Не так давно эксцентричный нойз-рок-дуэт Lightning Bolt выпустил первый за 6 лет новый альбом Fantasy Empire. Это также первый раз, когда группа записывается «традиционным» способом, в студии и с процессом сведения. Результат оказался неожиданным, но невероятно захватывающим. Disgusting Men объясняет, почему.
Музыкальный фестиваль. Сцена пустая. Вместо этого, двое музыкантов – басист и барабанщик – расположились перед сценой на одном уровне с толпой возбужденных и орущих японцев. Басист интеллигентно настраивает бас, а барабанщик поправляет изорванную маску на лице, под которой спрятан громкоговоритель, практически приклеенный ко рту. Спустя пару секунд раненым зверем и на опасной для здоровья громкости начинает завывать бас, барабанные палочки ураганом начинают отстукивать ритм – толпа теряет свое дерьмо и начинает беситься. Вот примерно так выглядит живое выступление Lightning Bolt.
Примерно такая же картина, за вычетом обезумевшей толпы, разворачивается и в студийном помещении. Все свои диски группа записывала живьем в студии, без всяческих звукорежиссерских уловок, дублей, обработок и прочего. Что сыграли, то и получилось. А играют Lightning Bolt феноменально, оригинально и очень, ОЧЕНЬ громко. Каждый раз, когда ты включаешь любой альбом, то не понимаешь, как такой массив разнообразного и мощного звука могут производить всего два парня.
Тут стоит упомянуть, что Lightning Bolt – явление в музыке уникальное. На протяжении 21 (!) года карьеры Брайан Чиппендейл и Брайан Гибсон, располагая только двумя парами рук, двумя инструментами и парой десятков (непременно аналоговых) примочек, умудрились записать всего пять альбомов, и ни один из них нельзя назвать даже «просто хорошим» – все они замечательные, наэлектрелизованные невидимой энегией и искрящиеся от обилия музыкальных идей и приемов.
Fantasy Empire – работа во многом отличная от предыдущих попыток Lightning Bolt. Во-первых, это первый альбом на новом лейбле Thrill Jockey, пришедший на смену Load. Во-вторых, группа впервые за свою историю попыталась поработать в студии «по-нормальному», то есть записывая инструменты дублями и отдельно, используя обработку, фильтры и все такое. До выхода альбома казалось, что это означает «многослойность» звука, его чистоту и вообще более стандартный подход. На практике все не совсе так. Да, звук Lightning Bolt стал чище и доступнее для новичков – но если вспомнить, какими чудовищно мощными и тяжелыми были предыдущие работы, то Fantasy Empire, даже в своем «причесанном» виде, звучит как голодный зверь, вышедший на охоту. Резкий, быстрый, элегантный и завораживающий.
Другая неожиданность – Lightning Bolt значительно упростили, а не усложнили звук: шума и фидбека стало меньше, больше внимания уделяется мелодии и нюансам. Поэтому теперь гипнотический барабанный грув Чиппендейла, подгоняемый кислотным басом Гибсона, слышен ярко и отчетливо. Это действительно самый доступный и дружелюбный альбом по отношению к слушателям.
Сложно как-то рационально объяснить, чем так привлекают песни Lightning Bolt. Они могут гонять одну ноту несколько минут, но будут делать это так, что заслушаешься и потеряешь ход времени. Иногда они обрушивают на тебя звук весом в тонну, а ты сидишь и улыбаешься. Да, тут самое время сказать, что Lightning Bolt, несмотря на всю свою тяжесть и резкость, ни разу не мрачная или агрессивная группа. Наоборот, они делают очень веселую и жизнерадостную музыку, с яркими красками и настроением легкой идиотии вперемешку с психоделическим экстазом. Иногда кажется, что они валяют дурака, но, блин, если бы все умели так валять дурака, этот мир был бы гораздо более интересным местом.
К сожалению, назвать Fantasy Empire идеальным альбомом не получается. Здесь все еще можно удивляться виртуозности и находчивости артистов, трясти башкой в такт и находить все новые и новые вещи спустя десятки прослушиваний. Но нужно признать, что, с композиторской точки зрения, Lightning Bolt совершила несколько обидных промахов, которые иногда портят впечатления от песен. Где-то не хватает кульминации, или наоборот, последовательного нагнетания (Mythmaster, Dream Genie), где-то хочется, чтобы было посочнее и потяжелее (Runaway Train). Несомненно, в дискографии группы есть более продуманные песни, но невероятно высокий уровень качества соблюден и в Fantasy Empire.
Вот за что я люблю Lightning Bolt, так это за последовательное отрицание каких-либо рамок и ограничений. Они уже несколько десятилетий демонстрируют миру одну простую истину: в музыке нет никаких границ, вы можете делать все, что угодно. И для этого не нужен именитый продюсер, дорогая студия с винтажными инструментами, десять человек в группе или оркестр с хором. Если уж два худощавых парня много лет пордяд могут выдавать такой звук и такой материал, то могут и все остальные – по крайней мере те, у кого есть талант и голова на плечах. В противном случае, что они вообще делают в музыкальной индустрии? [8]
Альбом Fantasy Empire поступил в продажу 23 марта и доступен в iTunes.
Что еще послушать у Lightning Bolt
Ride The Skies (2001)
Второй альбом группы, принесший им известность за пределами местных подпольных клубов. Самая веселая и яркая работа в дискографии, которая до сих пор слушается свежо и с огромным интересом. Многие основополагающие моменты в звуке и подходе группы зародились именно здесь.
Hypermagic Mountain (2005)
Четвертый альбом, который считается самым психоделическим и сокрушительным. Звук на «…Mountain» настолько плотный, что я ни разу не смог выдержать полного прослушивания от начала и до конца. Где-то на середине у тебя начинаются видения, и ты теряешь связь с реальностью.
Earthly Delights (2009)
Еще один замечательный альбом Lightning Bolt, который выделяется особенно прогрессивной структурой песен и интересной техникой игры на басу. В целом, это сборная солянка лучших идей группы, не такая монолитная, как прошлые работы, но не менее интересная.