Редакция Disgusting Men в очередной раз пускается во все тяжкие и слушает все альбомы подряд, выбирая для вас самое лучшее. Или не лучшее, но о чем все равно нужно знать.
Shellac – Dude Incredible
Shellac – это Стив Альбини. Но Стив Альбини – это в первую очередь известный продюсер и звукоинженер, который записывал гигантов уровня The Pixies, Nirvana, Helmet, The Jesus Lizard, High on Fire, и вокалист-гитарист во вторую. И хотя всемирную известность и почет ему принесла как раз звукорежиссерская работа, его коллективы Big Black и Shellac неплохо всколыхнули подпольную рок-сцену в 80-х и 90-х. Вот уже 24 года группа создает термоядерный сплав из пост-хардкора и мат-рока, соревнуется в техническом мастерстве и энергетике с невидимым преследователем. И Dude Incredible, первый альбом за последние семь лет, застает их в совершенной музыкальной форме.
Главное, что нужно знать о Dude Incredible – это очень странный, абсурдный и резкий альбом. Он угловат и намеренно нелогичен, как хаотичная застройка мегаполиса. И как на улицах большого города вы можете найти пьяниц, сумасшедших или подозрительных типов, так и в этом альбоме есть место безумию, всплескам неожиданной агрессии и странным выходкам. Абсурдный юмор, вроде двухминутной You Came In Me или All the Surveyors про отцов основателей, где Альбини изображает карканье вороны, тоже не забыт. Но Shellac не про героиновое безумие и хаос ради хаоса, как Oxbow, – отнюдь, техническая подкованность этого трио заставит слушателя не раз удивленно вскинуть бровь и отмотать на пару секунд назад, чтобы осмыслить только что услышанное. Откинув длинные композиции и напыщенное экспериментаторство, группа звучит как никогда слаженно, плотно и, как говорится, на острие. Постоянно обрывающийся рифф Compliant, нагнетающая Riding Bikes с обязательным взрывом в конце, напористая Surveyor – в Dude Incredible есть, что послушать. Ощущение сплоченности подчеркивается фирменным продакшеном Альбини, с очень сухим и тугим звуком и отсутствием окружающего пространства – группа будто играет на репбазе, а ты стоишь в самом ее центре.
Как правильно заметили в рецензии на «Питчфорке», больше всего поражает уровень отдачи уже далеко не молодых участников. Они уже давно показали и доказали всем, что могут играть очень хорошо – а теперь пришло время применить все эти навыки для создания максимально ясного и точного в своих формулировках материала. Поэтому Dude Incredible – лучшее, что когда либо выходило под названием «Shellac» в этом веке. [8]
Interpol – El Pintor
Interpol отличается каким-то ослиным, дубовым упрямство и нежеланием меняться. Группа существует уже более десяти лет, а отличить один альбом от другого могут только фанаты – тем более с выходом третьего Our Love to Admire все шло по наклонной Низшей точкой стал одноименный готик-пост-панк «Interpol», после которого от группы, кажется, отвернулась даже часть фанатов. А потом еще и уход басиста, который выполнял сразу две функции: сочинял хорошие бас-партии и был главным модником в группе. В общем, все знаки указывали на то, что El Pintor окажется очередным разочарованием.
Он им и стал, но по несколько другим причинам. Из хорошего стоит отметить две вещи. Первое: бас -гитару в руки взял вокалист Пол Бэнкс (с переменным успехом тянущий сольную карьеру), что придало музыке дополнительную динамику, см. открывающий трек. Второе: здесь есть неплохие, иногда даже хорошие композиции, которые будят в памяти начало 2000-х. Юмор в том, что все «хорошие» треки являются калькой старых хитов, иногда доходит до прямого самоцитирования: My Desire – это All Fired Up, Anywhere –C’Mere, My Blue Supreme – The Scale, и так далее. Тут опять хочется вспомнить ужасный консерватизм Interpol, который в современном, невероятно динамичном и хаотичном музыкальном мире сейчас не стоит ничего. Но если третья попытка повторить прошлое вызывает легкое недоумение, а четвертая – явное раздражение, то пятая, собственно, El Pintor – какое-то усталое безразличие.
