Static-X — знаковая индастриал-группа, которую до недавнего времени было невозможно представить без ее харизматичного лидера Уэйна Статика. Уникальный, узнаваемый тембр Уэйна, его безумный взгляд, поднятые вверх длинные волосы и заплетенная в косу борода — вот с чем у большинства фанатов ассоциируется Static-X. Ну, и с песней The Only из саундтрека NFS: Underground, конечно же.

К сожалению, в 2014 году Уэйна не стало, а группа фактически перестала существовать еще за несколько лет до трагедии. Но в конце 2018 года музыканты из оригинального состава банды снова собрались вместе под знаменем Static-X, через год они отправились в мировой тур, а через два — выпустили новый альбом и уже готовят следующий диск. Как это возможно? Кто на вокале? Сейчас разберемся, а заодно кратко пройдемся по самым важным моментам в непростой истории коллектива. 

История Static-X стартует в Чикаго в конце восьмидесятых — с группы Deep Blue Dream.

Это был мелодичный рок-бэнд, в котором фанатеющий от Kiss Уэйн (тогда еще не Статик) играл вместе с первым барабанщиком Static-X Кеном Джеем и гитаристом Билли Корганом. Да, это тот самый Билли Корган — тогда он уже основал The Smashing Pumpkins, но группа была почти никому неизвестна. Правда, в итоге именно из-за «тыкв» банда Уэйна и развалилась — Билли в один момент решил сосредоточиться только на них:

«Конечно, обидно было потерять гитариста, но в итоге можно сказать, что Билли сделал правильный выбор. Потому что The Smashing Pumpkins стали знамениты, а моя группа распалась!»

В поисках музыкантов для новой группы Уэйн и Кен переехали в Лос-Анджелес, где через общих друзей познакомились с басистом Тони Кампосом и гитаристом Эмерсоном Суитфордом. Так была основана группа Drill. Впрочем, просуществовала она совсем недолго. Эмерсон быстро покинул коллектив, чтобы турить в качестве сессионного музыканта и его заменил Коити Фукуда, а группа была переименована в Static-X — это был 1994 год. К слову, изначально Уэйн вообще не хотел брать второго гитариста, но в итоге решил, что он плох в соло-партиях и без дополнительной гитары не обойтись. А Фукуда, по словам Уэйна, буквально напросился в группу сам, услышав, как Static-X репетируют.

В 1997 году Static-X подписали контракт с Warner Bros. Records и приступили к работе над первым альбомом. Музыканты очень хотели, чтобы их дебютник продюсировал Терри Дейт, работавший ранее с Pantera, но на него у группы просто не хватило денег. В итоге они наняли его ассистента Ульриха Уайлда. И не прогадали! Уйэн задумывал звук банды, как что-то совсем электронное: «В духе The Prodigy и The Crystal Method». Но Уайлд идею сразу отсек и сказал, что Static-X — это лайв-группа и звучать она должна как лайв-группа. Спустя годы Уэйн Статик прямо говорил, что без Уайлда не было бы фирменного звука Static-X, хотя началось все с песни Love Dump:

«Love Dump была написана в 1995 году и это была первая песня, в которой зародилась идея «злого диско» — смешения танцевальной музыки и метала. До этого-то мы были обычной метал-бандой».

Оригинальный состав Static-X: Коити Фукуда, Тони Кампос, Кен Джей и Уэйн Статик.

23 марта 1999 года вышел дебютный и самый успешный альбом группы — Wisconsin Death Trip, ставший в 2001 году платиновым.

Настроение и лирика альбома были вдохновлены книгой Майкла Лизи, которую Статик прочитал за 15 лет до этого:

«Это была коллекция фотографий и статей, описывающих жизнь в маленьком городе штата Висконсин. В книге были фотографии младенцев в гробах, сообщения из психиатрических больниц, детали сцен убийств… это невозможно забыть».

Дебютный альбом окончательно сформировал звук Static-X, которого банда плюс-минус придерживалась на протяжении всего своего существования. Статик старался не просто смешать электронику и метал, но поймать дух танцевальной музыки — так упростить партии, чтобы они цепляли и оседали в голове, и чтобы в песнях было достаточно пространства, в котором слушатель может «перевести дух». Все это музыканты и определяли как evil disco. 

В поддержку альбома стартовал убийственный двухлетний тур с двумя выступлениями на Ozzfest Оззи Осборна, что для молодой группы очень круто. Только за первый год Static-X отыграли 300 концертов. Уэйн позже рассказывал, что едва помнит этот период из-за постоянного переутомления: у него даже дома тогда не было — он всегда находился в дороге. 

В первом же масштабном туре Static-X в группе наметился конфликт, который ее фактически развалил.

Уэйн Статик считал, что работу над новым альбомом нужно начинать прямо во время тура, в то время как остальные участники хотели дождаться окончания гастролей и уже тогда приступать к сочинению новых песен. В результате весь материал для второго альбома, получившего название Machine, Статик написал в одиночку. Это совсем не понравилось группе.

