В кино выходит очередной блокбастер от студии Marvel. На сей раз — по мотивам полузабытого, придуманного в 1969 году комикса «Стражи Галактики». По нашему мнению, Джеймсу Ганну удалось снять предельно несовременный фильм, больше похожий на идиотские, несовершенные, но очень обаятельные блокбастеры последних десятилетий 20-ого века.
Во время путешествий по галактике наемник по кличке Звездный Лорд находит древнюю сферу неземной силы, c помощью которой можно за мгновения уничтожать целые планеты. При попытке сбыть артефакт в одном из космических ломбардов на Лорда по очереди нападают зеленая женщина Гамора, говорящий енот и ходячее дерево. Чуть позже герои попадают в тюрьму, и к ним прибивается татуированный качок, желающий отомстить за смерть своей семьи. После нескольких перестрелок и гениального побега из казематов, история про контрабанду ценного артефакта плавно превращается в масштабное приключение пятерки идиотов по галактике, которую в определенный момент им же предстоит спасти.
Если бы речь шла о любом классическом марвеловском блокбастере, к которым все привыкли в последние годы, то в этом месте в рецензии мы рассказали бы о том, какие мутации претерпел жанр кинокомиксов в XXI веке. Начали бы, разумеется, с Бертона и его готических пересказов жития Бэтмена, а завершили амбивалентностью картин Джосса Уидона или претенциозностью и психологизмом фильмов Кристофера Нолана. В финале добавили бы, что жанр в последнее время разросся до таких размеров, что в нем предсказуемо образовалось множество ниш, в которых творят самые разные режиссеры и студии.
Далее вскользь упомянули бы автора картины Джеймса Ганна. Рассказали о том, что до недавнего времени он вообще-то считался трешевым режиссером, когда-то приложившим руку к классике низшего жанра — «Тромео и Джульетте» от студии «Трома». Много лет спустя он снял талантливый антикомикс «Супер», который российские зрители до сих пор путают с «Пипцом» (оба фильма вышли в России близко друг к другу и были похожи по стилистике), но именно «Стражи Галактики» можно считать большим прорывом в карьере американца. Ганн впервые получил гигантский бюджет и невероятный актерский состав, в котором на вторых ролях заняты Гленн Клоуз, Бенисио Дель Торо, Джон Си Райли, Джимон Хунсу и другие замечательные артисты.
Затем мы бы плавно подвели рассказ к самой картине и уточнили, что «Стражи Галактики» — это вообще-то очень нетипичный фильм для студии Marvel. Если остальные картины про cуперлюдей скорее являлись жизнеописаниями рок-звезд или небожителей, то «Стражи» — скорее ода неудачникам. Обязательно упомянули бы и «Звездные войны», и другие космические вестерны, на которые лента пытается равняться. В финале, конечно, поведали бы, что «Стражи» — это картина в том числе и о настоящей дружбе, которой не страшны ни светящиеся разрушительные энергетические камни, ни мохнатые мужики с имперскими комплексами, ни сам черт галактический. И, наверное, в самом заключении что-то пробубнили бы про то, стоит ли тратить на это время, деньги и бежать в кинотеатр.
Но поверьте, в случае со «Стражами Галактики» все перечисленное, в общем, не так важно. Любая попытка объяснить, о чем фильм Джеймса Ганна, заведомо обречена на провал. Его «Стражи Галактики» сняты так, будто за последние десятилетия супергеройское кино вовсе не изменилось. Американец словно отмотал время на 25–30 лет назад и поставил «Стражей», как было популярно тогда — с предельно одномерным сценарием и инфантильными персонажами, бессвязной, путаной историей, но невероятным задором, который в последнее время куда-то улетучился из больших высокобюджетных картин. В итоге «Стражи Галактики» — это даже не фильм, а большой многомиллионный анекдот, рассказанный с таким упоением и хулиганством, что невозможно не досмотреть до конца.
Ганн идиотничает, как умеет, на протяжении всего фильма: герои кривляются под поп-хиты 80-ых, пародируют Кевина Бейкона из Footloose, постоянно встревают в дурацкие ситуации и шутят невпопад. Даже название — «Стражи Галактики» — это тоже, в общем, большая шутка, ведь до определенного момента герои ни о каком спасении мира не помышляют. Таким образом, «Стражи Галактики» противопоказан всем, кто относится к подобным картинам слишком серьезно. Занудные «синефилы» уничтожат фильм за секунду и с ужасом убегут из кинотеатра. В отличие от «Мстителей» или «Темного рыцаря», которые представляли собой сложные культурологические высказывания, картина Ганна, как и ее герои, не пытается казаться больше, чем есть на самом деле. Это действительно первое в мире супергеройское кино 21-ого века, в котором нет ни намека на второе дно, потаенные смыслы и прочие заумности. Но именно такая честность и простота в исполнении современного многомиллионного блокбастера обезоруживает.
Лучше всего ощущение от «Стражей Галактики» передает сцена из кинофильма Тима Бертона «Эд Вуд». В ней герой Джонни Деппа — собственно, кинорежиссер Эд Вуд — на замечание одного из помощников во время съемок о том, что у них сломана часть декораций, беззаботно отвечает: «Да насрать, этого все равно никто во время просмотра не заметит!». По большому счету, эта фраза более-менее описывает творческий почерк Ганна и в целом «Стражей галактики». Но, черт возьми, черт возьми, черт возьми, ругаться совсем не хочется: потому что не влюбиться в енота, матерящегося под песни Blue Swede и Дэвида Боуи, доброе дерево и их очаровательно идиотских друзей, кажется, просто невозможно. [8]
«Стражи Галактики» в российском прокате с 31 июля.
Но перед тем, как побежать в кинотеатр, прочитайте наш гид по вселенной.