в телеэфире. Будто по странной закономерности связанных с закадровыми трагедиями.

Fear: « Страх» и ненависть на Saturday Night Live

Если жалобы чопорных британских телезрителей обрушились на руководство передачи Today уже после скандального эфира с Sex Pistols, то осенью 1981-го трансляцию знаменитого американского телешоу Saturday Night Live пришлось прервать по срочному звонку кого-то из руководства. 

Трансляцию обрубили к концу пятой минуты живого выступления группы Fear, с первой секунды которого массовка, состоящая из вашингтонских панков-паломников и нью-йоркских панков-аборигенов, принялась наносить легкий ущерб друг другу и тяжелый — студии и оборудованию (его оценили примерно в $20 тыс, почти 60 с учетом инфляции).

По шапке попало звезде кинофильма «Братья Блюз» Джону Белуши, одному из ключевых авторов Saturday Night Live — именно он протащил группу на передачу, будучи в искреннем восхищении от концертов Fear и их неполиткорректного злого юмора. Белуши вообще был преданным поклонником рок-музыки. Менее чем через год после панковского инцидента актер умер от передозировки «спидболом». Fear же сегодня считаются безусловными отцами американского хардкора.

The Damned: несостоявшиеся питомцы Марка Болана

Замечательное живое выступление The Damned на популярном музыкальном телешоу The Old Grey Whistle Test в 1979 хочется пересматривать, смакуя. Демонстрируемое зрителю усталое отчаяние — не наигранное, и это очевидно, особенно если понимать контекст первой песни, хит-сингла Smash It Up, одной из самых известных вещей The Damned и классического британского панка в целом. Вторая вещь называется I Just Can’t Be Happy Today, и в этой части видео прекрасно все — импровизированная хореография музыкантов, эффектное соло на синтезаторе одним пальцем, крушение барабанной установки, реакция ведущей… Кстати, в этом составе The Damned мы имеем возможность наблюдать будущего лидера воинственного хэви-трио Tank (тот, что в футболке Motorhead).

В полной версии Smash It Up есть красивое инструментальное вступление, написанное в состоянии шока от новости о смерти Марка Болана, с которым The Damned подружились незадолго до роковой автокатастрофы.

Plasmatics: любимая женщина Лемми и снова призрак Белуши

Малоизвестная архивная запись: выход неподражаемой Венди О. Уильямс и ее панк-металлического ансамбля Plasmatics в кабельном телешоу от комедийного творческого объединения The Second City. В нем, к слову, начинали путь к славе вышеупомянутый Джон Белуши, Дэн Эйкройд (второй из «Братьев Блюз») и Билл Мюррей.

Не изменяя своей шок-рокерской репутации Венди Оу — с рогом во лбу! — славит Принца Тьмы и последовательно разносит в щепки уютную студию, задуманную для передачи типа «Диалоги о рыбалке».

Наследие Венди Оу в рок-музыке, кино и смежных медиа могло бы быть гораздо богаче, но артистка предпочла карьере выстрел в голову.

THE SKIDS: «Дети увидали срам»

«Дети увидали срам» — так я перевел однажды припев и название песни The Children Saw The Shame шотландской группы The Skids. Думал спеть русскоязычный кавер, но забил, неважно. Зато нашел видео, которым можно закончить обзор на легкомысленно-трогательной ноте.

Небанальным текстам The Skids в пубертатном периоде восторженно (хоть и без толку) внимал вокалист Green Day, а самобытному, имитирующему пение волынки, гитарному саунду — Эдж из U2. Альбомы группе удавались один лучше другого, ловкий баланс на острой грани претенциозности и тенденциозности тоже, но удача была изменчива, и пути участников разошлись. Запоздалым триумфом можно считать инициированный вокалистом Ричардом Джобсоном вполне себе победоносный реюнион The Skids и его личную победу над затяжным алкоголизмом. Увы, без гитариста Стюарта Адамсона, покончившего с собой, успев добиться честного коммерческого успеха со своей новой группой. Безусловный совместный шедевр Джобсона и Адамсона — горько-сладкий пост-панковский трек Circus Games, записанный с хором школьников, вот его презентация на детской кабельной телепередаче Fun Factory.

Бонус! Фэт Майк и Melvins — еще две обезоруживающие коллаборации с дошколятами

(Не все, но) многие панки остаются панками и в возрасте отцов — поэтому легко ладят с детьми. На этой идее построена концепция кабельной телепередачи Pancake Mountain, в которой дошколята тусуются с разного рода примечательными музыкантами. Гостями успели побывать The White Stripes, Cypress Hill, Кэти Перри, Эдди Веддер и Генри Роллинз, а соавтором ранних сценариев был демиург американской инди-сцены Иэн Маккей. Передача закрылась в 2011, но спустя 3 года вернулась в эфир, благодаря патронажу аж самого Джея Джея Абрамса.

Отмечу два панковских триумфа на Pancake Mountain. Во-первых, похмельный вокалист NOFX Фэт Майк, играющий на акустической гитаре своей дочке и ведущему — козленку по имени Руфус — песню о побеге из унылого Массачусетса.

Во-вторых, группа Melvins поет Ramones в караоке, а затем исполняет в студии свой трек The Kicking Machine, под ломаный ритм которого дети пытаются танцевать.

Кстати, в 90-е на петербургском 5 канале показывали диковатую передачу «Нержавеечка», в которой соведущим Кирилла Немоляева иногда выступал Хрюша в косухе. По формату — почти Pancake Mountain.