Сёрф-рок родился в конце 50-х годов прошлого века и мгновенно покорил сердца людей по всему миру. Эту динамичную музыку пляжей и волн полюбили в США, СССР, Японии. А в Финляндии это направление стало настолько популярным, что переродилось в рауталанку — особый жанр с народными финскими мотивами. В то же время у кого-то сёрф-музыка вызывает ассоциации с бандитами, шпионами, хоррорами и даже советскими фильмами — тема настолько обширная, что не обратить на нее внимание мы просто не можем.

Родина сёрфа — солнечные пляжи Южной Калифорнии, потому его ещё называют «Калифорнийским звуком» (The California Sound). Изначально, по классике, это инструментальная танцевальная музыка — рок-н-ролл со средним или быстрым темпом. О чём она? О радости, солнце, лете и хорошем настроении, о романтике, пляже, загорелых красавицах и, конечно же, о сёрфе и волнах. Музыка о счастливой жизни.

В 60-х годах серф был музыкой номер один в США. И не просто музыкой, это была целая субкультура — этакий культ сёрфинга со своими стилем одежды, сленгом и атрибутикой. В это же время на экраны вышли фильмы, популяризирующие сёрфинг: «Гиджет» (1959) Пола Уэндкоса и «Бесконечное лето» (1965) Брюса Брауна.

Наиболее популярной сёрф-музыка была в 1962-1964 годах. Сначала это была чисто инструментальная музыка, так называемый «инструментальный прибой», более близкая к року, но со своей спецификой. Основная её тема — море и волны. Соответствующий эффект морского прибоя создавался при помощи характерных стаккато и гармонии, как будто бы музыка, словно волна, накатывает и уходит обратно. Основной инструмент — электрогитара с рычагом вибрато для уменьшения высоты звука. Желательно, модель компании Fender (Jazzmaster, Jaguar, Stratocaster). 

Ну и главное правило — использование «мокрой» пружинной реверберации. Именно она даёт тот неповторимый, вполне себе агрессивный и тяжёлый эффект, имитирующий грохочущие волны. Внешний отдельный блок реверберации был разработан Fender в 1961 году.

В некоторых популярных песнях кроме гитар и ударных вполне мог звучать саксофон, электрический орган или пианино. Позже добавился вокал, и так появилось второе направление в сёрфе «вокальный прибой» с характерным красивым и сложным многоголосием.

Впервые такую музыку, со всеми ее прибабахами, начал исполнять в 1959 году Дик Дейл (группа Del-Tones) — фанат сёрф-доски, гитарист-виртуоз, справедливо считающийся отцом-изобретателем сёрф-музыки

Его гитарные инструментальные композиции тогда казались очень странными, что, впрочем, и привлекло к ним повышенный интерес. Кроме всего прочего, Дейл приправил традиционные рок-н-ролльные аранжировки мотивами Ближнего Востока и Мексики. Получилось интересно и вкусно.

В 1961 году он записал трек Let’s Go Trippin’, который вызвал огромную волну популярности стиля сёрф, но визитной карточкой Дика Дейла многие годы остаётся его хит Misirlou (Египтянка), вышедший в 1962 году. Сам Дейл не был автором этой музыки, это кавер-версия народной песни, авторство которой доподлинно так и не установлено.

Интересно, что Misirlou получила бешенную популярность гораздо позже, после того как Квентин Тарантино в 1994 году использовал её в своём легендарном фильме «Криминальное Чтиво». По словам режиссёра, именно эта мелодия вдохновила его снять фильм. Позже кто только её не играл, и даже есть весьма любопытная хип-хоп версия Pump It 2005 года от группы The Black Eyed Peas.

Сам же король сёрф-гитары Дик Дейл не покидал сцену до глубокой старости и ушел из этого мира 16 марта 2019 года в возрасте 81 года.

Настоящую массовую популярность сёрф-музыке в 1960-е годы принесли группы Beach Boys и Jan and Dean

Их стиль менее агрессивный, мелодичный и даже нежный с нотками афроамериканских жанров объединил сёрфинг, юность и беззаботность в единое американское представление о счастье и оптимизме, понятное всем.

