Судебные разбирательства по поводу плагиата и нарушению авторских прав далеко не редкость в шоу-бизнесе. Так, 15 июня 2016 года началась тяжба, в которой Led Zeppelin в очередной раз были обвинены в плагиате. Представители группы Spirit уверили Калифорнийский суд в том, что знаменитая Stairway to Heaven основывается на украденном гитарном риффе из композиции Taurus.
Дело было открыто еще в мае 2014 года Майклом Скидмором от имени бывшего гитариста и автора песен группы Spirit Рэнди Вулфи, более известного как Рэнди Калифорния, умершего в 1997 году. Скидмор заявил, что Пейдж и Плант украли нисходящий гитарный рифф из инструментального произведения Taurus, написанного Рэнди. Также к команде истца присоединились бывший басист Spirit Марк Аднс и юрист имеющий опыт в разбирательствах касающихся авторских прав — Френсис Малофий. По их словам, основной мотивацией для этого дела было желание отдать дань уважения Калифорнии.
По факту юристы Ренди запросили отметить его имя в качестве соавтора Stairway to Heaven, а также выплатить компенсацию в размере 40 миллионов долларов. Учитывая, что эта песня принесла Led Zeppelin всемирную славу и 562 миллиона долларов (по состоянию продаж к 2008 году), сумма выглядит вполне соразмерной.
Официально разбирательство началось 15 июня 2016 года, когда, как сообщает Джеймс Кук из BBC News, «одетые в строгие костюмы и галстуки, одни из величайших рок-звезд [Пейдж и Плант] рано утром прибыли в Зал суда 850, чтобы защититься от обвинения в плагиате». В конце первого слушания судья Гэри Клоснер объявил, что музыкальные отрывки действительно схожи, а значит решать, нарушили ли Джимми Пейдж и Роберт Плант авторские права Рэнди Калифорнии, будет суд присяжных.
Факты говорили о правоте стороны Рэнди Вулфи:
— произведение Taurus было выпущено в январе 1968 году, тогда как Stairway to Heaven — в 1971 году;
— Led Zeppelin открывали концерт для Spirit в 1968 году, а значит Пейдж и Плант не могли не слышать ее до написания «Лестницы в небо».
Однако при даче показаний, Пейдж отрицал знакомство с композицией Taurus до начала этого судебного процесса, когда люди начали говорить о схожести двух произведений. Также гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж сообщил, что не видел и не слышал выступления Spirit в 1968 году, так как его группа выступала первой, а сразу после они отправились в Сиэттл: «Я не знал, что мы открывали концерт для Spirit, я думал это были Vanilla Fudge».
Френсис Малофий, опрашивавший музыканта, видимо, был не совсем доволен его ответами, так как раз за разом задавал вопросы на одну и ту же тему, за что неоднократно получал замечания от судьи Гэри Клоснера. То, что Led Zeppelin видели Spirit, исполняющих Taurus на сцене, не смог подтвердить и бывший бас-гитарист Марк Андс. Зато он рассказал о том, как участники группы Spirit и Роберт Плант играли в снукер после концерта в Бирмингеме 1970 года.
Роберт Плант, ссылаясь на ухудшившуюся после аварии 1975 года память, ответил, что едва ли вспомнит то, что было 40 лет назад: «Я не запоминаю каждого, с кем когда-либо зависал». Также музыкант отметил, что в начале 70-ых годов он не знал музыкальной грамоты, поэтому никак не мог передать Пейджу якобы услышанный на концерте рифф из Taurus. Однако, судья не принял в качестве аргумента слова музыкантов, так как даже если они не слышали композицию Taurus в живом исполнении, они имели к ней доступ.
От дачи показаний судебный процесс перешел конкретно к разбору оспариваемых музыкальных записей. Присяжные прослушали демо-записи Stairway to Heaven и комментарии Пейджа и Планта по поводу создания отдельных риффов, текста и композиции в целом. Так как демо отличалось от финальной версии, адвокат Led Zeppelin Питер Андерсон показал присяжным полную восьмиминутную «Лестницу в небо».
Ранее сторона защиты объясняла схожесть двух композиций тем, что используемый музыкальный элемент — это весьма распространенный прием, который можно услышать в Michelle группы The Beatles, песне Мэри Поппинс Chim Chim Cher-ee и даже композиции Dido’s Lament композитора Генри Перселла. Этот аргумент был опровергнут Александром Стюартом, профессором музыки Вермонтского университета. По его словам, риффы и в Taurus, и в Stairway to Heaven необычным образом пропускают ноту «ми», завершаясь нотой «ля». Других примеров с подобной структурой сторона защиты не предоставила.
Поскольку действия Френсиса Малофая, юриста истца, не оказались успешными, Warner Music и Led Zeppelin даже попросили судью закрыть дело без решения суда присяжных, но запрос был отклонен. В результате, присяжные не нашли достаточного сходства между композицией Taurus за авторством группы Spirit и хитом Stairway to Heaven от Led Zeppelin.
Напомним, что Led Zeppelin уже принимали участие в судебных разбирательствах по поводу авторских прав на их песни, многие из которых они проиграли. Так музыканты украли Dazed & Confused у американского фолк-исполнителя Джейка Холмса и Whole Lotta Love — у Вилли Диксона.