В ночь со 2 на 3 марта по московскому времени в Лос-Анджелесе вручили самые известные кинонаграды мира — позолоченные оскаровские статуэтки. В этом году академики и устроители премии переплюнули даже самих себя: такой скучной и предсказуемой церемонии «Оскара» мы не припомним за последние 10 лет.
Любая церемония вручения каких-либо наград — само по себе невероятно занудное зрелище, которое чаще всего может понравиться только экзальтированным поклонникам кино, переживающим, например, за любимого актера, режиссера или фильм. Поэтому, чтобы все это чинное мероприятие окончательно не превратилось в снотворное, организаторы делают большую ставку на две вещи: ковровую дорожку и ведущих церемонии. И если с первым все хорошо и понятно — алый коридор из фотографов и журналистов по направлению к театру «Долби» и в этот раз был усыпан звездами в дорогих дизайнерских платьях и украшениях, — то к ведущей, по крайней мере, по этой церемонии, есть вопросы.
В этом году со сцены всем действом управляла актриса и телеведущая Эллен Дедженерес, для которой это церемония стала второй в карьере (впервые она стала ведущей «Оскара» в 2007). С одной стороны, Эллен, которая не очень известна за пределами Америки (самая известная роль — голос рыбки Дори из «В поисках Немо»), пыталась весь вечер расшевелить чопорную публику: делала селфи с актерами, заказывала пиццу в зал и даже переодевалась в костюм феи, но в этот раз все получилось слишком натужно и не смешно (впрочем, зал гоготал как заведенный). Вкупе с очень предсказуемыми результатами церемонии, про “Оскар-2014” можно сказать только одно: вручили и забыли.
Больше месяца назад мы представили свой прогноз на исход грядущей церемонии, причем сделали это с одной целью — доказать, что вычислить победителей главной кинопремии мира не так сложно, надо лишь чуточку разбираться в кино и следить за так называемым сезоном наград. Мы угадали пять из шести главных номинаций, но могли попасть и во все шесть, если бы не наша безграничная любовь к Дженнифер Лоуренс. (И еще один момент.)
Кстати, ставка на Лоуренс была обусловлена не только этой метафизикой: каждый год академики позволяли себе небольшой сюрприз в рамках основных номинаций — сразу вспоминаются статуэтки Сандры Баллок за Blind Side или бородатый триумф «Рокки» в 70-ых. Но в этот раз академики оказались не способны даже на эту смелость, поэтому статуэтка ушла к (не менее) прекрасной Люпите Нионго из «12 лет рабства», которую мы тоже упомянули в нашем прогнозе.
Остросоциальный фильм Стива МаКуина победил еще в двух железобетонных номинациях: Джон Ридли получил премию за адаптированный сценарий, а МакКуин и продюсеры картины вышли на сцену в самом финале, чтобы получить главную статуэтку — за лучший фильм года. Как мы уже писали ранее, по другому быть не могло: Киноакадемия просто не могла два года подряд пропустить в главной номинации хорошее кино про рабство и все, что с этим связано (напомним, что в 2013 по этой теме проходили «Линкольн» и «Джанго»). В любом случае, мы поздравляем МакКуина и всю его команду с большой победой.
Но главными триумфаторами церемонии, несмотря на успех «12 лет рабства» в основной номинации, стали Альфонсо Куарон и его «Гравитация». Завораживающая картина про космос предсказуемо победила во всех так называемых «технических» номинациях (в них отметим долгожданный Оскар у великого оператора Любецки), а сам Куарон выиграл в режиссерской номинации. Всего у «Гравитации» семь премий, и это невероятно круто, ведь еще несколько лет назад никто не верил, что арт-блокбастерам есть место в оскаровской тусовке. Сначала это опроверг «Аватар» Кэмерона, а вот теперь и «Гравитация». В следующем году на их месте может быть, например, «Интерстеллар» Кристофера Нолана.
