В Таиланде есть такая инициатива: бойцы муай-тай, попавшие за решетку, могут завоевать себе свободу, если выиграют несколько боев и смогут победить иностранцев. Страна получает почет и славу, чемпионы-заключенные — помилование от самого короля, даже если совершили особо тяжкие преступления. Для нас это выглядит странно, для тайцев — резонно, и традиция уходит в глубь веков. Муай-тай для них — не просто спорт, это почти религия.
Най Кханом Том — тайский герой, чей подвиг стал прообразом тюремных боев
Для того, чтобы пролить свет на столь странную традицию, нужно вернуться в XVIII век, когда Таиланд еще звался Сиамом. В 1774 (по некоторым данным в 1764) году король Бирмы по имени Мангра напал на Сиам и захватил столицу, город Аюттхая. Согласно легенде, король, наблюдая за сражением, заметил поистине великого бойца, который раскидывал его воинов направо и налево. Он спросил советника о столь достойном противнике. Советник ответил, что это знаменитейший тайский воин Най Кханом Том, которого некоторые считают бессмертным богом — настолько он силен и смертоносен.
Мангра пожелал, чтобы Най был захвачен живым. Двести бойцов отправились выполнять задание и вскоре пленили-таки героя, принеся его королю, привязанным к длинному шесту за руки и ноги. Мангра удивился таким излишествам, но те объяснили, что противник даже со связанными руками умудрился убить двоих воинов коленями, и именно поэтому оказался привязан к шесту.
Король предложил пленнику свободу, если тот победит его лучшего бойца на ринге во время праздника. Най Кханом Том согласился. Как утверждает исследователь Олег Евтихов в книге «Большая книга восточной мудрости», перед боем Най начал танцевать на ринге вай кру рам муай — традиционный боевой танец, чем поразил зрителей, подумавших, что он колдун. Еще больше они в этом уверились, когда противник Ная был с легкостью побежден.
По легенде бирманцы посчитали, что этим танцем он загипнотизировал своего соперника, поэтому ему пришлось вырубить еще девять бойцов, чтобы доказать, что дело не в магии, а в великом умении. После этого восхищенный Мангра отпустил его на свободу и даже предложил на выбор мешок монет или одну из десяти лучших бирманских красавиц в качестве награды. На это Най Кханом Том ответил: «Благодарю тебя. Я выберу девушку. Дома на это нет времени».
Так герой вернулся в Сиам, где обучил всю страну своему искусству, которое теперь называется муай-тай (и про которое мы, к слову, уже рассказывали).
Амнат Руенроенг — заключенный, ставший участником Олимпиады
Как было сказано выше, сама традиция была заложена в Таиланде еще в XVIII веке. Но современная тенденция выпускать узников за особые спортивные заслуги началась лишь в 1980-х. Сорок лет назад правительство Таиланда создало программу «Спорт за решеткой», где помимо футбола, классического бокса и тяжелой атлетики заключенные упражнялись в муай-тай.
Как пишет Мэтью Шаер в статье «Кровавый спорт в тюрьме Бангкока: как самая печально известная тюрьма Таиланда превратилась в бойцовский клуб», в 2007 году заключенный-наркоторговец по имени Сирипорн Тависук победил японского боксера в бою за титул Всемирного боксерского совета. Поединок состоялся в одной из самых знаменитых тайских тюрем, Клонг Прем. Вскоре таец получил королевское помилование, так как принес стране международную славу.
В этом же году, выиграв национальный чемпионат по боксу, из тюрьмы вышел Амнат Руенроенг, боец, осужденный на пятнадцать лет за разбой. Уже в 2008 году он попал в Олимпийскую сборную, представляющую Таиланд на играх в Пекине. Сам Амнат говорил об этом: «Я не могу поверить, что я в олимпийской сборной. Я все еще должен быть в тюрьме».
А в 2012 год появилась организация «Prison Fight», и тюремные бои были поставлены на поток.
«Prison Fight»: как выглядят современные тюремные бои в Таиланде
В 2012 году идею тюремных боев взял в оборот Кирилл Сокур, эстонский эмигрант и промоутер боев, который предложил правительству Таиланда сделать бои за свободу регулярной практикой. Он доказал, что это будет полезно всем: и заключенным, и правительству, и стране в целом.
Надо сказать, что подобное отношение к спорту и боям в тюрьмах Таиланда имеет не только легендарные и мистические, но и совершенно прагматические корни. Как пишет журналист Джеймс Гойдер в статье «Жизнь за решеткой в печально известной бангкокской тюрьме Клонг Прем», заключенные в тайских тюрьмах живут вчетвером-впятером в камерах 1,5 х 3,5 метра, при этом у них нет ни стульев, ни кроватей, а спят они на ковриках, в тесноте ощущая дыхание соседей на своих шеях.
