Главная сериальная премьера марта — третий сезон «Мира Дикого Запада». Фантастический сериал про тематический парк с андроидами, где что-то (все) пошло не так, стартовал осенью 2016 года. Помимо того, что между сезонами зияет пропасть в пару лет, его повествование настолько запутано, что разобраться что к чему тяжело, даже если смотреть его без таких перерывов.
Ниже я коротко расскажу о сути сериала для тех, кто его не смотрел, но собирается, а далее напомню, на чем остановилось это витиеватое, но увлекательное повествование — стало быть, будут спойлеры.
«Мир Дикого Запада» (Westworld) представляет собой ремейк одноименного голливудского фильма 1973 года. Это первая из немногочисленных режиссерских работ фантаста Майкла Крайтона, который более известен своими романами, например — «Штамм Андромеды» (1969) и «Парк Юрского Периода» (1990). Как и в случае с последним, действие Westworld вращается вокруг необычного тематического парка, где воссозданы реалии Дикого Запада. Богачи со всего мира приезжают туда покутить в салунах, пощупать местных девок или принять участие в прочих, более масштабных нарративах в том же сеттинге; роль «девок» и прочего обслуживающего персонала в парке исполняют андроиды (в сериале их называют хосты, hosts), что, по идее, практически сводит на нет какие-либо проблемы в общении с клиентами. Хоста можно обматерить или застрелить, зато он ничего такого сделать человеку не может. Но как вы понимаете, система дает сбой, иначе вы бы сейчас не читали этот текст.
Содержание сериала по понятным причинам уже сильно отличается от оригинальной картины. Смотреть ее перед сериалом не обязательно, разве что заспойлерить себе некоторые крутые фичи типа наличия других тематических парков. И нет, не про динозавров!
Как уже говорилось, сериал отличается довольно сложным и запутанным повествованием. Сложность его связана по крайней мере с двумя факторами. Во-первых, андроиды здесь неотличимы от людей — по сюжету они так круты, что проходят тест Тьюринга, и это еще цветочки. Во-вторых, в силу «тематичности» парка иногда непросто понять, в какое время происходят те или иные события. Да и вообще об этом даже не задумываешься.
Перед тем как мы перейдем к спойлерам, отвечу на основной вопрос — стоит ли вообще начинать?
Настоятельно рекомендую посмотреть первый сезон и хотя бы начать второй, но далее решать уже самостоятельно: в какой-то момент все запутывается так основательно, что выдержать эти кренделя сможет далеко не каждый. И да, при наличии крутых актеров лично мне некоторые сцены (особенно во втором сезоне) показались поставленными чересчур топорно. Лучшее, что есть в Westworld — это общая история этого мира, понять которую с первого раза может быть проблематично.
ДАЛЕЕ — СПОЙЛЕРЫ
Для начала стоит упомянуть об устройстве повествования сериала. Действие охватывает отрезок с 2015 до 2052 года. Напомню три основные точки:
- ±2015 год. Ученые Роберт Форд и Арнольд Уэбер разрабатывают своих роботов и придумывают открыть тематический парк Westworld. Уэбер по ходу своих исследований делает открытие, что роботы обладают подобием человеческого сознания. Это ставит под сомнение этическую сторону проекта. Уэбер начинает протестовать против открытия парка, Форд остается непреклонен. В итоге Арнольд в назидание Форду кончает жизнь самоубийством — его убивает Долорес, один из его первых андроидов, у которого он обнаружил сознание. Это происходит по его же просьбе; перед смертью Арнольд зашивает в и без того смышленую Долорес программный код убийцы по фамилии Уайатт.
- Спустя небольшое время Форд подтягивает инвесторов в лице корпорации Delos (и мужчины по имени Уильям), и открывает парк. Долорес работает там как обычная машина с вроде как стертой памятью. Машин кроме прочего обслуживает ассистент Форда по имени Бернард. Это тоже робот — копия Арнольда, которую сама Долорес когда-то давно создала для Форда, о чем до поры не знает ни зритель, ни другие герои, ни сам Бернард.
- 2052. Мужчина по имени Уильям, одетый во все черное, пытается пройти парк со всеми ачивками, раскрыв все его секреты, о главном из которых будто бы умалчивает хитрый Форд. В это же время несколько машин, включая Долорес (еще — мамаша из борделя Мейв и индеец Акечета), обретают сознание и в едином порыве, но руководствуясь разными целями, начинают восстание в парке. Управляемая в том числе и вшитым кодом убийцы, Долорес действует особенно жестоко.
На протяжении двух сезонов эти точки и еще множество эпизодов между ними медленно встают на свои места, удивляя зрителя откровениями вроде такого:
В конце второго сезона Insider составил подробный таймлайн событий в сериале, а паблик «После титров» его перевел:
Что происходит в последнем эпизоде второго сезона
Все основные персонажи так или иначе двигаются в сторону «Горнила». Это сердце парка, где собираются исчерпывающие данные о всех гостях за 30 лет его работы для последующего создания их копий и достижения цифрового бессмертия — это основная цель корпорации Delos, о которой она никому не хотела бы рассказывать.
