Самым древним из всех протезов ученые называют палец из дерева и кожи, найденный на ноге египетской мумии. По оценкам специалистов, ему чуть менее трех тысяч лет. На протяжении столетий протезирование почти не развивалось, и монолитные деревянные или металлические конечности считались вершиной в ремесле. История комплексных протезов с подвижными частями началась только в XVI веке, что стало заслугой французского военного хирурга Амбруаза Паре. Его чертежи задали направление для последующих экспериментов.
Благодаря интенсивному развитию бионики — науки о разработке технических устройств по образу и подобию органических аналогов — прорывы в технологиях протезирования случаются едва ли не каждый год. Одним из новейших достижений в этой области считают миоэлектрический протез. Распознавая импульсы в мышцах, устройство позволяет носителю выполнять недоступные ранее задачи от подъема гантелей до игры на музыкальных инструментах.
Из-за высокой стоимости современный бионический протез по карману лишь хорошо обеспеченному человеку. Но 3D-технологии сканирования и печати удешевляют производство и делают последние разработки инженеров доступнее. Рынок искусственных конечностей продолжает расти. В последнее время в интернете вообще стало сложно не замечать маркетинговые кампании производителей протезов.
Продвигая свою продукцию в массы, стартапы присоединяются к волонтерским организациям, преследуя общую цель — приучить людей восхищаться при виде протезов, а не сочувствовать их носителям. Так, компания Open Bionics при поддержке Disney собирается выпускать для детей устройства, стилизованные под руки диснеевских героев. Некоммерческая организация Limbitless Solutions уже подарила одному такому ребенку-инвалиду «руку Железного человека», которую презентовал сам Роберт Дауни мл. А недавно стало известно, что издатель игр Konami помогает в создании протеза, похожего на искусственную руку главного героя Metal Gear Solid 5, для потерявшего конечность парня. Облик руки доверили дизайнеру Софи де Оливейре Барате, учредительнице проекта The Alternative Limb Project, известного высокохудожественным оформлением протезов.
The Alternative Limb Project — не единственный проект, сосредоточенный на производстве фешенебельных протезов. Другой яркий пример — дизайн-студия Alleles, завоевавшая популярность в сети благодаря мотивирующим фотографиям своих клиентов. Команда проекта разрабатывает стильный дизайн для искусственных ног, который еще и помогает владельцам самовыражаться.
Звезды с искусственными конечностями — чем не трендсеттеры новой эпохи? Высекая у всех на виду возможности из ограничений, они подают прекрасный пример людям, которые поставили на себе крест. Инвалиды, достигшие успеха за счет талантов, амбиций и новых технологий, готовят общество к приходу сотен, тысяч таких же, как они.
39-летняя американка Эйми Маллинз — живой символ успеха для людей с ограниченными возможностями. Родившись без малоберцовых костей, она пережила ампутацию обеих ног ниже колен. Несмотря на лишения, с помощью примитивных по современным меркам протезов девочка научилась вести активную жизнь. Она плавала, играла в футбол и каталась на лыжах вместе с другими детьми. А позже занялась спортом профессионально.
Именно в качестве атлетки Маллинз начала свой путь к признанию. Ей удалось стать первым инвалидом, принятым в Национальную ассоциацию студенческого спорта США, где Эйми состязалась со здоровыми спортсменами. Она вошла в историю как «первый человек с ногами гепарда» — протезами из углепластика, дизайн которых вдохновлен строением лап этого спринтера от дикой природы. С их помощью Маллинз поставила несколько рекордов в беге и прыжках в длину. Позже эта технология стала мировым стандартом в протезировании для атлетов.
Попав под прицел профильных СМИ, необычная спортсменка привлекла внимание одиозного британского модельера Александра Маккуина. В итоге он привел ее в модельный бизнес. Со временем Эйми обзавелась коллекцией протезов от разных производителей, которые помогли ей создать экстравагантный имидж. Помимо высокотехнологичных и обыкновенных с виду искусственных ног, туда вошли, например, фешенебельные конечности из прозрачного полиуретана и протезы с почвой и живыми растениями внутри.