Единственная интрига вечера: получит, наконец, Ди Каприо «Оскар» или нет, разбилась о рубленный подбородок «настоящего детектива» МакКонахи, который получил первую в своей карьере статуэтку. На сцене показалось, что Мэттью, который в последние годы радикально перезапустил свою карьеру, был все еще в образе Расти Коула — с хрипотцой в голосе и почти отстраненным взглядом он поблагодарил всех, поцеловал жену и ушел в гости к прессе. Что касается Ди Каприо, то его карьера начинает потихоньку срисовываться с карьеры его кумира Мартина Скорсезе, который тоже много раз выдвигался на премию, но получил статуэтку много лет спустя за один из самых слабых своих фильмов («Отступники»). Надеемся, что Лео все-таки найдет в себе силы и переборет эту неприятную для него и его поклонников тенденцию.
В остальных актерских номинациях тоже не случилось сюрпризов: фантастическая Кейт Бланшетт взяла заслуженную статуэтку за «Жасмин», а Джаред Лето — за «Даллаский клуб покупателей». Фронтмен группы 30 Seconds to Mars со сцены признался, что ему неловко получать премию, когда на Украине и Венесуэле происходят разные плохие вещи. Бланшетт же ничего не говорил про политику, зато поблагодарила, кажется, всех людей на свете — в своей речи актриса упомянула более 50 людей, которые помогли ей победить.
Небольшим разочарованием стала анимационная номинация, где снова победил Дисней с «Холодным сердцем» — очень хорошим мультфильмом, который, впрочем, по нашему мнению ничем не лучше последней картины великого Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает». Прощальному фильму мэтра академики не решили выдать прощального «Оскара», а жаль, потому что это было бы невероятно красиво и правильно.
Из других новостей: кумир плохо одетых тинейджеров Спайк Джонз выиграл «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, Паоло Соррентино с «Великой красотой» — за лучший фильм на иностранном языке, а жену База Лурманна Кэтрин Мартин назвали лучшей костюмершей (за «Великого Гэтсби»).
Так закончился «Оскар-2014», и мы надеемся, что в будущем году премия станет намного интереснее. Второй академичной церемонии подряд мы точно не переживем.
Полный список победителей церемонии «Оскар-2014»:
Лучший фильм — «12 лет рабства»;
Лучший актер — Мэттью МакКонахи («Далласский клуб покупателей»);
Лучшая актриса — Кейт Бланшетт («Жасмин»);
Лучший актер второго плана — Джаред Лето («Далласский клуб покупателей»);
Лучшая актриса второго плана — Лупита Нионго («12 лет рабства»);
Лучший режиссер — Альфонсо Куарон («Гравитация»);
Лучший оригинальный сценарий — Спайк Джонс («Она»);
Лучший адаптированный сценарий — Джон Ридли («12 лет рабства»);
Лучший фильм на иностранном языке — Италия — «Великая красота», режиссер Паоло Соррентино;
Лучший анимационный фильм — «Холодное сердце»;
Лучший документальный фильм — «В двадцати футах от того, чтобы стать звездой»;
Лучшие визуальные эффект — «Гравитация»;
Лучшая операторская работа — Эммануэль Любецки — «Гравитация»;
Лучший грим и прически — «Далласский клуб покупателей»;
Лучшая музыка — Стивен Прайс — «Гравитация»;
Лучший дизайн костюмов — «Великий Гэтсби»;
Лучший художник-постановщик — «Великий Гэтсби»;
Лучший звук — «Гравитация»;
Лучший монтаж звука — «Гравитация»;
Лучший монтаж — «Гравитация»;
Лучший короткометражный фильм — «Гелий» — Андерс Уолтер и Ким Магнуссон;
Лучший короткометражный документальный фильм — «Леди в номере 6» — Малькольм Кларк;
Лучший короткометражный анимационный фильм — «Господин Иллюминатор» — Лорен Уитц и Александр Эспигарес;
Лучшая песня — Let it Go — «Холодное сердце»;
Очередная оскаровская гонка подошла к концу, но это не значит, что мы забудем про кино. Если у вас есть предложения или темы для раздела (кроме очевидных рецензий на новинки, например), то предлагайте их в комментариях. Так победим.