В конце 1961 года вышел первый хит Beach Boys Surfin, за ним последовал дебютный альбом Surfin’ Safari, вызвавший просто повальное увлечение сёрфингом. А в 1963 году был выпущен сингл Surfin’ USA самый продаваемый в США, самый популярный за их пределами и даже скандальный. Дело в том, что мелодия песни была украдена из хита Чака Берри Sweet Little Sixteen и впоследствии автор подал на Beach Boys в суд. 

Beach Boys с их песней 409 также считают основоположниками музыкального стиля хот-род-рок. В чём разница? Вместо сёрф-доски автомобили, вместо стаккато — рок-н-ролльные риффы.

А вот первой сёрф-композицией, занявшей верхнюю строчку чарта Billboard Hot 100 была Surf City 1963 года, в исполнении дуэта Jan and Dean. 

Нельзя обойти стороной и такую легендарную личность как Линк Рей — американского гитариста, вошедшего в историю мировой сёрф и рок-музыки

Его вклад в развитие гитарного рока неоспорим. Это изобретение дисторшн-эффектов, овердрайва, фузза, гитарного фидбэка, замена джазовых аккордов на квинтакорды (power chords).

Линк Рей первым (или как минимум одним из первых!) начал использовать перегруз в своей музыке, дырявя усилители и получая свой фирменный грязный звук. Из-за такого неприличного безобразия ему сначала даже отказали в выпуске его самого популярного трека Rumble. Но зато потом за ним начал повторять весь мир. В том числе и исполнители сёрф-музыки.

Канонической в жанре сёрф-рока считается американская инструментальная рок-группа The Ventures, но с этим согласны не все

Да, момент спорный. Но в далёкие 60-е The Ventures способствовали популяризации электрогитары, как в США, так и во всём мире. Они были одними из первых, кто широко использовал фузз и флэнжер эффекты. Их первый сингл Walk, Don’t Run признан одним из лучших, когда-либо записанных для гитары. Их виртуозность повлияла на многих музыкантов, благодаря чему The Ventures получили прозвище «Группа, запустившая тысячу групп».

Так что надо отдать им должное за вклад в совершенствование сёрф-музыки и популяризацию её во всём мире. Как, впрочем, и группе The Shadows — практически единственной английской инструментальной группе, играющей сёрф, добившейся мирового успеха. Их хит Apache известен и любим во всех странах, он вдохновил не одного музыканта взяться за гитару.

Также у истоков сёрфа стояли такие известные группы как The Trashmenс их знаменитой песней Surfin’ Bird, The Surfaris с инструментальной пьесой Wipe Out и одним из самых знаменитых в истории рока соло на барабанах, The Lively Ones, The Chantays, The Tornadoes, да и многие другие.

Практически каждый коллектив привносил в эту музыку что-то своё, что-то новое и потихоньку она обросла разными жанрами: классический сёрф, сёрф-рок, хоррор-сёрф, трэш-сёрф, электроник-сёрф.

Сёрф-музыка не обошла стороной и СССР, причем и здесь её ждал успех

Дело в том, что в СССР этот жанр не попал под запреты. Уж очень благонадёжно он выглядел и не вызывал никаких подозрений. А что, музыку (причём частенько наших родных композиторов) исполняли хорошо, музыканты подстрижены и одеты аккуратно — чем не достойный ответ западу. Среди наших групп того времени самыми известными исполнителями сёрфа (кстати, «венчурского» сёрфа), были квартет «Электрон» и «Поющие гитары».

Многим же сёрф знаком по музыкальной заставке к одной из популярнейших телевизионных передач СССР «Международная панорама». Там звучит композиция Vibrations в исполнении The Ventures. Многие признаются, что смотрели передачу ради этой мелодии.

А ещё все мы прекрасно знаем хоррор-сёрф-композицию Мерва Гриффина House of Horrors, потому что звучит она в мультфильме про Карлсона, да ещё и в шикарном эпизоде с привидением.