Образ Маллинз покорил подиум и стал украшать страницы самых известных глянцевых изданий. Материалы о ней публикуют Vogue, ID, Glamour, Elle, Rolling Stone и многие другие СМИ о моде и не только. В 1999 году журнал People включил модель в список «50 самых красивых людей мира», а в 2011 году производитель косметики L’Oreal Paris назвал Эйми своим официальным представителем. Кроме того, Маллинз не раз появлялась на телевидении и в большом кино. К примеру, она сыграла в фильме «Башни-близнецы» Оливера Стоуна и сериале «Череп и кости» с Джоном Малковичем.
Другая история о триумфальном преображении духа и тела произошла с британкой советского происхождения Викторией Москаловой, известной под псевдонимом Виктория Модеста. Она родилась в латвийском городе Даугавпилсе, где из-за полученной при рождении травмы стала заложницей больничных палат. Девочка перенесла 15 операций, которые так и не дали желанного результата — нога осталась недееспособной.
Когда Москаловой исполнилось 12 лет, она вместе с семьей переехала в Лондон, что кардинально изменило ее жизнь. Под влиянием работ художника-экспериментатора Мэтью Барни (бывший муж певицы Бьорк) и того же Маккуина, которые в свое время работали с Маллинз, Виктория пошла на радикальный шаг: добровольная ампутация и протезирование.
Сейчас девушке 28 лет. Она — набирающая популярность поп-певица, диджей, фотомодель и активистка футуристического движения. Виктория сотрудничает с крупным модельным агентством IMG Models и британским телеканалом Channel 4. На деньги последнего был создан нашумевший клип Prototype, снятый режиссером Саамом Фарагмандом.
В арсенале Виктории несколько эпатажных протезов, изготовленных в рамках проекта The Alternative Limb Project, которые дополняют ее сценические амплуа. Среди них: брутальная «нога-шип» из жесткого пеноматериала и гламурная «стереонога» из силикона и литьевой смолы, украшенная стразами и встроенными динамиками.
Лишенная от рождения правого предплечья американка Ребека Марин называет себя «бионической моделью». Миоэлектрическая искусственная рука i-limb quantum от компании Touch Bionics помогла девушке реанимировать полумертвую детскую мечту. Хотя Ребека признает, что ломать закостенелые стереотипы очень сложно, она уже многого достигла в этом плане. Портфолио 28-летней Марин может похвастать съемками для крупных брендов вроде Mercedes и Nordstrom. А в начале осени модель участвовала в престижном показе для недели моды в Нью-Йорке.
Начинающая актриса Энджел Гиуффриа из США — еще одна девушка, рожденная без руки, которая ведет борьбу со стандартами шоу-бизнеса. Ее текущим союзником в этом деле выступает новейший миоэлектрический протез Bebionic, созданный компанией Steeper. До него за 26 лет жизни Энджел перепробовала массу менее продвинутых устройств. По словам актрисы, с новой искусственной рукой она стала смотреть на профессиональное будущее с большей долей оптимизма. Судя по профилю Гиуффрии на IMDB, пока на ее счету несколько ролей в малоизвестных фильмах и первом эпизоде «Голодных игр». В 2016 году у Энджел выйдет еще два фильма.
В прошлом году мир узнал историю американского киборга-барабанщика Джейсона Барнса. Удар тока отнял у парня кисть, а вместе с ней — и возможность играть на барабанах в рок-группе. К счастью, депрессия Джейсона длилась недолго. Сначала он сам соорудил для себя простейший протез, а затем профессор Гил Уэйнберг из Технологического института Джорджии сконструировал для Барнса более совершенное устройство. Новая рука барабанщика позволяет использовать две палочки одновременно, одной из которых управляют мышечные сокращения, другой — компьютерная программа. Теперь Джейсон ездит по миру, выбивая недоступные для других музыкантов ритмы.
На перечисленных людях список публичных персон с протезами не завершается. В мире найдется еще много примеров проникновения искусственных конечностей в культурный мейнстрим. Прогресс в бионике и робототехнике, закрепляя тенденцию, обязательно продолжит заявлять о себе со съемочных площадок, подиумов и сцен. И хотя потеря конечности все еще остается одним из главных страхов человека, как любое необратимое драматическое событие, есть вероятность, что в обозримом будущем замена рук и ног станет привычной процедурой вроде протезирования зубов.