В звуке Interpol все еще много пространства и воздуха, но это всегда было пространство тесного темного клуба и воздух из застоявшегося сигаретного дыма – условия, в которых группа родилась и которые ей подходит лучше всего. Но из этого формата группа выросла, а найти свое место на стадионах она не смогла. Interpol – попросту очень ненужная в современном мире группа, как десятирублевая банкнота. Фанаты по инерции еще будут предаваться воспоминаниям, но в итоге, как известно, все сойдет к очередному переслушиванию Turn on the Bright Lights и вздохам по университетским годам. [3]
Caribou – Our Love
Caribou – это одна из музыкальных ипостасей канадского музыканта, продюсера, диджея и математика (не шутка) Дэниела Снэйта, при этом самая популярная. Всемирная известность пришла к нему после выхода в 2010-м году альбома Swim – очень модного поп-джаггернаута, который удачно совмещал в себе танцевальную радость и зловещие обертона. Под песню Odessa в тот год танцевали (или хотя бы слушали), кажется, более-менее все, кто интересуется актуальной музыкой. Спустя четыре года Снэйт возвращается с новым диском, который действительно похож на Swim, но не так сильно, как кажется на первый взгляд.
Снэйт – довольно умный и эрудированный мужик. В молодости он сильно увлекся авангардным джазом, в частности Sun Ra, что наложило определенный отпечаток на все его творчество. Отголоски чернокожего космического посланника, как сам себя называл Сан Ра, слышны в музыке Caribou и сейчас, но главное – в подходе: каждый альбом обладал новым звучанием, стилем и ритмом. Кислотная психоелия, краут, IDM и техно – все это Снэйт уже попробовал, а вот интимного, спокойного и насквозь романтичного диска у него еще не было. И да, Our Love – это про любовь. Это ни в коем случае не означает наличие слащавых мелодий и текстов вроде «детка, люблю тебя и скучаю, а ты ушла и денег не оставила» – наоборот, Our Love вербально и музыкально пытается изобразить все оттенки этого состояния, от страха, жалости и груза ответственности до эйфории или едва ощущаемой радости. У музыканта нежный, вкрадчивый, но неуверенный голос (хотя здесь он очень в тему), поэтому здесь мало слов и много музыки. Музыка отличная: пульсирующие биты, звуковые пейзажи, флейты, искаженные и рубленые на сэмплы фразы и звуки, подпираемые танцевальным грувом. Our Love звучит не мощно и не сочно, но оригинально и разнообразно. При этом назвать этот альбом танцевальным нельзя при всем желании: слишком илюзорен центральный бит, слишком много тонкостей, сбивок и сложностей. Если прошлые работы Caribou еще можно было как-то втиснуть в жанровые рамки, то Our Love расцветает, преображается и захватывает так, что ограничивать его совершенно не хочется. Это очень личная музыка очень неглупого человека, которую интересно и приятно слушать. Ну и один из лучших электронных альбомов сезона, к тому же. [8]
Yob – Clearing The Path To Ascend
Американское трио со смешным для русского человека названием Yob – читается как «Яб» – существует уже 18 лет и играет дум-метал. Но если бы все было настолько прозаично, то вы бы о нем сейчас не читали. Дело тут даже не в том, что дум здесь обрастает самыми разными жанрами, от блюза и прогрессива до эмбиента и пост-рока. У Yob есть одна отличительная особенность, которая позволяет ей оставаться востребованной (в своей нише, естественно) на протяжении вот уже двух десятилетий – это голос гитариста/вокалиста Майка Шайдта. На протяжении одного трека, который обычно длится минут 20, он успевает спеть пару куплетов высоким, немного гнусавым, но очень сильным тенором, напоминающим Оззи или Брента Хиндса из Mastodon (хотя последний позаимствовал манеру исполнения как раз у Шайдта); после этого он переключается на мощнейший гроул, достойный Isis или Neurosis; затем выдает рок-подачу в духе Криса Корнелла; закончиться все это может атмосферным spoken word, похожим на бормотание жреца. Естественно, все это время ему аккомпанируют громоподобные, медленные и вязкие барабаны, невероятно перегруженные (и тоже медленные) гитара с басом и атмосфера неизбежного апокалипсиса.
Clearing The Path To Ascend – уже седьмой диск группы, которая не потеяла ни формы, ни фантазии. Да, это очень грузная, медленная и эпическая музыка, но в ней нет и толики того занудства, которым грешат, например, Pallbearer или My Dying Bride. Альбом длится час и состоит из четырех массивных песен-эпосов: каждый из них идеально выверен в плане структуры и динамики, центральная тема развивается очень логично, не забывая подкидывать разнообразыне сюрпризы и отступления. Проще говоря, Yob нащупали четыре невероятно прилипчивых риффа и раскрыли их по максимуму, ни разу не перегнув палку. Но тут есть одна хитрость: если по каким-то причинам выдуманный группой мотив вам не понравился, то песня для вас по большому счету потеряна – а их ведь всего четыре! Несомненно, такой массив звука по зубам далеко не всем, к нему требуется некоторая подготовка и настроение – но если все это есть, то Clearing The Path To Ascend обернется очень приятным сюрпризом. [7]
Бонус-трек: Новый сингл Foo Fighters!