Не менее известна советскому слушателю была и музыка Man of Mystery британской группы The Shadows в аранжировке ВИА «Поющие гитары». Она проходит красной линией в советском фильме-трагикомедии «Начало» 1970 года.

Популярность сёрф-музыки была недолгой, накатила как огромная стремительная волна и тихо отступила

Сёрф не смог устоять против «британского вторжения», начавшегося в 1964 году. И про него практически забыли, почти на два десятилетия. Но благодаря Тарантино сёрф не только вернулся, а ворвался как цунами, поднявшее его популярность ещё выше, чем в 60-х. На гребне новой сёрф-волны были те же виртуозы Дик Дейл, The Ventures и куча новых групп, таких как Los Straitjackets, The Mermen, Man or Astro-man?, Satan’s Pilgrims, Lost Acapulco, The Growlers. Возрождённый сёрф зазвучал по-новому, более тяжело и сложно, да что говорить, более круто. В нём появились более современные космические темы, новые инструменты и приёмы.

В России сёрф-рок не особенно популярен. Но и у нас были и есть очень достойные музыканты, исполняющие такую музыку. 

Например, Михаил «Вивисектор» Антипов, наиболее известный своим проектом нулевых Gulag Tunes — это просто великолепный и интеллигентный сёрф-шансон, достойный уважения.

А вот культовая группа Messer Chups и её лидер Олег Гитаркин хорошо известны за рубежом. Они много гастролируют по США и Европе, выпускают кучу альбомов на компакт и виниловых дисках, ряд которых вышел в Австралии, США, Германии. Их отметил сам король сёрфа Дик Дейл.

Музыка Messer Chups — это готик-хоррор 50-х годов с привкусом психоделии и даже сатанинского трэша. 

А кроме них есть Валерий Шаповалов, Coffin Wheels, Тараса Савченко, русско-американская группа Red Elvises, инструментально трио «Операция: Алмазное Бикини» и многие другие — чертовски заводные ребята, мастерски играющие «забытый» сёрф.

Любопытно, что сёрф-музыка дала начало новым музыкальным стилям, которые как бы сёрф, но не совсем. В них есть какая-то своя особенность и национальный характер. Так The Ventures совершив первый из многих туров по Японии, полностью перевернули музыкальное мировоззрение японской молодёжи и спровоцировали Eleki Boom (японское английское слово «электрическая»).

Спрос на гитары вырос колоссально, так что их производством занялись компании, вообще далёкие от этого. В 1965 году в Японии было произведено 760 000 гитар — абсолютный рекорд. 

Японский стиль Eleki — это двойная ритм-гитара с очень тонким и скрипучим тоном в паре с соло-гитарой, обожающей реверберацию и эффект фузза. Игра на соло-гитаре очень технически сложная и быстрая, в самой же музыке подмешаны особенные японской нотки.

Из этого бума вышли замечательные исполнители Eleki, такие как известный киноактёр Юдзо Каяма, фолк-рок-группа Off Course, Munetaka Inoue & Sharp Five, The Spacemen и, конечно же, Takeshi Terauchi — самая значимая фигура, определившая многое в музыкальной культуре Японии в 1960-е и более поздние годы.

Такеши Тераучи (Терри) — лидер легендарной в Японии группы Blue Jeans, отражающей дух того времени: джинсы и рок-н-ролл. Его музыка великолепна и самобытна, основана на старых японских музыкальных традициях цугару.

Blue Jeans трижды гастролировали в Советском Союзе. С одним таким приездом связана интересная история. Гастрольный тур состоялся по просьбе больной лейкемией девочки Элины из Новосибирска, отец которой любил музыку Терри. Часть заработанных денег Терри передал детским больницам СССР. А девочке он посвятил красивую композицию Elina.