Гитарист Коити Фукуда из-за этого покинул Static-X в 2000 году, так что второй диск группа записывала втроем. Позже Фукуду заменил бывший гитарист Dope Трипп Эйзен. Сам Статик называл Machine своей «первой соло-записью», которую он сделал один, «пока остальные тусовались». Позже, в 2014 году он заявил, что группу нужно было распускать уже тогда. 

Альбом Machine вышел в 2001 году и до успеха дебютника не дотянулся, но золотым все же стал — несмотря на смешанные отзывы и частые сравнения с творчеством Ministry и Slipknot. Но поворотным моментом для группы в тот период стал не релиз диска, а работа Уэйна над саундтреком к фильму «Королева проклятых» вместе с Джонатаном Дэвисом из Korn:

«Я записал песню Not Meant for Me с Джонатаном, которая была мелодичной, вообще не в духе Static-X. И Том Уолли, босс лейбла, захотел превратить группу во что-то подобное. Вот почему он запретил нам работать с Ульрихом и назначил более коммерческого продюсера».

Static-X фактически заставили писать третий альбом в стиле песни из «Королевы проклятых».

Записью диска назначили руководить Джоша Абрамса, который в наше время известен работой с Джастином Бибером, Flo Rida и Адамом Ламбертом. 

Буквально за два дня до записи нового альбома группу покинул ее сооснователь, барабанщик Кен Джей — он был недоволен новым материалом и своей недостаточной вовлеченностью в творческий процесс. Так что записывались Static-X с Джошем Фризом из A Perfect Circle. Альбом Shadow Zone вышел в 2003 году и он на самом деле получился куда мелодичнее предыдущих работ группы, хотя легким его совсем не назовешь. Несмотря на неоднозначную историю вокруг пластинки, ее часто называют лучшей в дискографии группы. Этот же альбом подарил нам самую народную песню — The Only. Впрочем, в продажах он показал себя не лучшим образом, не взяв даже золото. Сам статик говорил, что написал лишь половину песен для альбома:

«Половину песен написал я, а половину — Трипп Эйзен. И если послушать альбом, легко догадаться, кто какие песни на нем сочинил. Он также написал пару песен для альбома Start a War, а потом он сделал то, что сделал и больше его нет».

В период записи четвертого альбома группы — Start a War, гитарист Static-X Трипп Эейзен был обвинен в похищении и изнасиловании 14-летней девушки (позже он признал свою вину). Из-за этого Эйзен был уволен из группы, а на смену ему вернулся оригинальный гитарист Коити Фукуда — он помог завершить некоторые песни, а также записывал для альбома клавишные партии. Песня Skinnyman с этого альбома снова попал на саундтрек NFS, на сей раз — Most Wanted. Static-X вообще очень часто светились на саундтреках, помимо всего перечисленного, их песни были в фильмах «Невеста Чаки», «Пила 3», «Обитель зла», «Техасская резня бензопилой» — и это только самые известные примеры.

Start a War стал последним альбомом группы для WB Records, после него банда ушла под крыло Reprise. 

Static-X выпустили еще два диска: Cannibal в 2007 году и Cult of Static в 2009-м — оба были куда тяжелее двух предыдущих альбомов и явно отдавали ностальгией по временам Wisconsin Death Trip. Группа оставалась коммерчески-успешной и отбивала вложения как минимум концертами, но продажи альбомов продолжали падать. Однако куда серьезнее были внутренние противоречия, результатом которых стал уход басиста Тони Кампоса и Коити Фукуды в 2010 году. Группа окончательно развалилась после тура в поддержку Cult of Static. Вот как ситуацию описывал сам Уэйн:

«Все просто развалилось. Никто больше не разделял общие цели. Коити, например, женился и завел ребенка — ни о чем больше он не заботился, до группы ему не было дела, до туров и записей тоже. Наш барабанщик, Ник, думал только о своем рехабе и со временем превратился в полного придурка. А ведь мы с ним были друганами, тусовались вместе. Но он начал постоянно читать мне нотации про наркотики. И еще Тони, который думал, что он самый крутой парень на свете. Он хотел быть частью вообще всего, даже если не имел к этому никакого отношения. Это был полный бардак».

Последний альбом создавался буквально в муках. В качестве бонус-треков группа записала каверы на песни Whitesnake, Mötley Crüe и Poison, хотя Статику такая музыка даже не нравилась: «Я больше по готике и электронике, я даже про Guns N’ Roses ничего не знал, пока они не развалились». С одной стороны это была шутка, с другой, музыкантам просто не хотелось писать дополнительные песни — экономили время.

Уэйн Статик остался единственным оригинальным участником Static-X.

Он заморозил группу и принялся за сольный альбом Pighammer, рассказывающий о его борьбе с зависимостью от тяжелых наркотиков через метафорическую историю поехавшего пластического хирурга, превращающего девушек в свиней (да). С веществ он слезал вместе со своей женой Терой Рей, бывшей порноактрисой, на которой он женился в 2008 году.