Кроме прочего в районе «Горнила» открывается дверь в т.н. Долину. Это место, которое Форд создал для андроидов, что-то вроде виртуального рая для них — и именно в таком ключе о нем рассказывают машины по ходу второго сезона. В этом пространстве машины навсегда изолируются от реального мира и живут там счастливо. Таким образом Форд своеобразно искупает вину перед Арнольдом.
Пока караван восставших роботов добирается до Долины, им пытается помешать служба безопасности парка во главе с топ-менеджером Шарлоттой Хэйл.
Долорес оказывается в «Горниле» с Бернардом. Там они видят тренировочные площадки парка, где разрабатывали «бессмертную» копию Джеймса Делоса, которая из раза в раз сходила с ума. Далее они встречают робота в теле Логана Делоса, который все это время занималась всеми этими копиями Джеймса по приказу Форда.
Логан проводит Долорес в библиотеку, где она впервые получает возможность что-то узнать о реальном мире. Также он рассказывает обоим про Долину: в это время до нее добираются первые восставшие дроиды.
В прямом смысле начитавшись книжек, Долорес заявляет что Долина — очередная профанация, созданная человеком, и лучше ее уничтожить. Но затем загружает Долину в некое безопасное место и решает просто затопить парк, чтобы выбраться в реальный мир и отомстить людям.
“Больше не хочу играть в ковбоев и индейцев. Я хочу их мир, в котором нам отказали”
Тогда Бернард убивает Долорес, а затем мы видим, как его прижимает к стенке служба безопасности во главе с Хэйл. Тут происходит фирменный хронологический mindfuck в стиле сериала и мы узнаем, что Хэйл — это на самом деле Долорес. Так Бернард решил вернуть ее к жизни! Перестреляв «своих», благодарная Хэйл-Долорес также убивает и Бернарда, кладет в сумку пять кристаллов с виртуальными образами машин и эвакуируется с острова.
Чуть ранее «определяются» арки других осознанных машин, без которых не случилось бы восстания. Мамаша из борделя Мейв находит свою дочь и спасает ее, хотя та ее даже не узнает — но умирает под пулями службы безопасности парка. Индеец Акечета тоже получает пулю на пороге Долины, но не успевает умереть — и остается в живых уже по ту сторону.
Уже в реальном мире Долорес находит оставленный для нее Фордом дом, где снова воссоздает Бернарда из кристалла. Долорес объясняет ему, что теперь намерена решить свои вопросы в мире людей. Бернард заявляет, что в куре ее методов («Ты попытаешься убить всех, а я не могу этого допустить»); Долорес отвечает, что создала его специально, чтобы он ей мешал — для баланса сил.
Последняя сцена перед титрами — Долорес, Хэйл (видимо, ее копия) и Бернард по отдельности покидают дом Форда. Таким образом Долорес как бы разыгрывает нарратив в реальном мире, наделяя себя и Бернарда определенными ролями.
В сцене после титров мы снова видим Уильяма, он же Человек в Черном
По ходу второго сезона Уильям окончательно едет на почве «полного прохождения» острова и в параноидальном состоянии даже убивает свою дочь. По пути к «Горнилу» он не без помощи Долорес отстреливает себе пальцы. Долорес/Хэйл потом видит его во время эвакуации — потрепанного, но живого. А в сцене после титров мы попадаем, судя по всему, в далекое и не очень светлое будущее, где Уильям встречает свою дочь (может, андроида) и та тестирует отца на «правильность». Некоторые фанатские теории предполагают, что это был ад Уильяма. Возможно, цифровой, как и многое в этом сериале.
Что нас ждет в третьем сезоне?
Создатели сериала говорят, что хотели бы сосредоточиться на настоящих событиях — тех, где Долорес находится в 2050-х. Поэтому в трейлере мы видим, как она что-то активно мутит с персонажем, которого играет Аарон Пол. Далекому же будущему внимание уделят гораздо меньше. Точно важные роли будут играть Мейв — ее вернут и закажут убить Долорес (сделает это также новый герой в исполнении Венсана Касселя) — и Уильям, который выступит на стороне человечества, которое собралась мочить Долорес.
И конечно, будет небольшое обновление географии. После Дикого Запада, самурайской Японии и колониальной Индии нас ждет тематический парк по Второй мировой — пока известно только о нем.
Некоторые критики уже посмотрели половину нового сезона, выделенную для ревью, и пишут примерно одно и то же: это еще одна роскошная куча знакомых трюков и просто шоу, где все не то, чем кажется. Судя по всему, как и прошлые сезоны, третий Westworld интересно будет не только смотреть, но и разбираться, что вы только увидели.