Есть, конечно же, и отличные современные японские коллективы, играющие сёрф-музыку и Eleki. Например, The Surf Coasters — чрезвычайно успешная группа с современным звучанием; виртуоз гитары Shigeo Naka (Дик Дейл назвал его The Prince of the Surf Guitar). Или The 5.6.7.8`s — просто взрывной женский коллектив, отлично разбирающийся в сёрф-роке, создающий мастерские комбинации разных стилей и засветившийся в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла».

Большой отклик сёрф-музыка нашла и у финнов

В 60-х годах в Финляндии были очень популярны The Ventures и The Shadows, чью музыку часто крутили на зарубежных радиостанциях. Их хиты Apache и Walk, Don’t Run пользовались просто бешенной популярностью среди финской молодёжи, вдохновляя её на создание собственных групп.

В результате среди финских исполнителей зародился свой особенный «финский сёрф», особенный стиль — рауталанка (дословно переводится как «железная проволока»). Несмотря на то, что создавалась она под влиянием сёрф-рока, рок-н-ролла и традиционного европейского шлягера, эта музыка — очень самостоятельная, со своим характером и канонами. Обычно это квартет: соло-гитара, ритм-гитара, бас-гитара и ударные, иногда могут добавляться другие инструменты и вокал. Главная же отличительная черта от американского сёрфа — чётко выраженные мелодии в быстром темпе с применением плёночных эхо-машин вместо пружинных ревербераторов и полное отсутствие дисторшна или фузза. 

Рауталанка очень мелодична и меланхолична, с элементами народной музыки, в общем очень финская. А её исполнители играют просто виртуозно. Пик популярности рауталанки пришёлся на 1961-1963 годы. Первопроходцами были The Strangers, за ними подтянулись The Saints и конечно же The Sounds — первая игравшая рауталанку группа, заключившая контракт с звукозаписывающей компанией. Их сингл Emma считается классическим образцом финской рауталанки.

А были ещё и очень классные Danny and The Islanders, Jim and The Beatmakers, Topmost и многие другие.

Энтузиасты рауталанки появлялись и позже. Например, финская рок-группа Laika & the Cosmonauts, которая, к сожалению, распалась в 2008 году. Они играли отличную сёрф-музыку с элементами финской рауталанки, гастролировали по Европе и США, отметились на европейском телевидении. Особой популярности за пределами Финляндии парни не приобрели, но их игрой восхищались многие известные музыканты, такие как Майк Кэмпбелл и Бенмонт Тенч из Tom Petty and the Heartbreakers, да и Дик Дейл. А Эл Йоргенсен из Ministry назвал их «лучшей гребаной группой в мире».

Традиционная инструментальная рауталанка — основа современной финской музыки, в том числе и финского мелодичного тяжёлого металла. Некоторые рок-группы продолжают пропагандировать этот стиль, придавая ему более современное звучание. Самая известная из них — Viikate, исполняющая «металлическую рауталанку», которая сочетает в себе звучание финских шлягеров и тяжёлого металла. А есть ещё The Beatfox, The Steelers, The Beatmakers, The Mustangs, The Legends, The Spectre. Да всех и не перечислишь. 

Элементы рауталанки попали и в современную популярную и танцевальную музыку Финляндии, не в последнюю очередь благодаря группе Agents 1980-х годов. Коллектив выступает до сих пор, а их недавний совместный проект (пусть не совсем рауталанка, но без неё не обошлось) с бывшим лидером группы HIM Вилле Вало — Ville Valo & Agents, пользовался огромным успехом у финнов разного поколения, да и у наших соотечественников тоже.

Сейчас многие считают сёрф несколько маргинальным и оставшимся в прошлом жанром. Но это совсем не так. И даже, наоборот, эта позитивная и солнечная музыка вырвалась за пределы Калифорнии, разошлась по всему миру, обросла новым звучанием, новыми жанрами и стилями. 

Один из крупнейших, проходящих ежегодно в Италии, сёрф-фестивалей Surfer Joe Summer Festival собирает сотни сёрф-команд со всего мира и огромную толпу зрителей. А в Японии и Финляндии молодёжь и более старшее поколение с удовольствием зажигают под сёрф, Eleki и рауталанку.