The Birthday Massacre — не самая известная, но очень хорошая группа из Канады. Они не собирают стадионы и не влияют на историю музыки, но их просто приятно слушать. В их музыке смешана готика, плотные, тяжелые индастриал-риффы, попсовые припевы и электроника в духе восьмидесятых. И все это с нежным женским вокалом. Многие их треки запросто можно назвать синтвейвом, хоть некоторые и были записаны еще до рождения синтвейва как жанра. 27 марта группа выпускает новый альбом — так что сейчас самое время переслушать старые или вообще узнать, кто это.
Группа собралась в канадском Лондоне в 1999 году.
Все просто — приятели из колледжа искусств тусовались вместе и периодически сочиняли музыку. Со временем они подумали: а чего бы не собрать группу? И собрали: костяком банды стали вокалистка Чиби, ритм-гитарист Рэйнбоу и лид-гитарист Фалькор. Прочие участники — барабанщик и клавишник — на протяжении существования группы менялись. А использование псевдонимов вместо реальных имен стало первой фишкой группы.
Но куда важнее звук. Свой музыкальный концепт The Birthday Massacre задумали еще на ранних этапах существования и с тех пор твердо его придерживаются. Они хотели делать тяжелую, но мелодичную музыку с мечтательным настроением. Чтобы в ней сочеталась мрачность и позитив, милое и отвратительное, эмоциональное и холодное. Изначально группа называлась Imagica. Но позже от этого имени пришлось отказаться, так как уже существовала дэт-метал группа с таким же названием. Впрочем, музыканты не расстроились. Позже они не раз отмечали, что имя The Birthday Massacre идеально передает настрой их музыки. Долго его не придумывали — так уже называлась одна их песня.
Другим символом группы стал фиолетовый цвет, который они до сих пор используют в оформлении альбомов и на своих шоу. Музыканты банды продолжали учиться в колледже искусств и на каком-то этапе угорели по теории цвета. Вот как выбор фиолетового описывал Рэйнбоу:
Фиолетовый — это цвет трагикомедии. Мы ассоциируем его с фантазией и меланхолией. Эти темы в значительной степени вдохновляют и нас, отражаются в лирике наших песен. Цвет также передает динамику нашего звука. Ведь мы замешиваем в ней контрастирующие элементы. Фиолетовый при этом — тоже смесь контрастных цветов: красного и синего.
Первых заметных успехов группе пришлось ждать пять лет.
Поначалу банда полагалась исключительно на свой сайт и самостоятельное распространение музыки через интернет. И это действительно помогло The Birthday Massacre собрать небольшую фан-базу и начать выступать на локальном уровне. Первый альбом — Nothing and Nowhere — музыканты выпустили в 2002 году. В 2004 году банда выпустила EP Violet, который через был переиздан в виде полноценного альбома. Этого хватило, чтобы ближе к концу 2004 года привлечь внимание небольшого немецкого лейбла. Благодаря ему группа и переиздала Violet, а также впервые прокатилась с концертами по США.
В 2005 году банда подписалась на не последний лейбл Metropolis Records и дела еще сильнее пошли в гору. Космических продаж их альбомы не показывали, но группа дала множество концертов в Европе и США. В следующем году они и вовсе отправились в свой первый полноценный тур — Broken Minds, снова прокатившись по Штатам и Европе. По пути банда успела захватить Мексику, несколько больших фестивалей и выступила на одной сцене с KMFDM — а это не последнее дело. В общем, с этого момента группа чувствует себя хорошо: не пропадает с радаров, не попадает в скандалы, стабильно выпускает альбомы на «Метрополисе», регулярно турит и неплохо собирает зрителей.
Первым по-настоящему сильным альбомом The Birthday Massacre стал Walking with Strangers, вышедший в 2007 году.
Ранние работы банды по-своему хороши, но на них слишком заметна неопытность музыкантов. Слышно, что ни у кого из The Birthday Massacre не было весомого музыкального бэкграунда. Стиль группы первые передают хорошо: на них есть цепкие, хитовые песни — те же Happy Birthday, Broken, Video Kyd. Однако качество записи хромает, попсовой цепкости все еще недостает, а вокал Чиби не успел раскрыться. На первом альбоме она вообще частенько не поет, а больше с придыханием говорит под музыку. Да и живые выступления того времени наглядно показывают, что музыкантам есть куда расти.
Walking with Strangers — совсем другое дело. Альбом на релизе даже попал в топ-10 «Биллборда» среди молодых исполнителей, еще не пробившихся в основные чарты. Именно эта запись окончательно сформировала The Birthday Massacre — ее спокойно можно использовать в качестве примера всего звука группы. Чиби научилась петь, начала активнее использовать оттенки своего голоса — от школьно-девичьего до глубокого и холодного. Тяжелые риффаки стали разнообразнее и буквально вгрызаются в уши, а клавиши рвут душу. Кроме того музыканты в целом научились лучше работать с музыкальным ландшафтом треков; лучше использовать бэки, соло-гитару — их музыка стала богаче и интереснее. Как минимум две песни с этого диска стали большими хитами, закрепившись среди музыкальных символов того самого «дветыщеседьмого»: Red Stars и Looking Glass.
Найдя свое звучание, в дальнейшем группа не экспериментировала — и просто записывала отличные песни.
Некоторые группы и исполнители постоянно меняются, переизобретая себя на каждом альбоме (я как раз недавно писал про Bring Me the Horizon). Другие же твердо следуют своему стилю, раскрываясь только в его рамках (как те же Pantera). Нельзя сказать, что один вариант лучше другого — это в самом деле просто два разных пути. The Birthday Massacre придерживаются второго. На сегодня группа выпустила уже семь альбомов и все, что выходило после Walking with Strangers заслуживает внимания.
Но пару альбомов все же стоит выделить. Диск 2014 года Superstition — самый синтвейвный альбом группы на сегодня. А пластинка 2017 года Under Your Spell — это самая впечатляющая работа банды в плане вокала, что логично. Да и синтвейвность на нем также повышена, а она The Birthday Massacre очень идет. Кроме того, это самый тяжелый диск группы с 2007 года, не только за счет гитар, но и за счет электроники, которая местами напоминает треки Perturbator.
С нового альбома Diamonds пока доступно два трека. The Sky Will Turn звучит в духе старых работ группы — более спокойная, мечтательная песня с перегруженными, но мягкими гитарами. А вот The Last Goodbye синтвейвную тенденцию продолжает. Да еще и с ярковыраженным танцевальным ритмом. Так что каким будет грядущий альбом Diamonds — больше в готику или в синтвейв, сказать сложно.