Альбом Pighammer вышел в 2011 году, и Уэйн начал выступать с новой группой, с которой он и записывал свой сольник. Вскоре он захотел в том же составе турить под именем Static-X, чтобы возродить бренд и «свою репутацию». Однако 50% прав на имя группы принадлежало Тони Кампосу. Статик в итоге договорился выплачивать ему ежеквартальные отчисления в обмен на право выступать под именем Static-X. Он даже начал турить с новым составом, но в 2013 году его подкосила грыжа, и сделка была расторгнута. Тогда же он заявил об окончательной смерти группы, обвинив во всем Кампоса:

«Я связался с Тони и попросил его приостановить наше соглашение. Но он отказал: «Мне безразлична твоя грыжа. Извини, но мне нужны деньги.» Я ответил: «Чувак, дай мне несколько месяцев, чтобы я мог восстановиться и возобновить нашу сделку». Но он не дал мне этой возможности.  Он был зол из-за нескольких интервью, в которых я рассказывал, что мы не были друзьями за все те годы, что вместе играли в Static-X. Тони так и сказал: «Ты же говорил, что мы не друзья. В таком случае, почему я должен идти тебе на уступки?». И он в какой-то мере прав. Что ж, мы не первая группа, с которой происходит подобное.  Я понял, что это конец, Тони не дал бы мне отсрочку. Мне было необходимо лечение, которое заняло очень много времени. Static-X больше нет».

Уэйн Статик в 2014 году.

1 ноября 2014 года, за три дня до своего дня рождения Уэйн Статик умер.

Перед сном Уэйн запил алкоголем снотворное и болеутоляющее и больше не проснулся — хотя точная причина смерти все еще предмет споров. В планах у него был совместный тур с Powerman 5000 и Drowning Pool. Он также готовил второй сольный альбом — более медленный и тяжелый. Его последним релизом стала песня Noise Revolution с рэпером DMC. В 2016 году умерла и его жена — она покончила с собой.

История печальная и стремительная, на этом в истории Static-X ставить бы окончательную точку, но нет.

В 2018 году Тони Кампос внезапно объявил, что возрождает группу в оригинальном составе: он сам на басу, Коити Фукуда на гитаре и Кен Джей за барабанами. Все, разумеется, чтобы «почтить память нашего друга Уэйна». Он также анонсировал новый альбом Project Regeneration. Изначально планировалось, что петь на записи будут приглашенные вокалисты, а местами будут задействованы фрагменты из неизданных демок с голосом Уэйна. Но демок в итоге нашли столько, что было решено использовать вокал Уэйна Статика как основной. А в 2019 году группа отправилась в тур, посвященный 20-летию альбома Wisconsin Death Trip.

Наибольшее внимание, конечно же, привлек новый загадочный вокалист, которого просят называть Xer0 – то есть «Ноль».

Он носит жутковатую маску, напоминающую черты лица покойного Уэйна Статика, и тоже поднимает вверх волосы (ну, или носит парик). Звучит Xer0 тоже очень похоже — слишком похоже — и это крипово настолько же, насколько и круто. Само собой, он впечатлили и участников группы, вот что на этот счет говорил Кампос: «Когда я впервые услышал, как он это делает, я знал, что всё сработает. Он перфекционист».

Кто же все-таки под маской? Группа все еще хранит тайну, но давно стало ясно, что это Эдсел Доуп из группы Dope — его сразу опознали по татуировке на шее. По словам группы, Xer0 сам предложил носить на сцене маску, чтобы не выбиваться из атмосферы группы, не создавать что-то новое, а поддерживать дух классических выступлений Static-X эпохи первого альбома группы.

Первый за 11 лет альбом группы — Project Regeneration, Vol. 1 — вышел 10 июля 2020 года.

По названию диска легко догадаться, что на этой пластинке возрожденная группа останавливаться не собирается. Неизданного материала с вокалом Уэйна нашлось столько, что было решено выпускать альбом в двух частях — но когда подоспеет Vol. 2 пока неизвестно. Ну а на первой части Project Regeneration большая часть партий и вправду исполнена Статиком — как и обещал Тони Кампос. Дополнительный вокал для некоторых песен записал Xer0, а в песне Dead Souls вместе со статиком поет вокалист Ministry Эл Йоргенсен.

Часть демок, на основе которых записан новый альбом, была сделана во времена записи альбома Start a War 2005 года, а часть в 2014 году — вероятно, для второго сольника Статика. Качество найденного материала позволило так свести диск, что он никак не выдает свою «посмертную» природу — по словам Кампоса нашлось достаточно демок, где вокал Уэйна вообще записан изолированно, без инструментов.

Но хороший ли это альбом в отрыве его исторической ценности для фанатов Static-X? Да! Project Regeneration ближе всего как раз к культовому дебютнику группы. Не считая парочки мелодичных песен (особенно Dead Souls), это настоящая выжимка жанра «злое диско»: долбящая мрачная тяжесть; холодные монотонные вопли Уэйна Статика; танцевальная хаус-ритмика и ностальгическая электроника из конца девяностых. Центр и душа альбома в этом плане — трек All These Years. Выйди этот диск сразу за Machine 2001 года — можно было бы обвинить группу в самоповторе!