Журналист Эми Савитта Лефевр в статье «Внутри таиландской тюрьмы Клонг Прем» приводит слова охранника, демонстрирующие, насколько тесно в камерах: «Некоторые мужчины, особенно иностранные заключенные, довольно крупные, так что им приходится туго».
Чтобы не случилось бойни, когда стесненные отвратительными условиями зеки поднимут мятеж или начнут безобразную драку, тюремное начальство идет на ухищрения. Оно использует тюремных трансгендеров, чтобы снизить сексуальное напряжение: по обоюдному согласию заключенный и «ледибой» женятся и живут вместе в одной камере.
Но самое главное: начальство поощряет занятия боевыми искусствами. Во-первых, если между заключенными возникла ссора, им выдают перчатки и отправляют решать ее на ринг. Во-вторых, только заключенные, ведущие себя образцово, могут получить шанс биться в «Prison Fight» и завоевать свободу. Поэтому многие мастера тайского бокса, которые в иных условиях были бы заправилами тюремных беспорядков, ведут себя как шелковые.
Эммануэль Бальдо в статье «Prison Fight: тюремный турнир по тайскому боксу, в котором победитель получает свободу», приводит данные, согласно которым с появлением этих боев «внутренние проблемы, такие как употребление наркотиков и агрессивное поведение, заметно уменьшились».
Так что же из себя представляют бои «Prison Fight»? Все довольно просто. Заключенные, занимавшиеся муай-тай до посадки, сразу переселяются в отдельное крыло тюрьмы. Там они тренируются, и, если ведут себя хорошо — получают шанс сразится на тюремном ринге с иностранцами, предоставляемыми организацией Сокура.
Победив в пяти поединках, заключенный получает за каждый выигрыш немного денег и право биться в самом важном для себя бое с еще одним иностранцем. Победив в нем, он через некоторое время получает королевское помилование.
Так вышли на свободу многие заключенные. Например, Тхаб Хонг Мо, зарезавший мужчину в драке во время крышевания притонов в Бангкоке, победил в поединке американца Марка Сэйера и вскоре состоялся пересмотр его дела. Так же завоевал свободу двукратный чемпион по боксу по имени О Сингванча. Чаленпол Савангсук вышел из тюрьмы, победив британского боксера Аррана Бертона.
Иностранные бойцы, приглашенные Сокуром, чаще всего воспринимают тюремные бои не только как способ заработать денег, но и как возможность испытать себя, получить необычный опыт, адреналин и славу необычного бойца.
Джереми Лоуренс в статье «Готов к драке» приводит слова французского боксера Алексиса Барато: «Если вы иностранец со страстью к муай-тай, есть что-то довольно привлекательное в поединке с местными боксерами в тюрьме. Можно сказать, что это высшая проверка мужественности: войти в логово льва и попытаться превзойти этих парней в том, чем они дорожили с юности».
Раскрутка и приход популярности
Сокур изначально хотел зарабатывать на тюремных боях, продавая DVD с ними, но какое-то время дело шло ни шатко ни валко. Первый бой не был замечен прессой и общественностью. Тогда следующий поединок был устроен в столичной тюрьме Клонг Прем с участием нескольких съемочных групп, панк-рок группы и одной тайской светской львицы. И дело пошло.
В 2013 году было опубликовано короткое тематическое видео на YouTube, ставшее популярным, в 2016 году «Prison Fight» стала темой короткометражного фильма с одноименным названием, а в 2017 году на Showtime вышел большой документальный фильм «Тюремные бойцы: за пять раундов до свободы», в котором поднимались серьезнейшие этические вопросы. Например, как будут чувствовать себя родители жертвы, если убийца сможет, победив в поединке, выйти на свободу?
Майкл Каплан в статье «Внутри тюрьмы, где убийцы могут бороться за освобождение» приводит ситуацию, когда во время съемок фильма «Тюремные бойцы: за пять раундов до свободы» отцу жертвы сообщили, что убийца будет участвовать в тюремных боях и может получить помилование. Поединок пришлось переносить в безопасное место, потому что власти опасались, что отец жертвы может напасть на убийцу во время матча. Тем не менее, Ной Хаопан, зарезавший школьника, победил в бою и вышел на свободу. Теперь он работает со своими родителями в принадлежащем им маленьком киоске с жареными цыплятами.
На все возражения и моральные упреки власти отвечают: «Тайский бокс в Таиланде — это религия, а заключенные продолжают оставаться людьми и заслуживают шанса».